Правда о катюшах
В отличие от «ветеранов», выступавших на пионерских и комсомольских сборах, просто повторявших газетные статьи о всяких великих подвигах, они рассказывали о настоящей войне. Среди прочего и о военной технике: восхищались немецким и американским оружием, отмечая, правда, и наши определенные успехи в этом направлении.
Что меня удивляло, они практически никогда не рассказывали о «катюшах», прославленных гвардейских минометах. Однажды я прямо спросил их об этом.
Мне разъяснили, что говорить тут особенно не о чем, так как данное оружие не играло в войне никакой существенной роли. Ракеты обладали чрезвычайно низкой прицельностью, бить из него по какой-то конкретной цели было бесполезно, можно было только обстреливать «квадраты». Но в этом случае несколько батарей обыкновенных артиллерийских орудий, из-за своей высокой прицельности, производили гораздо больший эффект. Снаряды для «катюш» были , в основном, двух видов - осколочные и , так называемые, термитные. Осколочные, по идее, должны были, разрываясь над целью, осыпать ее градом осколков; однако вследствие непредсказуемости времени полета ракет настроить их было практически нереально. Как правило, они разрывались уже на земле, оставляя небольшие воронки, а больше половины осколков оставались в земле. Другие взрывались в воздухе и падали, уже значительно потеряв скорость и поражающую силу, а обыкновенная каска уже достаточно надежно защищала от них. Достаточно безопасно было отсиживаться в глубоких окопах и траншеях.
Что касается термитных снарядов, то они были заправлены каким-то горючим составом, что-то вроде напалма. Однако состав быстро прогорал и самые простые укрытия , вроде развалин кирпичных домов, уже надежно защищали от него.. И те и другие снаряды были практически бесполезны против танков. (Сравните со знаменитыми Фауст-патронами!)
Сами установки были довольно громоздкими, легко определялись с воздуха по характерным очертаниям, занимали много транспорта для подвоза снарядов, быстро расстреливали боезапас и вынуждены .были отступать в тыл.
Зачем же они тогда вообще использовались? Они были любимой игрушкой военного начальства, а их мощный рев производил неизгладимое впечатление на военных корреспондентов. Особенно любили залпы термитными снарядами по кварталам с деревянными домами. Начальство удовлетворенно наблюдало поднимающееся море огня, не подозревая, что противник был не так глуп, чтобы держать линию обороны в деревянных домах. Поэтому, «катюши» били по пустоте, так как даже гражданское население предпочитало прятаться в землянках.
Вот, собственно, и все о «катюшах».
Как обычно, буду благодарен тем, кто компетентно сумеет опровергнуть мое мнение. Как знать, вдруг мне наврали те проклятые «антисоветчики»?
Впрочем, многие писатели, прошедшие войну в боевых частях, типа Быкова и Астафьева, тоже не упоминают никаких «катюш», как и мои ветераны.
Или я неправ?
Свидетельство о публикации №210102301068
Психологическое воздействие ракетного оружия тоже нельзя сбрасывать со счетов. Пугать противника и воодушевлять своих "сталинский орган" умел.
Что касается термитных снарядов, то это миф, порождённый пылким прусским воображением - ввиду особенностей взрыва РС-132 осколки разогревались до 600-800 градусов и обладали весьма приличным зажигательным действием без всяких химических добавок.
«Огонь ведут «Катюши» - книгу написал командир одного из первых полков реактивной артиллерии генерал-лейтенант Нестеренко, ветеран и участник войны. Полагаю, он лучше разбирался в вопросах эффективности реактивной артиллерии, чем писатели-пехотинцы?
Упомянутый Вами Быков Василь Владимирович написал рассказ «Катюша» - рекомендую. Рассказ печальный, с точки зрения солдата, попавшего из-за залпа Катюши под ответный обстрел немцев. Но мы не видим в этом рассказе точки зрения немцев, и причин столь яростного ответа на всего навсего один залп "бесполезной" Катюши. Которая, кстати, ушла из под обстрела и продолжала воевать.
«…22–25 ноября. Русские танки обходят нас и атакуют с фланга и тыла. Все в панике бегут. Мы совершаем 60-километровый марш через степи. Идём в направлении на Суровикино. В 11 часов русские танки и «Катюша» атакуют нас. Все снова удирают».
(Из дневника фельдфебеля полевой жандармерии Гельмута Мегенбурга)
Евгений Туголуков 14.09.2025 05:41 Заявить о нарушении