Дом бабушки Марии
Далеко в прошедшие времена в Сибири стояла русская деревенька из добротных бревенчатых изб. На её окраине, если ехать с одной стороны улицы, стоял про бабушкин дом.
Он смотрелся грациозно, большие три окна выходили на дорогу и такие же два окна во двор его дома. Дубовые ворота тот двор закрывали надёжно. А заканчивал ту улицу деревянный с перилами мостик. Под ним струилась в лазурных лучах играя, речушка не большая. А, далее поле и лес.
Жили они не худо, ни бедно, имели скотину и выездных лошадей. Выращивали лён, сами же из него ткали, красивые полотна. Прадед Демьян плёл лапти с узорами, с двойной пяткой, а порой на заказ.
В их семье выделывались деревянные ложки, и другие изделия на продажу для красивого быта, расписывались и покрывались душистыми смолами и лаком.
По завершению работ отец семейства укладывал весь товар на воз и ранним утром выезжал на дальние базары. Но готовился Демьян к поездке, всегда с вечера. Всем на удивление, упакованный воз с самодельными товарами выводил за ворота своего дома и оставлял на всю ночь без охраны. Ни кто не покушался на его дорогие товары.
Прадед, знал заговор магический на неприкосновенность. Но,
нашёлся смельчак и попытался украсть, да простоял всё ночь на пролёт с протянутой рукой к возу, онемевшим столбиком.
И только на рассвете вышел дед с конями под уздцы, и подошел к возу.
Усмехнулся в кудрявую бороду, легонько толкнул вора в плечо, тот и свалился на землю. (Не передал, прадед, тайну заговора, а может, она затерялось.)
Прасковья, была под стать мужу, работящая, статная, красивая женщина. И пророчила она сыну- Ивану, невестку в дом, работницу из семьи богатых.
Не заметно в труде прошли их молодые годы, выросли дети.
Всех определили, дочерей в замуж выдали и сыны женились.
Всё по обряду, с весёлыми свадьбами, как заведено на Руси отвели.
И остались старики в родном доме, в ту пору втроём, с младшим сыном. Тогда ему исполнилось, 23 года. Пора и семью заводить, да не хотел он жениться. Уж друзья над ним подтрунивали. А старики с одной стороны и были рады, что они не одни. И добродушно говорил Демьян: « Не беспокойся сынок, будет невеста, у твоих ворот » Не убежит коза далеко в лес, наша будет.
Однажды из обычных дней предложил Демьян, сыну поехать на дальние базары вместе. « Поможешь мне » - сказал он, Ивану. « Поторгуешь, нашим товаром, а я пройдусь по торговым рядам, присмотрю и куплю нарядную, цветастую шаль, для моей любимой жёнушки, уж давно не дарил ей подарка »
На другое утро собрались. Выехали ранней зарёю. Дорога лежала через вольготную улицу в другой конец деревни, а далее на выезд. Ехали мимо спящих домов и скромных белых, изящных берёзок. Ещё заря алела, заревом лучистым, и солнце ярким жемчугом, с высот небесных, сияние посылало.
Вдали ещё туманы, струились над полями, и прозрачной кисеёю, обрамляли, при дорожные дали, нежась в серебристых, бусинках росы. Тогда Демьян с сыном завернули за поворот, от деревни.
В стороне, на отшибе, не далеко у проторенной дороги, торчал полуразрушенный, всеми забытый, всегда пустовавший сизый дом.( Он словно выплакал все свои слёзы и угрюмо молчал.)
А ныне, в нём поселился бродячий, цветастый цыганский табор, и на его сером и ветхом крыльце, как сильная, прекрасная музыка, в восходящих лучах солнца, стояла хрупкая, изящная фигурка, юной девушки- цыганки. Это была Мария, в её глазах, чёрных, как ночной океан, блуждала наивность, чистота и любовь.
Иван сидел на возу с не выспавшимся, равнодушным лицом, и смотрел в некуда, лишь иногда бросая взгляд вдоль дороги.
Вдруг он нечаянно взглянул на крыльцо, его как молнией обожгло, а лошади сами остановились. Иван перевёл взгляд на отца и сказал: «Дальше, я не поеду.»
Отец любил своего сына, он так походил на него. Они слезли с воза, и пошли к дому.
Демьян, не стал отговаривать сына, так как было видно в бесполезности убеждений. Цыганочка, впрямь была хороша собою. Прадед знал свою силу слова, и уверенно пошёл сватать девицу для сына. Они подошли, уже к ждущей толпе цыган, с их бородатым бароном.
Припомнилась песня, ее напевала мне мама.
« Прощание цыганки с родным табором»
Цыганский быт и нравом старый, довольно мне в раздолье быть.
Я о новой жизни ни чего не знаю, а прошлой нечего тужить. (грустить) Прощаюсь ныне, я цыгане с вами. В новую жизнь ухожу от вас. Не вспоминайте вы, меня цыгане лихом.
Прощай мой табор, пою в последний раз.
Эта песня исполняется под гитару, мелодично и печально.
И так, вернёмся к толпе цыган После старательного, действенного разговора Демьяна с цыганским советом и за вознаграждения, и обещания, сыграть свадьбу, не откладывая. А значит, того же дня. Было дано, тогда согласие, борона на свадьбу молодых. Цыганке Марии с русским парнем. И по их закону, она покидает свой табор, навсегда! По этому случаю Демьян, приглашает весь цыганский табор в дом, жениха-Ивана.
И забрали невесту, в чем была, без приданого и усадили на воз к жениху, в телегу. Развернулись и поехали, вместе с цыганской, веселой семьей. Они, шумной, цветастой толпой, двинулись, гостями, по мягкой траве, на свадьбу.
Всему совету цыган было ясно и горько, не будь они, так бедны в своих скитаниях, не отдали бы свою красавицу.
И припишу выдержку из повести Пушкина «Цыгане»
Но счастья нет и между вами. Природы бедные сыны!...
И под изодранными шатрами,
живут мучительные сны.
И ваши сени кочевые, в пустынях не спаслись от бед!
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
И ещё одну выдержку, К чему? Волнение птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем даётся радость,
Что было, то не будет вновь.
Приехали.
Дом про бабушкин, стоял надёжно, казалось он ждал гостей, сияя окошками при солнечных лучах. Демьян распахнул ворота и пригласил всех в дом пройти. Но, на пороге стояла хозяйка, загораживая вход в избу. Её как будто подменили, она сразу всё поняла, что разрушены все её планированные ожидания, она внутри себя кричала, не пущу самозванку, невесткой.
Демьян, как будто не заметил её возмущения, отодвинул её, и все свободно прошли в горницу, к столу и сели. Гости выставили на стол бутыль с вином, и другие угощения.
В месте с ними, в аккуратную избу, как будто принеслись звуки раздольного ветра, шум морского прибоя, и приветствие от чистой, красивой души. Конечно, они хотели подарить песню, о жизни, о счастье и доле.
Хозяин сам поставил горячий ведёрный самовар, выпечка ватрушек уже лежали на столе. Иван из погреба принёс сметану, вяленое гусиное мясо, вроде повеселело на столе. Только хозяйка, сославшись, на боль в голове в спальню ушла.
Хозяин взял красивый, дорогой с под золотой, серебренный поднос, и заставил его хрустальными стаканами.
Залил их вином до ободков с краями, чтоб полно было.
Подняли бокалы с вином, отец Ивана, произнёс тост, и первый выпил, а дно поцеловал, и сказал: « Любить и жить вместе и детей растить в полной радости» Все кивнули, согласно и выпили, как Демьян.
Но песню не спели, от оживления и мнимого счастья не осталось следа. Наступила тогда тишина, помолчали, извинившись, цыгане встали, и тихо ушли, навсегда.
Захлопнулась дверь в былое у Марии. Потянулась замужняя жизнь, в серых, обидных трудовых буднях. Свекровь, так и не смягчила свой гнев, не простила, а затаила обиду на невестку. И частенько напоминала сыну, о не равности брака и говорила: что с неё взять, цыганка. Но Иван выслушает мать, сдвинет брови и промолчит.
Так пошли года, перелистывая странички дня. Иван любил свою жёнушку. В их доме, всё по хозяйству было исправно. Вскоре и радость их дом навестила. Мария родила, первым ребёнком была дочь, назвали её Анна, такая красавица,
говорили соседи, тогда.
Но всё же, свекровь изловчилась однажды, и злобно обидела Марию. Прасковья в тайне от всех, специально, достала из своего кованного, старинного сундука нарядную шаль, и перепрятала, «подложила в вещи к снохе»
Выждав, когда Сын вернулся домой усталый. Она подошла с жалобой к Ивану. Она, как будто, ужалила его в сердце, сказав, что твоя цыганка своровала мою шаль.
Видимо, в неурочный час пришлись эти слова.
Он в бешенстве, подскочил к Марии, а она не слышала их разговора, и спокойно кормила ребёнка.
Так он, зверем, внезапно свалил её и избил так жестоко, что всей деревней приходили женщины и мочой своей наполняли корыто, и отмачивали одежду из рубцов и ран снохи, отсоединяли.
Бедняжка, некуда ей было пойти, не куда головушку приклонить.
Увидев такую реакцию сына, мать Ивана испугалась и больше не напоминала о шале. Как будто все забыли об этом.
Прошли ещё года, и состарилась про бабушка и заболела.
И как принято у православных, просить прощения у близких, родственников, в том, чтобы не держали обиду, простили
вольные и не вольные обиды, и грех человека, тогда был бы отпущен.
За немощной свекровью ухаживала Мария, она и баню истопит, и помоют старушку вместе с сыном - Иваном.
И однажды на рассвете, подозвала Прасковья, сына подойти к ней.
Он подошёл, участливо сел возле матушки.
И она сказала ему:- Скоро сынок, я умру, но перед этим хочу покаяться тебе, признаться в грехе своём. Обманула тогда я тебя, соврала.
Не крала Мария шаль, у меня. Я сома перепрятала ту любимую, свою шаль. Прости меня.
Её слова, как гром среди ясного неба грянули. Он встал и сказал:
-Нет не прощаю, и заплакал, видимо, жалея всех в этот миг.
Возможно, сын осознал и свою вину, а значит, простил мать- Прасковью свою.
Думаю, да. Есть, такое выражение, что лошадь на четырёх ногах, а тоже спотыкается.
Но жизнь всегда идёт вперёд, в своём шторме и штиле.
Мария хозяйкой осталась в доме. У молодых рождались дети. Старились старики. Иван был добрый, а порою суров. Любил порядок и соблюдал отцовские традиции.
У них народилось шестеро детей. Из них два парнишки и четыре девочки, все хороши собой и все разные.
Младшая дочь Евдокия с белыми косами, и средняя дочь Елена, были хороши собой, и сероглазый, молчаливый сын - Степан.
Другая тройка детей- это цыганская красота, яркая, жгучая. Они стройные с летящей походкой, одарённые умницы и терпеливы.
Отец семейства, любил отдавать предпочтение светленьким детям, кто похож на него. Мария всех детей, песне красивой обучила, и ремеслу, любовь к труду с детства было им дано.
Иван любил иногда повторить: «Учи ребёнка, пока он поперёк лавки лежит» Но это, для красного словца.
У Ивана с Марией был твёрдый порядок, на утренний завтрак, зовутся к столу, лишь после того, как время отдали делам по дому, чтобы и в хлеву убрали навоз, другой ребёнок, скотину покормит, у каждого есть данное дело ему.
А уж только потом, все усаживаются молча за большим столом.
А там посреди стола, стоял пышущий, горячий самовар.
И на столе лежали творожные ватрушки.
Перед каждым ставилась чайная чашечка с насыпанными сушёными ягодами, и обязательно на красивом блюдце.
И когда все усядутся за столом, отец семейства заливал чашечки из краника самовара, кипятком, и раздавал по маленькому кусочку пирамидкой, белого сахара.
И дети пили из блюдца, заваренные чаи, с ватрушкой, или блинчиком.
Всё это ушло в былое, вместе с их детством.
Девочки превратились в красивых невест, и у каждой своя доля и жизненный путь предположен судьбою.
Для родителей они - дети, но время, так быстро ушло, и как ветром отнесло их на расстояния от родительского дома.
Старшие дети определились, парни женились, в замуж вышли дочери, и уехали в другие деревни, жить своей семьёй.
А дочь Александра в свои восемнадцать лет вышла за городского парня, и жили в городе, другим невестам на зависть.
Второго сына у Марии, Михаилом звали, про него я ещё не говорила, так он можно сказать, красивый молодой мужчина,
умный и талантливый был.
Тогда, в пору можно было бы сказать, вся семья поднялась, только бы жить и счастье строить.
Но революция пронеслась, как волна, раскидала народ.
Великая война в 1941 году, началась. Михаил тогда работал председателем совхоза, и организовал молодёжный клуб. Сам, им руководил и участвовал в танцевальном коллективе.
Его любили, и за ним люди шли, с песней работали.
Но, его забрали на передовые позиции.
Сын – Михаил, любимец всей семьи, молодым погиб.
Осталась мать-Мария в своём доме жить с вдовой- снохою
и два внука.
В последующих рассказах я опишу первую встречу с моей бабушкой Марией. Во время войны, мы с мамой - Александрой приедем к ней, я увижу тот дом и уже старенький мостик, без перил, завершающий улицу. Под ним, весной журчал
ручей, и плавали белые гуси, и купались хохлатые воробьи.
Свидетельство о публикации №210102301039