Свой и пришлые, или распасший и хищники

  Князь Игорь с дружиной пошёл в Дерева за данью. Но мало ему показалось отнятого и съеденного у древлян, а потому вернулся он к ним снова, но уже с малой дружиной, а большую часть своих воинов отпустил в Киев. И перед тем князь пояснил всем: "Похожу ещё." И, вернувшись к уже обобранным древлянам, которые и так его возненавидели, князь Игорь потребовал от них ещё дани. Даже схватился за свой варяжский меч, самонадеянно решив, что и одного этого жеста довольно, чтобы древляне затрепетали перед непобедимыми варягами.
  Но на этот раз Игорь "доходился", жадность князя сгубила, - убили его собравшиеся, вооружённые  древляне, возмущённые явным произволом, какого они и от хазар не знали.
  Но сначала древлянский князь Мал пробовал разобраться с жадным князем по-хорошему, может - даже усовестить:
  - Ты взял всё. Зачем пришёл?
  Тогда Игорь потребовал ещё дани для себя и своей уже малой дружины, что была при нём.
  - Повадится волк по овцы, всех перетаскает, пока не убьёшь, - сказал тогда народ единодушно, в один голос.
  И древляне перебили всех дружинников, ибо их было мало, а самого Игоря пленили. Игорю, уже раненому, обезоруженному, нечего было ждать пощады!.. Да он и не просил о ней.
Он, уже привязанный к двум согнутым, гибким, как резина, молодым берёзкам, проговорил на славянском языке, который тоже хорошо знал, даже припугнул:
  - Дружина за меня отомстит...
  - Мы тебя не звали. Ты хочешь, чтобы мы жили по твоим законам, а мы хотим жить по своим законам, ибо мы древляне, а не варяги, - отвечал князь Мал под рокот единодушного одобрения.
  И Игоря не просто умертвили, но принял он от древлян лютую смерть: привязанный к этим двум согнутым берёзкам, был он разорван ими на части, когда их перестали держать крепкими руками несколько сильных древлянских мужчин и они стремительно разогнулись... Древляне торжествовали: чужой крови не жалко! На вид кровь Игоря была такая же, как и у древлян, но на самом деле - чужая... И именно чужая древлянам душа покинула тело пришлого княза, который захотел стать господином над ними в их собственной стране...
  - Слава князю Малу, который распас Дерева! - снова в один голос восторженно воскликнули древляне.
  А затем князь Мал посватался к княгине  Хельге, вдове Игоря, у которой был  малолетний сын Свендослейф, коего поляне называли Святослав - для удобства, как, впрочем, и Хельгу называли на славянский лад Ольгой - по той же причине.
  - Давай поженимся и вместе будем править в Киеве и Искоростене, - предложил князь Мал вполне серьёзно, ибо вовсе не считал себя дикарём, живущим звериным образом, как думали варяги-русь и сжившиеся с ними поляне.
  - Ты сватаешься, ибо ты слаб. Боишься гнева моего и силы моей непобедимой дружины. Свендослейфу оставлю я Русь, - презрительно отвечала Хельга всё же на славянском языке, которому уже давно научилась.
  И Хельга-Ольга повелела схватить нахального древлянского князя, а также всю его свиту,-все были перебиты, а самого Мала Хельга, уже откликавшаяся и на имя "Ольга", приказала предать мучительной смерти в отместку за такую же смерть мужа Игоря (око за око, зуб за зуб!), - князь Мал был заживо закопан в землю.
  А затем Хельга-Ольга с дружиной разорила землю древлян, сожгла их город Искоростень, чтобы никому неповадно было противоборствовать укоренившимся в Киеве варягам-руси и признавшим их власть полянам. А древляне, до того платившие дань хазарам, смирились и покорились новым хозяевам, как до этого  и поляне покорились пришлой руси и даже переняли это варяжское имя...
  Но в древлянской земле долго ещё жила память о своём, патриархальном князе Мале, который "распас Дерева", то есть думал не о том, как бы собрать с собственного народа как можно больше дани, а заботился о том, чтобы его родное племя жило в достатке и довольстве, думал и о его будущем, как о своём собственном, не отделяя ни настоящую свою жизнь, ни будущую от судьбы своих соплеменников, с которыми жил и думал оставаться жить, что бы ни случилось.
  Своего князя Мала древляне ещё долго идеализировали, ибо плохое (а оно было) из прежней жизни, когда князем был свой соплеменник, всё же забылось, и теперь, после нанесённых чужими киевскими князьями обид, с ностальгией вспоминалось только хорошее. И через десятки лет местный народ, которого русь, рекомая прежде поляне, считала диким, передавал из уст в уста сказ о том, как Ольга(что на самом деле была Хельга - забыли!) убила князя Мала, чтобы поставить над "деревським народом" чужого властителя, из Рюриковичей, которому она могла доверять и который от неё зависел...
  А Хельга-Ольга уже не решалась собирать дань так хищнически и бессовестно, как её муж Игорь, и причём, не только с древлян, но и с других подвластных ей славянских племён, - полюдье было отменено и вместо  него ввели фиксированную дань, которая свозилась на специальные погосты. И древляне, как и другие покорённые племена, смирились, ибо  всё равно нужно было жить дальше. Не пропали древляне при хазарах, выдюжили и при Игоре с его полюдьем, пережили и Хельгу-Ольгу с её погостами...
  Конечно, и древляне исчезли как племя, когда пришло время им исчезнуть, - восточные славяне стали русичами, точнее - руснаками, но много раньше Хельга окончательно стала Ольгой, а её сын Свендослейф - Святославом.
 
  Постскриптум. А, кстати, знаете ли вы, что славянское имя Мал на самом деле произошло от готского, германского Яльмар, - древляне, несмотря на свою "дикость", и воиственных готов тоже "переварили", ассимилировали?.. Умерили же Хельга и Свендослейф свой пыл, нормировав дань, стали же  даже ... своими, Ольгой и Святославом, и, если им верить, стали более славянами, чем иные славяне?..      
   
 
 


Рецензии
" И Игоря не просто умертвили, но принял он от древлян лютую смерть: привязанный к этим двум согнутым берёзкам, был он разорван ими на части, когда их перестали держать крепкими руками несколько сильных древлянских мужчин и они стремительно разогнулись... Древляне торжествовали: чужой крови не жалко! " Ж-ж-жуть.

Светлана Шевчук   19.12.2010 05:48     Заявить о нарушении
Но так было, что делать? Игоря никто не звал, древляне без него жили неплохо по тем временам под руководством своего патриархального племенного князя Мала.

Карагачин   19.12.2010 06:06   Заявить о нарушении
Думаю, Вы правы. Древняя жестокость менее шокирует, смотришь на нее как через затемненное стекло.

Светлана Шевчук   19.12.2010 06:12   Заявить о нарушении
А сейчас мало жестокости? Нравственность, по-моему, не выросла с тех пор. О том, что нравственность при социализме росла, тоже нет убедительных доказательств.
А чужого и убить легче, и ограбить, угнетать - не так жалко, как своих. Наод-господин и народ-раб - сколько раз было такое в истории!.. В этом намёк рассказа для современных стран СНГ.

Карагачин   19.12.2010 06:27   Заявить о нарушении
Великолепно Вы пишете, я Вам скажу.

О современной нравственности хочется не поговорить, а поплеваться.

Светлана Шевчук   19.12.2010 06:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.