Осень в смертельном бреду...

      


                Из цикла "Времена года"               


          Я бы, пожалуй, не вспомнил об этом случае из молодости, если бы не увидел однажды старенький патефон. Крутилась заигранная пластинка и что-то пела. Очень хрипло, бог знает о чем,  на неведомом языке…
    … До городской окраины я добирался долго, хотя  теперь это была уже не окраина, а  новый микрорайон. Светлые многоэтажные дома уходили ввысь, в яркую голубизну неба. От прежней окраины уцелели лишь несколько домиков, почти не видных из-за густой зелени садов, да  ветхое деревянное строение в два этажа. Я нашел в нем квартиру приятеля и взял у него нужный мне учебник.
           Возвращаясь к автобусной остановке, обратил внимание на небольшой базарчик рядом с ней. За дощатым прилавком старушки продавали пучки лука, редиски, укропа…Оттуда доносилось странное хрипловатое пение, смутно напоминающее что-то давнее, забытое…
        В конце прилавка стоял патефон – вещь хорошо знакомая людям старшего поколения. Быстро крутилась старенькая поцарапанная пластинка, подскакивала головка с толстой иглой, голос Клавдии Шульженко с характерной патефонной хрипотцей пел «Записку».
         «…Ветка сирени, смятый платочек…Ваша записка в несколько строчек. Наивный бред наивных лет – все, что волновать могло меня в семнадцать лет…»
          За прилавком, возле патефона, сидела худенькая старушка в очках и в старомодной зеленой шляпке с матерчатыми цветами на ней. Она бережно перебирала, покачивая головой, стопку патефонных пластинок в потертых бумажных конвертах…
           Прошло лето, и осень прошла на студенческих сельхозработах, когда я опять поехал к приятелю, чтобы вернуть книгу. Уже прошли дожди и отшелестели листопады, выдался один из тех редких  прохладных и солнечных дней «....Когда  повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас...»  В холодной прозрачной синеве летели паутинки и последние  желтые листья и опять на знакомом прилавке играл патефон...
      -«Не нашелся покупатель.Да и кому, в самом деле, нужно это барахло…  » - подумал я  и решил подойти к старушке и посоветовать ей позвонить в какой-нибудь театр – там такая вещь могла понадобиться для пополнения реквизита, для постановки пьесы на довоенную тему, например.
          -А почему вы решили, что я продаю патефон?! – Вопрос старушки прозвучал с ноткой тревоги, если не испуга. Она взволнованно сняла очки, протерла их и одела опять, затем положила на патефон темные высохшие руки, как бы боясь лишиться дорогой для нее вещи.
          -Ну, ведь базар же…Вот я и подумал, что продаете…- Мне стало неловко, захотелось повернуться и уйти, еще раз убедившись, что не нужно лезть с советами туда, где их не просят…
         -Нет, нет! Не продаю!  - Старушка резко помотала головой. – Что вы, как можно! Просто выношу послушать. Самой приятно и людям нравится. Меня тут давно знают. Так и называют – «Дама с патефоном». – Старушка успокоилась, засмеялась даже, махнула рукой. – Этот патефон муж купил перед войной. Мы тогда квартиру получили вон в том доме… - Она показала в сторону старого дома, где жил мой приятель. – Любили мы тогда слушать пластинки, телевизоров тогда не было, всяких этих магнитофонов – тоже… А потом муж ушел на фронт, да так и не вернулся оттуда. Не до пластинок стало, включишь – и так тяжко вдруг станет, хоть криком кричи. Когда на пенсию вышла, то решила продать эту музыку. Вынесла сюда, на базарчик, завела, поставила пластинку и чувствую – веселее становится слушать. Да и народ вокруг повеселел, особенно пожилые люди, ровесники мои. Помнят, значит, те годы, понимают меня…
         Рассказывая это, старушка завела пружину патефона, положила еще одну пластинку и тронула рычажок. Тяжелая головка придавила иглу к быстро крутившемуся диску.
          «..Мадам, уже падают листья и осень в смертельном бреду. Пожелтевшие падают листья в нашем старом забытом саду…» - Разобрал я сквозь шорох и треск.
       -Вертинский! – Сказала старушка. – Очень был моден когда-то. Все это наша молодость, все это было…
        Уже заходя в автобус, я оглянулся. Маленький базарчик у подножия белых многоэтажных домов и патефон на прилавке, как напоминание о прошлом, песни из давних, но не забытых лет…

      


Рецензии
Как трогательно, право.. Вот после таких историй начинаешь понимать, что порою можно поддаться порыву, к кому-нибудь подойти с таким вот советом.. Нет, действительно, не стоит проходить мимо "Дам-с-патефоном" - мимо чьих-то жизней.

Дзаджи Рэй   17.02.2011 18:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.