Все в прошлом. Понимаешь мама, я учитель

Понимаешь мама, я учитель

        Испытание преподаванием я выдержала. Учитель – почетная, сложная, невыносимо трудная профессия. Легко работать равнодушным, но большинство учителей преданны работе настолько, что забывают обо всем. Мой первый год в школе был для меня очень трудным. Для семьи – ни минуты. Ежедневно  пять-шесть уроков, классные часы, внеклассные мероприятия, педагогические советы, подготовка к различным инспекторским проверкам, посещение уроков и проведение открытых уроков. Никакой скидки на отсутствие опыта. Ночью –  бесконечные конспекты уроков основных и дополнительных. По химии начала с выпускниками с материала седьмого класса. Рассказать легко, а выучить за год материал   четырех-пяти лет почти невозможно. А тут еще все захотели в вузы с химическим уклоном. Дни и ночи на работе. Уже не до звезд, не до легенд. Учусь и учимся. На уроках, после уроков, в выходные, по вечерам, до поздней ночи.
           Самой сложной для меня оставалась воспитательная работа. Какой я для них воспитатель, если старше их на  три – пять лет. В моем одиннадцатом классе училась Зина Балалаева. Крепко сбитая, хорошо оформившаяся девочка, чьи мысли были заняты одной дилеммой: с кем раньше переспать – с Ваней или Колей. Училась отвратительно. И вот накануне экзамена прибегает ее мать ко мне с диким для меня известием, что Зина от какого-то водителя беременна. В школе шок. Собираем срочно педсовет. На все наши вопросы от  Зины никакого ответа. От ругани перешли на советы (их ведь давать легче).
         – Зина, если у вас такая любовь с Борисом, можно с ним поговорить, вы поженитесь, у ребеночка будет отец. Как ты на это смотришь? Нас-то он должен послушать, а то и до милиции можно дойти. Знаешь, что бывает за изнасилование малолетней? Скривив губы в двусмысленной,  какой-то кривой ухмылке, «изнасилованная» малолетка повергла нас в шок своим глубокомысленным ответом:
           – Я, что дура в одну морду всю жизнь плевать?! – Как говорится «финита ля комедия». Из школы она ушла. В селе ее больше не видели. Кем она стала можно только предположить.
          Первые результаты моих бессонных ночей.  На уроках отвечают все. Нет равнодушных. И лишь один вопрос мучает девочек пятого класса:
          – Валентина Ефимовна, почему Вы все время в одной и той же  одежде приходите на занятия? – Это мои пятиклашки.
          Бесхитростный вопрос, застает меня врасплох. Что ответить им. Нищенство мое меня опять догнало и больно ударило под ребра, оставив на сердце еще один шрам.
          – Для того, чтобы смотрели на доску, а не на мои наряды. Переходим к уроку. – Денег катастрофически не хватало. Подрастала дочь, брат – студент, сестричка в очередной раз из вредности удрала из интерната. Сейчас где-то в Воркуте, просит помощи. И мама. Моя мама. Стыд мой, и позор мой,  и горе мое. Она живет со мной, присматривает за дочерью. Мы сдружились с Григорием Григорьевичем (директор школы) и его женой Тамарой Григорьевной. Мама у них убирала, готовила, я пользовалась их библиотекой. Наверное, не было в каталоге журнала, который бы они не выписывали. Их библиотека занимала все свободное пространство в немаленькой квартире.  И я могла читать, читать, читать.
          Зинаида Ивановна наш биолог, попросила помочь ей в разработке планов уроков по биологии в старших классах. Преподавателем она была посредственным. Не потому, что не знала материал, а потому, что домашнее хозяйство у нее было большим, а желание работать – маленьким.
          За оказанную помощь (так как я категорически отказалась от подарков) она решила отблагодарить меня через мою маму и пригласила ее к себе в гости. Жила она рядом с нашим городком Чимишлия. Село, кажется, называлось Катериновка.  Ее муж с друзьями для новогодних праздников зарезал свинью. Мама помогала ее разделать.
         По окончании трудов праведных сели выпить. В общем, «свинью» мне подложила (не ведая того) Зинаида Ивановна еще ту.  У мамы начался запой, а у меня ночные истерики. Чимишлия – городок маленький, бывшее село. Слухи, что у «учителки»  мама пьяница разошлись мгновенно. Посыпались вопросы и не только  коллег по работе, но и детей в школе.  Как ни сложно мне было оставаться одной, я была вынуждена отправить ее к брату в Тирасполь.
           Приближались выпускные экзамены. Не только для учащихся, но и для меня.
 Мой первый выпуск. Два десятых и один одиннадцатый класс. Десятиклассникам по новой программе еще год учиться. У них есть время. А выпускникам одиннадцатого класса поступать.
           Все хотели связать свою жизнь с химией или биологией. Мне было лестно и страшно. А вдруг не поступят и завалят экзамен именно по химии или биологии. К моему счастью все выпускники успешно поступили. В Кишиневские вузы,  Тираспольский педагогический институт, в Одесский технологический, а Миша в Московский технологический институт (тонкой химии), как он мне сказал при встрече через несколько лет. Нюсик Медведь поступил в Одесский сельскохозяйственный институт, окончив который уехал на постоянное место жительства в Америку. Работает там (насколько мне известно) по специальности.
          Выпуск состоялся. В июне 1966 года я вернулась в Тирасполь. К работе на кафедре я могла приступить с сентября, а пока надо было искать временную работу.

                (Продолжение  следует)


Рецензии
Как приятно встретить коллегу! И как много у нас общего, из нашей прекрасной поры, из незабываемого и дорогого времени.
Читала, невольно сравнивая наши мысли и судьбы. Спасибо Вам!

Лилия Менковская1   07.01.2011 22:18     Заявить о нарушении
Рада встретить коллегу. Спасибо. что зашли на мою страничку. С Рождеством Христовым

Валентина Майдурова 2   08.01.2011 00:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.