Друд -сын пирата Богоматерь мореплавателей

13 Богоматерь мореплавателей


Осе приехал к Стенам в шесть часов вечера и, едва освободившись от гостеприимных хозяек с помощью Борда-Сигюрда, сразу прошёл в комнату Друда. Тот, полуодетый, умывался над тазом.
-Как хорошо, что ты приехал!- радостно воскликнул Друд и, бросившись навстречу Осе, крепко обнял его.
Пальцам Ланселина, заледеневшим на холоде, тело друга через рубашку показалось очень горячим. Сердце его сжалось. В голове вереницей пронеслись образы того, что может случиться в пути с этим ставшим таким близким ему человеком. Однако, помня данное слово, Осе взял себя в руки и заставил улыбнуться.
-Прости, конечно, - шёпотом продолжил Друд, - я поступил, как я понял, против твоей воли, но и ты должен меня понять. Я не могу больше сидеть по чужим домам и ждать, не повернутся ли дела в мою пользу. Я должен что-то делать. Садись, я пока оденусь.
-Я разбудил тебя? – спросил Осе, усаживаясь в кресло.
-Нет. Это Борд-Сигюрд целый день с Далем укладывают меня спать. Говорят, нужно сил набраться перед дальней дорогой. Но я уже больше не могу валяться в постели. Кстати, ты с каретой?
-Да, а что ты хочешь?
-Убежать от них всех и съездить с тобой в одно место.
-Но, как я заметил, в столовой накрывают ужин.
-Вот именно. Госпожа Стеен и её дочери – хорошие женщины, но сегодня они просто забодали меня своими заботами.
-Что сделали?
-Забодали. Ну, в общем, превысили все пределы. Они сегодня более заботливые и ласковые, чем обычно. А тут ещё и Борд-Сигюрд взялся поучать меня, как беречь силы. Я даже что-то от них устал. Помоги мне сбежать.
-Но как? – рассмеялся Осе. – Нас усадят ужинать, едва мы высунемся из комнаты.
-А мы побежим бегом.
-Но это невежливо по отношению к дамам.
-Ах, Осе, неужели ты не сделаешь для меня сегодня такую малость? – Друд скорчил жалостную гримасу.
-Для тебя – что угодно.
-Тогда сейчас я набрасываю кафтан, мы бежим, хватаем свои плащи и выскакиваем за дверь!
В эту минуту в комнату вошёл Борд-Сигюрд.
- Прошу к столу, - сказал он.
-Борд, миленький, избавь меня сегодня от стола! – комично взмолился, обращаясь к офицеру, Друд. – Мне очень нужно съездить с Осе в одно место.
Стеен бросил быстрый и недоверчивый взгляд в сторону Осе.
-Куда? – коротко спросил он.
-В церковь Богоматери мореплавателей.
-Мы могли бы съездить туда вместе после ужина.
-Борд, ну что тебе стоит? Я ведь не один еду, с Осе. Он меня привезёт. Мне очень хочется туда прямо сейчас!
-Но я не вижу…
-Вот и спасибо! – воскликнул Друд и, схватив Осе за руку, потащил его к выходу. – Я знал, что ты настоящий друг!
Молодые люди проскочили коридор и дверь столовой. Схватив плащи и шляпы, кубарем скатились с лестницы и вскочили в карету.
-К Богоматери мореплавателей! – крикнул Ланселин в окошко и карета, подпрыгивая на камнях мостовой, покатилась.
В эту церковь Осе привёз Друда впервые после Рождества. Она была построена по обету двумя капитанами, Яклейном Мюде и Лильбертом Лентоном, открывшими в 1607 году Андегавские острова. Оба капитана, лишившись своих судов, вынуждены были наняться к богатому купцу Ивэну Огилли. Но на новом месте несчастья продолжали их преследовать. Караван судов, которые они вели из Голландии, подвергся нападению пиратов. Высаженные на шлюпки с остатками команды, они едва добрались до Ваноццы. Имущество и дома Мюде и Лентона пошли с молотка на возмещение ущерба, а сами они вместе с их долгом были перепроданы купцом Огилли другому негоцианту Ивэну-Яклейну Зеллету. Последний был увлечён романтикой морских открытий, но не хотел особенно рисковать деньгами. Предоставив морякам два старых корабля, «Надежду» и «Воскресение», он отправил их на поиски новых земель. В этом плавании Яклейн Мюде и Лильберт Лентон открыли плодородные и прекрасные Андегавские острова. Новые земли, пригодные для выращивания хлопка, кофе и пряностей, скрывающие в недрах одного из островов залежи серебра, освободили капитанов от гнёта долгов и, хотя не дали особенно разбогатеть, зато позволили закончить свои дни в известном достатке. В благодарность за свершившееся чудо капитаны выстроили церковь и заказали большую алтарную картину. Изображённая на этом полотне Богоматерь в узорчатом парчовом платье, раскинув руки, покрывала своим синим плащом стоявших на облаках, преклонив колени, капитанов, а также благословляла написанные в нижней части корабли, уходящие в даль.
В тот день, когда Друд впервые увидел изображение Богоматери мореплавателей, он находился в подавленном настроении из-за неизвестности по поводу судеб своих родителей и капитана Эсклермонда. Он чувствовал, что должен сделать хоть что-то, чтобы стать сопричастным их участи хотя бы на расстоянии. Поэтому, встретив Осе, он спросил, как ему лучше поставить свечи в церкви – за здравие или за упокой дорогих людей. Друду казалось, что если пираты сдали его отца властям, и он осуждён на виселицу, а может уже и повешен, то мать этого не переживёт. В гибель капитана Эсклермонда он почти поверил. Осе чутко отнёсся к словам своего друга, однако отверг и тот, и другой варианты. Они пришли к алтарю Богоматери мореплавателей и поставили свои свечи среди многих свечей других людей, моливших о ниспослании счастливого возвращения пропавшим в дальних плаваниях или подвергавшимся в данный момент опасности на море, о попутном ветре, или о спасении моряков, оказавшихся в беде где-нибудь на суше. Глядя на серебряные кораблики, мачты, золотые монеты, символические фигурки людей, висящие на гвоздиках вокруг картины,  которые поднесли в дар спасшиеся люди и их родственники, Друд воспрянул духом и поверил, что и его свечи, быть может, сотворят чудо. Поставив их, он делал то единственное, чем мог помочь родителям и капитану в земном мире или мире ином. С того первого прихода юноша словно заболел этим местом и приходил к Богоматери мореплавателей очень часто, с Осе или без него.
Войдя в полутёмную церковь, где тихо передвигались верующие, и слышался шелест их приглушённых голосов, юноши купили свечи, и пошли к алтарю. Затеплив их об уже горящие свечи, они вставили тонкие восковые палочки с мигающими огоньками пламени в позолоченные подставки, и некоторое время стояли молча.
-Я знаю, ты сердишься, - начал первым разговор Друд, - но я должен поехать, потому что больше не могу ждать.
-Я вовсе не сержусь, - тихо ответил Осе. – Кто я, чтобы за тебя решать? Мне просто немного обидно, что ты скрыл своё решение от меня.
-Только из лучших побуждений. Ты мне не доверяешь. Считаешь, что я – мальчишка, и всё время пытаешься от всего уберечь. Я знал, что ты будешь против, потому и промолчал.
-Вот видишь, ты полагаешь, что я даже не в состоянии тебя понять. А ведь я не сказал ни одного слова против. Больше того, я поставил свечу за твоё благополучное возвращение.
-И оно будет. Шесть дней туда, день-другой там, и шесть дней обратно.
Молодые люди медленно вышли из-под сводов церкви. С моря дул сырой свежий ветер. Они остановились на паперти, завернувшись в плащи. За крышами домов, словно лес, виднелись мачты кораблей.
-И давно Борд-Сигюрд вёл с тобой разговоры за моей спиной? – спросил Осе и закашлялся, закрыв рот платком.
-Месяца полтора, - обронил Друд, чувствуя себя виноватым вдвойне, потому что в глубине души радовался предстоящему путешествию.
Им обоим хотелось многое друг другу сказать, но как-то не получалось.
-Ладно, давай я тебя отвезу, - сказал Осе и взял Друда под руку. – У тебя всё есть из вещей?
-Да, мы вчера походили с Бордом-Сигюрдом по лавкам. Купили новый плащ, сапоги, шляпу, дорожную сумку.
-А перчатки?
-Сейчас тепло. Думаю, обойдусь, - беспечно заявил Друд.
-Возьмёшь мои. Сколько денег тебе дали на дорогу? – спросил осе, садясь в карету.
-Пятнадцать моллеров, - ответил Друд, едва не падая на него из-за того, что кучер резко тронул с места.
-Мало. Я тебе добавлю. Возьми, - Осе протянул небольшой кошелёк, плотно набитый деньгами.
-Мне хватит, - отмахнулся было Друд.
-Бери. Вернёшь, когда возвратишься, если не понадобятся. И не держи деньги в одном месте. Зашей сам или попроси зашить сестёр Борда-Сигюрда в твою одежду.
-Как будто я еду на край света! – усмехнулся Друд, но деньги взял.
Когда карета, сотрясаясь всем корпусом от езды по неровной мостовой, подъехала к дому Стеенов, Осе крепко обнял друга одной рукой и сказал:
-Ну, иди с Богом. До встречи.
Друд посмотрел на него с открытой улыбкой:
-Осе, всё действительно будет хорошо! Время пролетит незаметно!
-Время по разному течёт для тех, кто в пути, и для тех, кто остаётся. Я желаю тебе удачи.
-Ты не зайдёшь к Стеенам?
-Нет.
-И ты не сердишься?
-Стал бы я в этом случае отдавать тебе свои перчатки!
-Тогда до встречи!
-До встречи!


Рецензии