Размышления о гении

      Я часто думаю о людях гениальных, наделённых славой. Почему-то считают, что человек,
пользующийся известностью,должен быть счастливым, удовлетворённым, а в действительности всё
наоборот. В так называемой "славе" гнездится то самое одиночество, которое настигает их
неизбежно.

      Несколько дней по телевидению идёт анонс к закрытому показу фильма о Ландау, снятого
по дневникам его жены. Якобы "скандальном" фильме.

      А накануне показали документальный фильм о Ландау "Великолепный Дау". Он меня поразил. Я познакомилась с ГЕНИЕМ. Ландау - гений из гениев по тому, ЧТО он сделал, а более
всего по тому, КАК он это сделал. И это я поняла из этого умного фильма. Я прониклась
гениальностью Ландау. Я не была с ним знакома при жизни, но по кадрам кинохроники, по фотографиям я влюбилась в него как женщина. Если долго смотреть в его умные светящиеся глаза, можно "сойти с ума". И понятно, как любили его женщины... А он?
      Я думаю об этом несколько дней.

      Идеи, открытия гению не падают с неба. Идёт грандиозная работа ума. Подключается вдохновение, озарение, работа души. На всё это уходит огромный расход энергии, сил души и тела. Энергию эту гений черпает в счастье открытий, ищет в любви, ибо только любовь даёт эту подпитку. Ландау должен быть, по моему понятию, гением и в любви. А для этого любовь должна быть свободной. Ландау по всем своим поступкам, по всей жизни был человеком СВОБОДНЫМ даже в те несвободные времена.

      И вот этот фильм "Мой муж - гений". Слабый фильм. Набор эпизодов из жизни гения по понятиям его жены. Фильм не ставил задачей показать Ландау как учёного. Это была попытка
показать одну сторону его личной жизни, опять же глазами его жены. А жена не была гением.
Она его любила как простая женщина. По молодости, по глупости, по влюблённости она согласилась принять "его условия игры", не представляя себе трудности осуществления этого. Потому что её любовь - любовь собственническая, как ни старалась она подыгрывать ему. А в его постановке проблемы главное - быть свободным в любви, как и во всём, что составляло личность Ландау.
      Жена приняла его правила игры. Она была вольна уйти. Но она не уходила. Она хотела быть собственницей и стала ею только тогда, когда он уже не мог быть свободным, и последние 6 лет были его заключением в страшном одиночестве, без науки - смысла его жизни.

      И ещё я думаю, что Ландау не принадлежал себе. У него была миссия гения. Он летел вперёд через преграды, и остановить его могла только смерть. Так и в любви. Он любил
красоту во всех её проявлениях: в цвете, формах, ароматах, страсти...Эту любовь воплощали в себе разные женщины, и Ландау искал в каждой из них то, чего ему не хватало. Он искал
свою звезду и летел за её призрачным светом.
      Так я понимаю Человека - гения Ландау.

      Не понравился мне актёр Спиваковский. В его глазах не было света гения. В его исполнении не было ничего от Великолепного Дау, а порывы сердца выглядели, как обыкновенная похоть. Слабый фильм. Никакого развития характеров, образов. Особенно жены.
От начала до конца она одинакова: молодая лупоглазая бабёнка. Если и действительно его
жена была такова, то понятны и похождения Дау.

     Ещё меня поразило то, что при огромной любви жены в момент, когда Дау говорит ей,
что он "не может жить без науки" и просит помочь ему уйти из жизни, она отказывает ему
в этом, предлагая " вместе доживать". Это любовь?!
     Она обрекла его на 6 лет мученичества физического и духовного, покойника при жизни.
Всё понимающего Гения, не способного и не желающего жить так, как предложила ему жена.
И я не вижу в ней подвига - ухаживать за инвалидом. Вот теперь он ей принадлежит,
ненужный никому. Да уж лучше умереть!

      И вот вопрос Гордона о том, нужно ли и возможно ли показывать такие фильмы об известных людях?
      Нужно и возможно. Хотя бы для того, чтобы всколыхнуть умы и сердца, дать повод задуматься о великом, духовном, о любви и её странностях. И я тому пример.
      Только фильмы должны быть умными, глубокими; актёры - талантливыми. Что-то
перевелись у нас такие.

      ГЕНИИ. Всем существом преклоняюсь перед ними! Удивительнее ничего нет на свете!
Но это тяжкое бремя для того, кто им осенён. К гениальному человеку надо относиться
терпимо и бережно. Я могу простить гению всё. А вы?

    Октябрь 2010 года.


Рецензии
Уважаемая, Майя Аркадьевна,спасибо Вам,за рассказ - размышление !Я полностью с Вами согласна!Да,Гению я тоже готова простить всё.
Я полностью с Вами согласна и разделяю Ваши мысли о Ландау,подписываюсь под каждым Вашим словом,всё правильно Вы говорите!Я тоже смотрела документальный фильм о Дау!Мне очень понравилась его формула счастья!Она,как Он сам говорил,Гениально проста:-Для счастья необходимо:работа,любовь,общение с людьми.
Гениальный физик- теоретик Ландау,считал самым главным своим созданием - "теорию счастья"!Вот она:-Надо активно стремиться к счастью,быть искренним,любить жизнь и всегда наслаждаться ею!
Неординарная личность Ландау ,всегда привлекает моё внимание,я стараюсь не пропускать про него передачи по ТВ.
А ещё я завидую студентам, которые посещали его лекции,он был гениальный преподаватель,лектор...
С уважением Лидия.

Лидия Сапрыкина   05.09.2011 00:50     Заявить о нарушении
Это, пожалуй, самая приемлемая мной рецензия от человека, который что-то знает о Ландау, имеет жизненный опыт общения с людьми неордиарных способностей; воспринимает жизнь сердцем и не старается умничать. Мне понравилось Ваше напоминание о "теории счастья" - всё гениальное ПРОСТО.
Примите мою искреннюю благодарнось за Ваш отзыв. Майя


Майя Аргамакова   05.09.2011 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.