Как хорошо бывает промахнуться

Я закончил Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО страны, получив практические знания по работе на зенитно-ракетных комплесах, радиотехнических и автоматизированных системах управления. Служить же выпало в ПВО сухопутных войск в зенитной артиллерии на ЗСУ-23х4 "Шилка". В училище по данной теме мы имели 4 или 6 часов обзорных лекций, поэтому мои знания по "Шилке" были равны нулю.

Командир батареи пошёл мне навстречу и выделил для моего обучения опытного командира взвода, Юру Расчётина, который должен был немного натаскать меня по "Шилке", тем более через полторы недели предстояли боевые стрельбы из установки. Юра объяснял всё весьма доходчиво, так как все "зубы съел" на данной технике. Я только что прибывший молодой лейтенант, а он уже был капитан.

Боевая работа на "Шилке" оказалась не сложной. Юра натаскивал в заряжание и разряжении установки, наведения на цель с использованием шкалы дальности и по ракурсным кольцам и по многим другим моментам. Через неделю я имел определённое представление о данной системе...

Наступил день стрельб. Выдвинулись на директрису (участок полигона, в пределах которого проводятся артиллерийские и зенитные стрельбы), которая располагалась рядом с танковой директрисой. Ко мне подошёл командир батареи и спросил:
- Михалыч, стрелять будешь или мне старшему руководителю стрельбы доложить, что ты ещё неполностью готов, так как по времени ещё мало в должности и на этой технике?
Командир волновался за меня.
- Игорь, буду. Когда-то надо начинать. Только ты меня вместе с Юрой в расчёт поставь. Хорошо?
- Сделаю.

Личный состав был разбит по учебным точкам. Один взвод стрелял, а остальные готовились, повторяя пройденное. После обеда отстрелялся последний взвод. Старшим руководителем стрельб был начальник штаба полка. Он провёл короткий разбор стрельб, указав на допущенные недостатки, но в целом остался доволен.
- А теперь я бы хотел посмотреть, как подготовлены офицерские расчёты, - сказал начальник штаба и, обратившись к командиру батареи отдал распоряжение, - Прошу Вас, командир батареи, командуйте.

Нашу пару (меня и Юру) комбат поставил последними. Я с тоской оглядывал мишенное поле, на котором не осталось ни одной целой мишени. И куда стрелять? Этими соображениями и поделился с Юрой.
- Я тоже смотрю. Скоро наша очередь... О, вон видишь, бревно от мишени метра на полтора возвышается? Вот по нему и отработаем. Понял?
- Всё понял!...

Командир командует:
- К бою!
Срываемся с места, взлетаем одним махом на установку, заряжаем и ныряем в башню. Юра за командира, я за наводчика. Быстро отыскиваю заранее облюбованный столбик. Юра выдаёт дальность, я навожу.
- Готово! Огонь!
Юра даёт короткую очередь. Мимо. Делаю поправку.
- Готов! Огонь!
Красота, только щепки в разные стороны летят. С третьей очереди срезали столбик под самое основание. Юра мне:
- Молодец! Здорово, тем более для первого раза.
Я доволен конечно, а сам спрашиваю:
- Юра, куда дальше-то стрелять? Я больше ничего не вижу.
- Сейчас посмотрим. Просто так снаряды расходовать не интересно... Ну-ка, посмотри слева что-то чёрненькое над землёй возвышается. Видишь?
- Вижу. Только не пойму: что это? Вроде, как прямоугольное..., больно низко. Трудно будет с первой очереди взять.
- Михалыч, ну, не с первой, так со второй...
Юра выдаёт дальность. Навожу неторопясь.
- Готов! Огонь!
До чего приятны мне были эти сухие звуки выстрелов. Установка чуть содрогается... Мне чертовски понравилось стрелять из неё. По трассе снарядов замечаю, что они прошли немного выше цели. Самую малость. Чуть опускаю стволы:
- Готов! Юра, давай длинными. Мы сейчас всё там разворотим! Огонь!
Тишина.
- Юра, огонь!
Снова тишина. Вдруг в люк свешивается свирепое лицо начальника штаба:
- Ты что, мать твою?! Ох,...! Какого ... вышли из сектора стрельбы?! Дол...бы! Ладно он ни ... ещё не знает, но ты то, ты??!! Ну, вы и мудаки! Из машины и к .... матери отсюда!

Я вылезаю весь в непонятках; что мол собственно произошло? Командир батареи у виска пальцем крутит, адресуя этот жест Юре. Построились. Начальник штаба немного остыл:
- Кто наводил?
- Л-нт Светозарский, тов. подполковник!
- Какого хера из сектора стрельбы вышел?
- Тов.подполковник, виноват. Не уточнил границы ...
- Ладно... Расчётин, ну ты то? Ты куда смотрел?
- Это я указал ему цель. На поле ничего не осталось, а просто так стрелять.....
- Просто так, просто так, - передразнил его начштаба. - Ну, мудаки! Что ещё могу сказать. Надо знать куда стреляешь! И не выходить из сектора стрельбы - это закон! Я теперь весь теряюсь: как мне поступить? Тебе, как командиру выговор влепить, а наводчику благодарность за то, что не попал! Танкисты полгода мучились, делая себе подзарядную станцию, а вы?... Господи, если бы чуть ниже взял... Это был бы конец. Как-будто у нас своих дел нет, так ещё бы танкистам новую подзарядную станцию делали. Интересно; за чей счёт? То-то. Стрелки! Я видел, как он этот столбик "спилил". Так бы и эту второй очередью разнесли бы. Повезло, что промах!!! Ладно, хватит об этом. Командир батареи, в общем и целом я доволен уровнем подготовки офицеров и сержантов. Замполита тоже надо отметить. Для первого раза совсем неплохо, а главное, как во время он сумел промахнуться!....

Таким было моё первое крещение боевой стрельбой из ЗСУ-23х4


Рецензии
Виктор, с уважением

Анатолий Дудник   12.08.2020 03:27     Заявить о нарушении