Ива. И все-таки поговорим о рассказе Зойка

19 октября были опубликованы отзывы на рассказ Т. Чеховой «Зойка» - мои, Ивы, Виктора Ганчара и Мяты.
Сегодня 23 октября. Прошло несколько дней,  первый эмоциональный шквал миновал, и я предлагаю вернуться к ОБСУЖДЕНИЮ РАССКАЗА (выделено мною).
Во время дискуссии было высказано немало резких слов. Хочу отметить, что читатели, сторонники автора рассказа, в выражениях не стеснялись. По их мнению, в работе редакторов «Открытого Текста» проявилось «Что-то злое, высокомерное, начетническое, недружелюбное. Даже бесчеловечное.» (с) Мы, редакторы, «стеснялись или боялись быть нормальными» (с). «В плане психологизма и эмоций» редакторы «дуб дубом». (с)  Нас сравнивали  с хирургами-садистами, которые с удовольствием копаются с ранах (??), разбрасываются словами-кирпичами и, вообще, хоть и образованы, но настоящих несчастий в жизни не видали. К сожалению, видимо.
Ну что я на это могу сказать? Наверное, многое…
Однако оставаясь в рамках редактора «Открытого Текста», призываю: дорогие авторы и сочувствующие! Оставайтесь и вы в цивилизованных рамках. При разборе ваших текстов мы НЕ обсуждаем личность автора. Так почему вы позволяете себе обсуждать личность редактора?
Хотите склоки и скандала? Это вы можете сделать на любых других страницах, в т.ч. и на своих собственных. А проект «Открытый Текст» задуман как ЛИТЕРАТУРНЫЙ, а не социальный.
Мы обсуждаем тексты. И именно к этому мне хочется вернуться.
Татьяна, вы  резко возражали против высказываний (моих и Мяты) о том, что образы героев не прописаны. Но обратите, пожалуйста, внимание на отзыв, размещенный непосредственно на вашей странице.
Его автор пишет: « Немного смутило, что маму Зойки Вы называете Ниной. Я даже в начале рассказа запуталась, решив, что в повествование вступил еще один персонаж - Нина, сестра Зойки. Из рассказа понятно, что мама - пожилой человек, и ее вполне можно навать по имени-отчеству. А можно и просто опустить имя, оставив "мамой"» (с)
Это очень ценное замечание.
Смотрите, автор отзыва называет маму Зойки «пожилой женщиной». А на самом деле, возраст ее не ясен. Ровно как и возраст дочери. Студентка восемнадцати-двадцати лет? Тогда маме может быть и тридцать шесть. И сорок. Разве это пожилая женщина? А может быть и пятьдесят восемь.
Автор рассказа вовсе не обязан предъявлять читателю паспорта героев, рассказывать ВСЕ обстоятельства их жизни. Вспомним Станиславского. Актер играет героя в состоянии "здесь и сейчас", но при подготовке к роли прорабатывает ВСЮ его жизнь.
Так и автор – представляет ВСЮ историю, а читателю показывает только ЧАСТЬ в соответствии с авторским замыслом.
При чтении вашего рассказа читатель не понимает ни возраст героинь, ни их социальный статус, ни место их жительства, ни род занятий (хотя с Зойкой ясно наполовину – она студентка, но непонятно какого учебного заведения). А ведь согласитесь, жизнь одинокой пятидесятишестилетней работницы ткацкой фабрики в городе Бобруйске отличается от жизни незамужней же женщины сорока лет, начальника отдела кредитования физических лиц Национального Трастового банка в г. Москве. И студенты медицинской академии отличаются от будущих архитекторов или археологов.
Все эти подробности (возраст, внешний облик, время года, место действия) должны быть в тексте, только тогда он наполнится жизнью. Мастерство автора - в нужных пропорциях распределить придуманные детали по ВСЕМУ тексту и тем самым создать картинку.
Вполне вероятно, вы-то знаете и город, в котором происходит действие, и возраст героинь. Но все, что вы скажете сейчас – за пределами рассказа – не считается.
Читатель видит текст, только текст и НИЧЕГО больше. Ни биографии автора, ни его комментариев.
Поэтому и получилась только схема отношений. А выбранная тема оказалась не раскрытой.

Вы, Татьяна, спросили меня – почему мне не нравится халат героини тети Кати.
Сам халат мне нравится, деталь, кстати, неплохая. Но – к сожалению – не уместная. Героиня тетя Катя занимает в рассказе 907 знаков, произносит четыре предложения. Цель ее появления не вполне ясна. Возможно, ее образ призван оттенить образ матери Нины. Но тогда почему вы не описали внешний облик ГЛАВНОЙ героини? (ведь Нина – главная?).
В своей статье «Растерзанная Зойка» вы пишете: «Взял за душу сюжет, бередит сердце – пишу» (с)
Эмоциональность вашего текста не вызывает сомнений, мои замечания касаются формы, в которой это эмоциональность подана. Форма несовершенна.

По стилистике рассказа.
Вычитка, безусловно, требуется. Несколько примеров.

«Хорошо было бы купить обе пары,но денег было в обрез, и они дискутировали до изнеможения, доказывая друг другу: мама  -  практичность, а  дочка  – внешний вид» (с) «было бы» - «было» - повтор;
«они дискутировали» - исходя из прочитанного, получается, что «они» - это пары (сапог).
В целом части предложения не согласованы.

«Победила Зойка и теперь, когда  снег,  в очередной раз, выпав - растаял, беспокойства у мамы по поводу  мокрых ног прибавилось, и она не могла их не высказывать.» (с)
Части предложения не согласованы.

«Нельзя сказать, что Нина говорила это часто, но в этот раз сказала, и это было последней каплей для дочки» (с)
«это» - «этот» - «это» - повтор

«шарила глазами по комнате - что бы еще запихнуть, не забывая и не желая молчать,» (с) - не согласовано. 

«Можно еще было сказать и целиком справедливо, что не допросишься воды принести, когда бочка приезжает во двор, не упросишь сходить иной раз в магазин, хотя эта просьба,..»(с)
«допросишься» - «не упросишь» - «просьба» - повтор

В целом автору следует обратить внимание на большое количество повторов и несогласованных предложений.

По итогам разбора рассказа «Зойка» Татьяна Чехова написала текст «Растерзанная Зойка», который мы разместили на странице «Открытого Текста».
Татьяна пишет: «я надеялась, что он <разбор> будет  заинтересованный, максимально объективный, профессиональный, обоснованный и что немаловажно доброжелательный и  корректный.  Почему отправила «Зойку»? Мне было все равно. А он был последним рассказом, который я написала. Хотелось разговора. <...> итогом общения с редакторами страницы «Открытый текс» явилось глубочайшее мое разочарование. Вспомнилось - На страницу приглашали тех, кто хотел  превратить свои камешки в настоящие произведения» (с)

Татьяна, как это ни парадоксально звучит, я сочувствую вашим чувствам.
Да, оценка со стороны оказалась не такой радужной, как ожидалось. Но это жизнь.
Теперь выбор за вами. Дальнейшее будет зависеть от целей, которые вы поставили перед собой как автор.
В любом случае, я желаю вам успехов.

С уважением,
Ива

Для тех, кто решит присоединиться к обсуждению, напоминаю – на странице «Открытого Текста» присутствует модерация. Эмоциональные реплики, затрагивающие личность автора или редакторов, будут удаляться.


Рецензии
Вы правы, Ива! Разговор не завершён.
Предполагала, что Тане горьки будут Ваши слова, но не думала, что
настолько.
Понятно, рассказ занесён в раздел *Любимое*. Писала его Татьяна с чувством, вложила душу: *...А писала - плакала. Такая тонкослезая стала. История - то придуманная, а воспринимаю как настоящее...*-Татьяна Чехова в ответе на рец.
Мне он показался надуманным без признания автора, а, следовательно, не расстрогал и не заинтересовал. Единодушие трёх авторов совпало с моим мнением, а разговор, считаю должен был когда-то состояться. Поводом мог бы стать рассказ другого автора, ибо, явление типичное на сайте.
В этом году брожение на Прозе.ру идёт полным ходом. *Перемен требуют наши сердца!*, сердца неравнодушные к дитературе.
Три вехи, три важных шага сделаны в нужном направлении: "Литературная Критика", "Архив Прозы.ру" и "Открытый Текст".
И хорошо, что появились площадки для серьёзных разговоров. Пусть на страницах авторов будет тишь и благодать, а желающие задуматься серьёзно о важном соберутся здесь!
Хорошо бы всем нам любое замечание писать хорошим, грамотным, литературным языком, но при обсуждении важно с водой не выплеснуть ребёнка.

Зоя Чепрасова   24.10.2010 17:24     Заявить о нарушении
Зоя, спасибо за отзыв.
на мой взгляд, ребенок останется в корыте, если в обсуждении будут участвовать много авторов. объективность - понятие статистическое. мнение Ивы - это всего лишь мнение одного человека. чем больше народу выскажется, тем ясней автор увидит свое произведение - со многих точек зрения.
я очень рада, что вы читаете и откликаетесь. ваше мнение для меня важно.
с уважением,

Ива   24.10.2010 17:47   Заявить о нарушении
Примечательно, не обида, а публикация "Зачем".
Зачем автору критика?!

Зоя Чепрасова   24.10.2010 18:05   Заявить о нарушении
не читала, поэтому ничего сказать не могу.

Ива   24.10.2010 18:11   Заявить о нарушении
Извините, Зоя и Ива. Вклинюсь. "Зачем" - еще хуже.
Если "зойка" (по моему мнению) - нулевая отметка, то "зачем" - минус один. Но кому-то нравится и такое, поэтому я остаюсь в стороне от высказываний своего "фу" автору, тем более - видела ее болезненную реакцию на критику.


Мнемозина   24.10.2010 22:36   Заявить о нарушении
не, Таня, не согласен: "Зачем" - лучше
там есть пара-тройка вечных идей

Точки Опоры   24.10.2010 23:00   Заявить о нарушении
для меня - когда картину пишут тремя светоформыми цветами - уже плохо... я - приверженец полутонов)))))

Мнемозина   24.10.2010 23:12   Заявить о нарушении
светофорНыми...

Мнемозина   24.10.2010 23:13   Заявить о нарушении
Не хочется дополнять обиды автора, но очень хочется сказать
про *зачем* одним словом, почерпнутым на сайте. Нет, нет! Вполне нормативным. *Отстой*.
Знаю два подлинных случая любви между учительницей и учеником, которые закончились браком. На сайте есть рссказы на тему.
В *зачем* правды жизни даже под микроскопом не найти.

Зоя Чепрасова   25.10.2010 07:32   Заявить о нарушении
см. краткий обзор в моей реце на "Зойку " .. О, зачем и т.д. ))
ТО- Вы меня разочаровываете.. Пара вечных идей ?? Давайте публиковать лозунги ?


София Павлова   25.10.2010 17:18   Заявить о нарушении
Зоя Чепрасова, Пария и, пожалуй, Мнемозина Помпадур!
Благодарю вас за внимание оказанное мне. Похоже, критический разбор моих работ продолжается, и поверьте, мне - автору молодому, неискушенному, льстит внимание таких мастеров.
Но, так как речь о моем, разрешите представить вам ссылку на рецензии рассказа «Здесь!» - http://www.proza.ru/2010/10/21/981
А также еще раз напомнить вам слова одного из редакторов ОТ:
«Пардон. Рассказ не остался незамеченным, так? Он собрал десятки откликов, эмоциональных, положительных, в унисон, "о себе". Ну и что. Не станем же мы утверждать, что все откликнувшиеся – неискренни и фальшивы? И, что это, мол, просто игра такая в словечки, а реальным чувствам (от прочитанного) места в ней нет? Не станем же говорить, что те – читатели ненастоящие, а мы – квалифицированные и знающие толк. А, если станем, разве это квалифицированная оценка, а не вкусовая?!»
С уважением,

Татьяна Чехова   25.10.2010 20:03   Заявить о нарушении
Т. Чеховой.
Да я уж это читала. Там Ваше "Зачем". Спасибо.

Мнемозина   25.10.2010 20:53   Заявить о нарушении
А я отвечала в другой речке и опаздываю на работу .. Отвечу, Татьяна. Только я однажды предложила как аргумент в свою пользу другие рецензии-
вот где началось от критикующего .. Кажется, у меня в " Под виселицами ..."есть ссылка .. если она не удалена ).


София Павлова   25.10.2010 20:55   Заявить о нарушении
Я на перерыве.
Татьяна, честно прошлась по всей ленте ( 28 рецензий )
Все отзывы- о "событиях"
рассказа. .
Авторы, которые пришли в восторг от того, КАК написано- это их право, они мне знакомы косвенно или не знакомы - разве по спискам ( это я удерживаюсь от мнения ).
Увы, к оригинальному барану- если Вы выставили сами свои вещи для КРИТИЧЕСКОГО разбора, а потом называете это склкой и войнушкой- зачем выставлять? Неужели Вам мало хвалебных рецензий ? Профессиональное мнение- не каждый выдержит, Я была счастлива, если бы Зоя Чепрасова потратила на меня время. Мята уже побещала. И Татьяна ( не Алейникова, ).На сайте очень мало профессиональной критики- но у Вас в рецензиях её нет вообще.
А вот Алина Гром как хорошо сказала :

"Таня, Мнемозина зовут ее))))) Мнемозина Помпадур.
Она пишет очень неплохо. Я бы почитала ее на твоем месте.
Как я поняла, она поддерживает своих друзей в этой войнушке. Но ведь и я поддерживаю.))))))))
Да к тому же, судя по всему, во многом и просто согласна с ними. Это вполне нормально для близких по духу авторов."
И далее по тексту - она Ваш друг , очевидно, но видит литературные недостатки.

Таня (Мнемозина ) - гляди, ещё и помиримся на этой почве ))).
.

София Павлова   25.10.2010 22:53   Заявить о нарушении
Татьяна Вегерина ..

София Павлова   25.10.2010 22:54   Заявить о нарушении
Соня, мне жаль, что уже два ( или сколько)_ дней я пытаюсь пробиться к сознанию редакторов и все как об стену.
Повторю последний раз. Я не в претензии от критических замечаний и со многими согласна, с которыми категорично - об этом написала. Самое большое мое огорчение - ОТ ФОРМЫ ПРЕПОДНЕСЕНИЯ этих самых критических замечаний. Кроме того, мое желание высказать свое мнение - квалифицируют как бурю в стакане, обиду давнюю и т.д. и т.п.
Вот ЭТО меня не устранивает.ОТНОШЕНИЕ к автору,его личности меня не устраивает. Ведь, в конце концов редакторы ОТ мастера критики, а не мастера уничтожения личности.
Всего доброго,

Татьяна Чехова   25.10.2010 23:07   Заявить о нарушении
Не могу не согласиться.. Грешат этим .. но опять же - профессионалов мало.
Сочувствую. у меня Вы тоже увидеть своеобразные рецензии, мягко говоря.
Отсеивайте плевела, выбирайте то, что Вам важно и кажется полезным. И берегите нервы. Проза Ру требует недюженной выдержки .

София Павлова   25.10.2010 23:10   Заявить о нарушении
И Вы о нервах,Соня. Ну,почему?! Где Вы увидели нервы? Если я хочу объясниться - это нервы! Ничего не понимаю! Вполне нормальное желание человека объясниться,выразить свое мнение называют нервами. Жаль!
Вынуждена признать, что лбом стену не перешибить и доказать, что я спокойна как "двери" я не в состоянии. Жаль, что в виртуале не слышна интонация человека.
Почитаю Вас,Соня по свободе.Спасибо за приглашение.Рада знакомству.
С уважением,

Татьяна Чехова   25.10.2010 23:18   Заявить о нарушении
Ой, Танюша ! Я о СВОИХ ..Вам и не снилось, через какие войны я здесь прошагала, сколько ран на мне - да Вам и знать не надо .
Заходите, буду рада.
Сразу говорю- из циклов отдельно взятое Вам не даст картины- см. ссылку в резюме .
Спасибо. Всего доброго.
Я ответила об Алексе .


София Павлова   25.10.2010 23:21   Заявить о нарушении
Так, подошла моя очередь. Мой выход. Извольте.
Уважаемая Татьяна Чехова! Так и хочется мне всплеснуть ручками и воскликнуть: и что же Вы так переживаете? Что же Вы так нервничаете? Мир не перевернулся от того, что поругали Ваше творчество, так ведь на то и критика - придираться. Критики - они такие. Им палец в рот ни клади. Откусят и проглотят. Да! И поругали-то не зря! За дело, которое Вы плохо сделали. Причем, Вам объяснили, что у Вас не так. И то не так, и это. Да, Вас не гладили по головке, не просили заведомо прощения, не было. Но и не хамили, не унижали и не били словесно. Критический разбор Вашей работы был. И Вы добровольно на него согласились.
Татьяна, ну, честно. У меня впечатление, что в ОТ только и занимаются, что отбрыкивается от Ваших обид. Может, Вы и не на нервах, как Вы говорите, я не знаю доподлинно. Но! выглядит это именно так: нервы, обиды, нежелание признать поражение.
Если Вам интересно мое мнение - я считаю Вашу работу "Зойка" слишком слабой. Мне бы было ее неинтересно рецензировать. Но у Вас же много положительных откликов, которыми Вы гордитесь! Пусть они будут для вас утешением. Что касается меня, то я эти 28 положительных рецензий считаю адекватными уровню Вашей работы. Меня это не удивляет.
С уважением,

Мнемозина   26.10.2010 00:12   Заявить о нарушении
Во-первых, вынуждена обратиться к редакторам ОТ с извинением за нарушение регламента – время мое вышло. Однако, не могу не ответить на слова мне обращенные.Уж потерпите, надеюсь, что последнее.

Мнемозине Помпадур.
Сударыня! Крайне удивлена. Я понимаю, Вы в образе, но это ни в коем случае не оправдывает Ваше бесцеремонное обращение ко мне. Смею напомнить Вам, что я не являюсь ни Вашей подданной, ни подданной Вашего короля.
Еще больше меня возмутил отзыв о качестве рецензий моих читателей. Это не делает Вам чести.
Кроме того, хочу поправить Вас по количеству рецензий – их не 28, а 31. Не надо занижать.
Мне Ваше мнение не интересно, но раз уже оно было произнесено, то хотелось бы более доказательств, а не одного слова – слабая работа.
Общение с Вами, честно признаюсь, не доставляет мне удовольствия, но что ни сделаешь ради пользы дела. Так что приглашаю на мою страницу высказаться по поводу моей работы. Надеюсь, высказывания будут доказательны, объективны и корректны, как и положено особам приближенным.
С уважением,

Татьяна Чехова   26.10.2010 14:46   Заявить о нарушении
Какие короли? Очнитесь. Мы в прозе ру.
Татьяна, на сколько я Вас поняла, Вам не интересно мое мнени НО! Вы приглашаете меня высказаться. Вы сами-то поняли, что написали?
Давайте забудем. Я сделаю вид, что Вы это не произносили. И мы перестанем друг для друга существовать. Читать я у Вас ничего не собираюсь по известным причинам. И Вы у меня, я уверена, тоже.
Я с Вами прощаюсь.

Мнемозина   26.10.2010 14:59   Заявить о нарушении
Мне понятно, о чем я хотела сказать. Думаю, и любому человеку с определенным интеллектуальным уровнем было бы ясно.
Впрочем,другого ответа я от Вас и не ожидала.
Прощайте,

Татьяна Чехова   27.10.2010 12:45   Заявить о нарушении
Чао, крошка.
Не плачь долго.

Мнемозина   27.10.2010 13:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.