Дети, воспитание, школа, образование, просвещение

     И в будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь. Мои избранные понесут Слово Моё простое о том, что принадлежит Великому Народу. Любовь личная, и народная, и мировая вознесут жертву Творцу Любви. Шлем благословение и помощь.

     Ребёнок знает чувство справедливости лучше судей. Почему лишь старики и дети способны судить справедливо? Смешон суд человеческий.

     Можно смотреть лишь в будущее. Пока надо обратиться к детям. Лишь в них законное начало дела. Являя путь новый, лишь в детях найдёте силу доверчивости.

     Так же, как за вами, Мы следим за развитием, следим за детьми колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему миру. Конечно, не часто дух доходит до развития и число отпавших велико, но как саду прекрасному Радуемся мысли чистой. Потому не удивляйтесь, что Великий Учитель повторяет простые фразы. Фиксируя эти мысли, Мы иногда даём укрепиться отличному цветку духа. Поэтому, наряду с великими космическими открытиями и мировыми событиями, Мы так же бережно растим цветы духа. Так разнообразна работа Нашего Братства.

     С глубоким значением Христос указал  на детей - так же просто подойдём к Вратам Великого Знания. Правда, Мы складываем сложные и точные формулы, но метод их нахождения лежит в духовном сознании. Именно этим сознанием находим новые пути, чтобы присоединить новые сферы миров к доступному мышлению - и до предела мышления, ибо как в бездонный океан погружается сознание, захватывая новые сферы. Так велико и мощно творение Космоса.

     Видим продвижение суждённых событий и проявление лихих фигур, как бы проходящих вне жизни, хотя Мы оцениваем их по подвигу. Престол, келья монастыря, угол сапожника - место их не имеет значения, накопленная ранее аура растёт, покрывая небывалую чувствительность, и качество её не меняется. С ранних лет можно отличить этих своеобычных детей. Почти никогда потом они не ограничиваются одной специальностью. Именно отсутствие специальности характерно - руки как бы протянуты к чаше. Пересматривая прошлые жизни, можно видеть представителя религии, царств, науки, художества и механики ждущим и собиравшимся в путь, и готовым отбыть  ежечасно без сожалений.
Самое трудное – вместить восхищение материей и явления духа. И сколько прекрасных поисков был задержано сожалением о материи или духовным обособлением! Иногда сродство духа с материей представляется легко, тогда надо искать причину в прошлых избранных жизнях.
Самый истовый отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата. Также ученый, забывающий об Источнике, лишает себя полётов в край завоеваний. Дети поймут это простое условие, но взрослые отвергают как глупость.

     Назначьте в школе награду за количество предложенных вопросов. Прежде платили за ответы, теперь за вопросы.
 
     Неминуемо встретитесь с особым типом людей, которые приходят в бешенство при упоминании об Учителях. Они готовы поверить наглой биржевой спекуляции, готовы поверить любому мошенничеству, но идея Общего Блага им недоступна.
Пристально посмотрите этим людям в зрачок, в нём найдёте бегающую тень, и не долго выдержат они ваш взгляд. Это тайные дуг-па. Часто они опаснее своих явных собратьев. Даже если им прислать кошель денег, они вспомнят своего несуществующего должника. Даже если удержать их от гибели, они напишут благодарность в полицию. Даже если привести этих с виду благонамеренных людей к самой границе Нашего Поселения, они объявят виденное миражом. Если бы они делали это по невежеству! Но причина гораздо хуже. Берегитесь их! И, главное, детей берегите. От них детские язвы. Они часто идут преподавать в школу. Для них исторический факт и закон знания не существует. Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей.
Заниматься тайными дуг-па не стоит: это просто сор для каждого устремленного работника. 
Теперь, когда близится важное время, нужно омыть как можно больше детей – они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана. Поддельны книги для детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей.
Среди сплошной подделки можно ли ожидать правдивости?
Но если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по  всем лабораториям и обсерваториям. Наши призматические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они любят всё настоящее, а Мы стремимся к Правде. Давайте детям лишь настоящие вещи!
 
     Главное понимание будет в том, что труд есть отдых. Отменить придётся многие развлечения. Надо понять, что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение. Ряд развлечений должен быть уничтожен как рассадник пошлости. Фронт образования должен очистить притоны дураков, сидящих за кружкой пива. Также и явление ругательства должно найти более строгое наказание. И узкая специализация должна быть порицаема.
 
     Детей надо спросить, могут ли они пренебречь страхом быть нелепыми в глазах толпы? Готовы ли поступиться личным удобством ради Нового Мира? Преданность переносит через бездну, а трепет чуткости должен окрылять эту преданность.

     Образование народа надо начинать с обучения детей - с возможно более раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. Поверьте, переутомление мозга бывает только от неповоротливости. Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, пусть скажет первую формулу образования: ты всё можешь.  Не надобны запреты, даже вредное не запрещайте - лучше переключить внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения. Не унижайте детей! Истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. После семи лет уже многое потеряно. Обычно после трех лет организм особенно восприимчив. Рука водителя уже при первом шаге ребенка должна указать ему на дальние миры. Беспредельность должен почувствовать молодой глаз.
Необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. Работа, «как взрослые», поощряется. Сознание до трех лет легко вместит общину. Ошибочно думать, что ребёнку нужно дать его вещи - ребенок легко поймет, что вещи могут быть общими. Сознание «всё могу» не хвастовство, а осознание возможностей своего аппарата. Самый убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый качественный труд открывает затворы.
Школа должна быть оплотом познания во всей полноте. Познание должно происходить всю жизнь. Нужно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике, только тогда он поймет радость совершенствования и сумеет использовать досуг.
При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив - ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны быть всякие проявления  искусства. Без красоты не может быть образования.
Только распознание учителем способностей учеников позволит справедливо относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель по-дружески напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие недопустимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед - и столько радости будет в приложении своих сил. Малые любят работу «больших».
Если семья не умеет, пусть школа научит чистоте в быту. Грязь не от бедности, а от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым? Нужно оборудовать школы так, чтобы они были украшением жизни. Каждый предмет должен  быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна стать соучастницей счастливой жизни. Кооперация поможет найти форму для каждого обихода. Где одному не найти решения, там поможет община.
 
     Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать – и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, а мозг и сердце читают. Книга не занимает почётного места во многих домах. Обязанность общины утвердить книгу как друга дома. Кооператив, прежде всего, должен иметь библиотеку, содержание которой обширно: ценности родины и связи её с миром; герои, творцы и труженики. Понятие чести и долга и обязанности по отношению к ближнему утвердится так же, как и милосердие.
 
     Школа научит уважать полезные изобретения, но упасёт от машинного рабства. Всякое рабство будет уничтожено как признак темноты. Учитель будет ведущим наставником - другом, чтобы указать путь краткий  и лучший. Не насилие, а улыбка зова! Школы разберутся, где леность, где необычность характера, где безумие.
Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но только как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни на дальних мирах. Молодые сердца почувствуют себя не муравьями на земной коре, а носителями духа и ответственными за планету. Останавливаем внимание на школах, ибо со школ начнётся сотрудничество. Нет созидания без сотрудничества. Нет прочности государства, когда властвует ветхая самость.
 
     Люди изучают жизнь пчёл, муравьёв, обезьян; люди изумляются перелётным птицам, их порядку, их стройности, но всё же не делают выводов для улучшения жизни земной. Естественные науки должны быть преподаны в школах как можно живее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять возможности человека. Если уж сравнительно низшие организмы чувствуют основу бытия, то человек тем более, должен приложить усилия к преуспеванию. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жизни. Также пусть поймут учащиеся как обращаться с полётами и яснослышанием. Так яснослышание будет естественным условием. И Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо всё существует, а значит - всё ощутимо и познаваемо. Наконец сокрушатся суеверия и  предрассудки.

     Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о её улучшении. Школьные программы не пересматриваются годами - между тем  кругом открытия. Новые данные устремляются отовсюду: и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокро¬вища предоставляют новые чудесные сведения о себе. Нужно спешить - раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно снять запреты, чтобы видели действительность, которая прекрасна, если правдиво рассказана.
Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки, от сквернословия, от ложных состязаний, от утверждения самости - тем более что нужно привить любовь к непрестанному познанию. Мускулы не должны подавлять ум и сердце.

     Нелепо думать, что пот явление только физическое. При мыслительной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то пот духа восстанавливает прану, химически изменяясь в лучах солнца. Труд - венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда, как фактор мироздания. Последствием труда будет твёрдость сознания. Ярко надо подчеркнуть рабочую атмосферу.
 
     Надо указать на качество требуемого знания. Знание должно быть безусловным. Каждая условная, связанная наука причиняет непоправимый вред. Свободное сочетание элементов даст неповторимые, новые достижения.
Кто может предписать химику пользоваться лишь одной группой элементов? Кто может заставить историка и философа не касаться исторических фактов? Кто может приказать художнику употреблять лишь одну краску? Знанию всё открыто.
Больше всего заботьтесь изгнать из жизни учащихся запреты. Убогий педант оттолкнёт каждого, кто не выносит бездарного отношения к красоте.   

     Коллективизм и диалективизм - два пособия при мышлении о материализме. Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Учитель являет лишь вехи нужные. Можно развивать положения, мысля сказанными путями. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли конструктивно войти в понятие материализма одухотворенного.
Мы говорили о тонких телах,  магнитах, свечении ауры, излучении каждого предмета, перемещении чувствительности, изменении весомости, проникновения одного слоя материи через другой, посылке мысли через пространство, цементировании пространства, чувстве центров, понимании слова «материя». Много невидимого, но ощутимого аппаратами нужно  вместить тем, кто хочет приложить технику к жизни. Нужно заменить идеальные слюни твердым разумом.
Мы – Носители Духа, имеем право требовать уважения и познавания материи.               
   
     Спрашивают: как приступить к Учению?
- Для начала надо открыть и омыть сознание. Открытие сознания совершается моментально одной волей. Желайте открыть сознание!               
Мои молодые друзья, опять вы собрались во имя Учения, и опять у вас получился вечер с гостями. Между тем, сказано и повторено, чтобы час беседы об Учении был лишен обывательских пересудов. Если вам труден час в неделю, то лучше сойдитесь через четырнадцать дней. Сумейте исключить на это время всё волнующее, все звериные привычки: курение, вино, еду, мелкие сплетни, мелкие дела, осуждение и гнев. Сойдясь, посидите несколько минут в молчании. Если же кто из вас не найдёт силы просветить сознание, то пусть молча выйдет снова на холод и тьму. Мы враги всякой насильственной магии, но естественный контроль сознания должен стать условием реальных построений. Если же это трудно, то, как же можете думать об успехе и росте сознания? Постарайтесь придать беседам красоту, простоту и чистоту.
Самые неожиданные проблемы знания, самые дерзновенные образы красоты вытолкнут вас из затхлого уголка.
Поймите концентрацию, как опыт сознания. Дайте видеть вас, идущими устремлено и сознательно. Говорю для немедленного исполнения.
 
     Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходимо немедленно провести выпрямление школьного мышления, иначе ещё одно поколение недоумков будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.
Дайте детям возможность мыслить!
 
     Напомним о свойствах, совершенно не допустимых в общине: невежество, страх, лицемерие, своекорыстие, присвоение, ложь, пьянство, курение и сквернословие. Кто-то скажет: хотите ангелов набрать? Мы же спросим: разве в вашей земле все лжецы и пьяницы? Мы же знаем многих мужественных и правдивых. Опять скажут: слишком высоки требования. Ответим: неужели у вас все сквернословы и своекорыстники? Все эти условия страшны только для мещанина, прячущего под порогом богатство. У Нас в Гималаях, давно нашлись люди, которым сказанные условия - не пугало.
Советую присмотреться к общинникам. А если кто не может вместить всех условий, тот пусть лишается всех возможностей кооперации, до тех пор, пока не почует тягу к человекообразию. Можно отказаться от каждой слабости, если ясна задача будущего. Думайте о приложении себя к будущему, и страх настоящего растворится. Для начала не лгите, не бойтесь и учитесь каждый день. 
Хочу, чтобы Мои советы достигли школы. Хочу, чтоб дети помнили о Друзьях, посвятивших себя Общине Мира.
 
     Берегите чистоту пространства. Будьте ответственны за соизмеримость. Нельзя сжигать чужие провода! Сколько прекрасных лампад погибло от незаботливости!
Учите каждого ребенка понимать значение сроков. Иначе ещё одно поколение мягкотелых беспозвоночных будет пожирать друг друга. В общине точность сроков установлена  как основа.
 
     Кто боится будущего, тот ещё находится в животном состоянии и мировая трапеза не для него. У Нас будущее зовётся ковром полёта. Учите детей летать высоко. Миф о ковчеге замените воздушным кораблем.
 
     Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живёт с первого часа, но не для тех, для кого все индусы на одно лицо.
 
     Не поощряйте космогонических рассуждений до утверждения сознания. Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Всегда сохраните возможность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость.
Также от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучших работников. Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность за сознание общинных работников.
Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные дворы, где калечились недавние поколения. Изуверство и запрещение сменяются возможностями.
Дайте изучение ремёсел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение качества.
 
     Кооператив не лавка, а культурное учреждение. В нём может быть и торговля, но основа должна быть просветительская. Только при  таком направлении можно  приложить кооперацию к новой жизни. Нелегко такое объединение - люди привыкли соединять торговлю со своекорыстием. Такое заблуждение трудно искоренить. Безотлагательно следует через школьное просвещение уяснить смысл здорового обмена. 3аработок не есть корысть. Плата за труд не есть преступление. Труд - единственно справедливая ценность.

     Изменение наречий приветствуется Нами. Этой сменой избегается условность выражения и, главное, значения. Века наслаивают привычки и одеревенение мышления. Катаклизмы и перемены правления вносят неожиданные понятия и новые слова. Устремленный в будущее дух не станет отягощаться лохмотьями прошлого. Ему нужно выражение новых понятий, он ломает  преграды слов. Скорее можно простить неудавшуюся попытку выражения, нежели заскорузлое, привычное приветствие деда. В движении мы расширяем границы понятий, навязанных условиями рождения. Подвижность внешних форм облегчает стремления духа. Понимание разных языков происходит от восприимчивости гортанного центра. В школах полезно детям читать отрывки на незнакомых языках, замечая, как понимается чуждая речь. Сознание легко уловит когда-то близкие звуки.
 
     Если кто-либо станет утверждать, что воплощения могут быть через три тысячи лет, он будет так же прав, как и утверждающий о сроке в три месяца. Если во второй расе требовался далекий срок для воплощения, то в шестой расе приближение друг к другу телесного и астрального состояния уменьшают необходимость далёких сроков. Так же нужно привыкать к смешению расовых типов. Не успеет доспеть третья раса, как семена шестой уже появятся в пространстве. Кто следует Учению Огня, тот должен понимать допущение совершенствования материи. Миры тела и Света значительно соединились. Это будет законом преображения так называемой смерти. Именно, призрак смерти закрывает Врата Знания.
Полезно в школах говорить о бессмертии. Религия, учащая о смерти, умрёт, как умрут все, желающие умереть, ибо будущее состояние заключено в сознании нашем. Кто осознаёт потенциал огня в невидимости его, тот понимает и внешнюю невидимость развоплощения.

     Часто спросят – почему так редки проявления тонких энергий?
Скажите – они беспрерывны, но глаз и ухо человека не хотят знать их. Когда же глаз уловит их, человек убедит себя, что ему это показалось. Это формула несознательности. Нужно в школах развивать наблюдательность, молчание в темноте  лучшее для этого средство.

     Внешним условием воспитания ответственности в детях должна быть суровость жизни. Поможет этому и осознание смены тел. Но условная государственность и религия жестоко мешают этой ответственности.
 
     Можно заметить у детей странные быстрые взгля¬ды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят о пожаре, о звездах, об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие из них видят пространственные огни. Подобных детей нужно бы заботливо наблюдать с первых дней. В них заложены возможности Агни Йоги. Главное, не засорить и не запугать их.
Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребёнка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка – самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры. Не готовить Агни йогов, но лишь открыть им путь – космическое явление не терпит насилия. Но где цветок огня готов распуститься, там не мешайте.

     Следует изучать состояние нервных центров у детей. Они развиваются крайне индивидуально и неравномерно. Можно найти детей с одним очень развитым центром, и тогда они могут произвести краткое действие, подобное взрослым.
Иногда некоторые центры проявляют болезненность к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребёнка. Между тем, по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. Сколько добра могли бы принести подобные наблюдения! Сколь возможностей было бы сохранено. Так могло бы быть правильно начато накопление психической энергии.
Для старых духов, испытавших воплощения, довольно тягостно состояние после семи лет и особенно после четырнадцати. После четырнадцати психическая энергия уже приходит в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики. Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего. Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии, и дух не имеет вещества для проявления.
Забота о нервных центрах детей может считаться заботой о будущей расе.
 
     Переустройство жизни путём космических огней явится спасением, но страх поглощает людей при мысли о переустройстве жизни. Старые, отжитые формы притягивают людей, и потому возникли традиции. Если на них посмотреть как на ведущие к Началу, можно извлечь пользу, ибо расширение сознания приведёт к завету мудрости. Но традиции наших времён не позволяют духу устремиться к высшим сферам. Церковь имеет свои догмы, семьи имеют свои рамки, сооружённые прадедами, народы имеют законы, лишившие их самостоятельности. Как же лишенные духа красоты познают Беспредельность?
Правы те, кто считает, что нужно в школе дать детям сознание всей нескончаемости творческой деятельности.

     Необходимы нововведения во всех областях науки и в школах. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренять все ненужные нагромождения, с другой - глубже вникнуть в явления, прибавив  современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследований и открытий доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений.

     Широкое распространение знаний  может переродить мир. Знание может творить чудеса. Вспомним слова Благословенного (Будды) о невежестве. Каждый успех зависит от знания, и если где-нибудь неудача, то значит, туда вкралось невежество. Потому скажем - знание выше всего. Где есть знание, там - явление красоты.
               
     Все служители тьмы напрягают свои силы, когда служитель Света насыщает пространство Велением Владык. Человечество знает великие примеры такой борьбы и победы Света. Конечно, каждый получает Учителя по сознанию; также и с цепью тёмных, которые насыщаются сознанием зла, противоставляя Свету своё решение. Так силы напряжены в Космосе разными утверждениями. Потому можно утверждать, что Свет побеждает тьму. Так строится жизнь Беспредельная.
Конечно, многие люди спят сознанием, но Ноша Мира неизбежна для тех, кто уже помыслил о Дальних Мирах.
Нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию, ибо  после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый для всей жизни след.

     Наш путь учить и наблюдать, как различно буду думать люди с распущенным мышлением. Можно в школах создать классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто малый лучше взрослого понимает скрытую сущность случившегося. Лишь по внутреннему ощущению подойдём к справедливой оценке.
       
     Утверждаю, что мы служим преображению материи в энергии, и тем никто не может умалить значение человека и его прохождение через низшие слои. Это бытие можно считать послами переодетыми, настолько сущность не отвечает случайной форме жизни; она может быть прекрасна!

     Говорю: устремитесь в будущее! Говорю: направьтесь ко Мне! Отрава прошлого - так Мы называем погружение в прошлое - может пробудить спящие кармические утверждения. Прошлое может даже временно лишать накоплений настоящего. Потому явления перевоплощения мало помянуты в некоторых Учениях, чтобы скорее направить вас в будущее. Хорошо, что не произносите и даже пытаетесь забыть некоторые имена. Не следует возобновлять изжитые вибрации.

     Неразумно лишь накануне готовиться, если желаешь сказать речь на незнакомом языке. Неразумно лишь накануне готовиться, если хочешь перейти в Тонкий Мир. Явление неминуемого перехода в Тонкий Мир возвещено всеми Учениями. Сказано: «Не умрём, но изменимся». Невозможно сказать короче. Значит, нужно знать язык Тонкого Мира. Значит нужно приобрести право входа с полным сознанием, но накануне это невозможно достичь. Вот вместо радости кто-то начнёт внушать ужас и тем нарушать закон жизни.  Поэтому, как знаете, лучший проводник - сердце пылающее. С такой лампадой негасимой не ужасно пройти по поднебесью и встретить Ведущих.
Сердце может расслышать зов победы, когда ещё битва кипит. Такое сердце стоит приобрести, и труды утончения сознания будут самыми благодатными действиями.

     Закостенение сознания является главной причиной разъединения миров. Перешедшие в Тонкий Мир с сознанием монархическим не могут согласиться с настоящим положением своего государства, если в нём произошло смещение правительства. Когда же вспомним, сколько духов перешло в Тонкий Мир во время войны и сколько перемен свершилось за последние годы, можно представить все несоответствие миров. Также можно представить, насколько значительна сейчас работа сердец, которые самоотверженно трудятся в обоих мирах, расширяя сознание.
Мы знаем, насколько трудно расширение сознания и сколько нападений вызывает такая благая работа.  Страшное давление производится тём¬ными ложами на этих водителей. Слава им, Свет несущим!

     Постоянно настаиваем на преодолении всякого страха. Страх, как и многие отрицательные свойства, усиливаясь, образует своего рода отрицательный магнит. При следующих существованиях он будет вести человека тропой ужаса, пока тот не исчерпает свой страх. Потому полезно, чтобы человек, осознав невредимость своей духовной сущности, теперь же освободился от всех страхов. Ведь все устрашения ничтожны. Даже встреча с сильными тёмными сущностями не опасна, если сохранена прочная связь с Иерархией.

     Явление огня разрушительно для физического тела, но стихия огненная совершенно естественна для тела огненного. Значит, эта перемена отношений происходит на пространстве Тонкого Мира. Действительно, можно видеть на состоянии тонких тел границу благодатного воздействия огня. Высокие слои, очищенные от грубых физических устремлений, уже испытывают огненную благодать, но низшие подвалы Тонкого Мира ещё подвергаются физическому ощущению пламени. Притом, чем больше физической шелухи, тем огонь может действовать болезненнее. Вот откуда сведение о пламени адовом. Будет вполне научно предостеречь от перенесения грубой похоти в Тонкий Мир. Когда люди насмехаются над послесмертным состоянием, можно лишь пожалеть неразумных.

     При изучении тишины, поучительно узнавать диссонанс каждого физического вторжения. Такое же противопоставление замечается и в сфере обоняния. Если обоняние является своего рода питанием в Тонком Мире, то в физическом оно не так развито. Тонкий Мир полон запахов. Чем выше, тем они совершеннее. Но низшие слои полны разложения. Развоплощённые, если они задерживаются в низших слоях, несут на себе оболочку разложения. Потому очень полезно при жизни приготовляться полёту в слои более высокие.               

     Кто же в сердце своём не поймет красоту вознесения? Кто же не ощутит в сердце тягость возвращения в дом временный, в дом угрожаемый, в дом тесный? Так нужно сознать Мир Высший, чтобы всем бытием перенестись и вознестись. Не мысля о Высших Мирах, разве возможно выглянуть в окно тесного дома? И сердце поведёт путем Христовым, как к ступени Преображения. Так откроем двери дома тесного. Каждое единение сознания уже есть открытие двери.

     Можно даже предпочесть невежество дикарей, ибо их можно скорее подвинуть на возможность дальних миров. Само перевоплощение остаётся диковиной или суеверием. Все указания на законы природы не ведут пока к значительным следствиям. Твержу это для трусливых невежд, которые пытаются прикрыть преступление безответственностью. Как они боятся смерти! Но, впрочем, они так же боятся переехать на другой берег реки. Нужно иногда обеспокоить их невежество. Спящие иногда нуждаются в тумаке.

     Тёмные силы довели планету до такого состояния, когда никакое земное решение не может вернуть условного благосостояния. Никто не может считать, что земные меры вчерашнего дня пригодны на завтра. Так нужно человечеству снова понять смысл своего кратковременного пребывания в земном состоянии. Только основным определением своего существования в плотном виде и пониманием Тонкого и Огненного Мира можно укрепить бытие своё. Не нужно думать, что призрак торговли может хотя бы временно дать прочное существование. Жизнь превратилась в торговлю. Но кто же из Учителей Жизни был торгашом? Знаете великие символы об изгнании торгашей из Храма. Но разве сама Земля не Храм?
 
     На глазах человеческих совершаются многие духовные воздействия с физиологическими последствиями, но люди не желают замечать их. То же можно знать, посещая Тонкий Мир, где эти явления гораздо отчётливее. Разложение астрального тела зависит также от огненного соприкосновения. Когда огненное существо приближается к известным слоям Тонкого Мира, можно видеть поразительное явление. Огненная сущность будет как бы пробным камнем. От прикосновения его одни тонкие тела усиливаются в своей огнеспособности, а другие немедленно разлагаются. Процесс этот происходит очень быстро - как от Огня. Огненные качества могут проявляться не только из Огненной Сферы, но даже из огненных земных воплощённых. Следует постепенно привыкать к мысли, что и здесь, на Земле, могут быть проявления высших огненных качеств. Нужно допустить это не только потому, что оно непреложно, но и по многообразию явлений Природы. Могут не верить, что выделившееся тонкое тело может произвести чисто физическое действие, как, например, писание. Но вы знаете, что это возможно, и не Мне убеждать вас в этом. Конечно, при таком действии нужна огненная энергия.

     Учитель предупреждает, что теперь можно ждать самых странных столкновений - так наполнены низшие слои Тонкого Мира. Люди наполнили Тонкий Мир множествами, не в срок пришедшими. Нельзя безнаказанно убивать миллионы людей, не учредив самую тяжкую Карму. Если Карма не личная, тем хуже: она отягощает Карму стран и всей планеты. Сказанное о миротворцах тем вернее, что у них возникает правильное отношение к будущему. Нельзя наполнять низшие слои Тонкого Мира ужасами несовершенной Кармы. Нельзя думать, что это не отразится на состоянии планеты. Но главное, никто не мыслит о Тонком  Мире.

     Последим за каждым движением. Наш организм покажет многие факты, которые относятся к Тонкому и плотному Миру. Можно заметить, как меняется наше сознание при полёте в Мир  Тонкий! Оно как бы просеивается, и даже любимые формулы остаются при земном сознании. Это наблюдение очень трудно реализовать. Тем более радуюсь, что оно не только отмечено, но даже запомнилось ощущение ускользания близкой формулы. Это не значит, что в Тонком Мире теряется уже развитое сознание - оно даже обостряется, но проходит как бы через мелкую сетку, преображающую оставшееся тонкое вещество. Но для этого наблюдения нужна развитая зоркость. Также хорошо делаете, запоминая моменты отсутствия. Со временем выяснится, где нужно было ваше присутствие. Не только в Тонком Мире, но и здесь, на Земле, идёт обмен и помощь сознаний. Если отсутствия участились, значит, узнаете о больших событиях, о столкновениях, где мешаются сознания и требуется помощь. Нужно уметь замечать именно эти моменты сотрудничества. Люди для спасения близких иногда переливают кровь - разве не одолжат они огненное сознание, когда близкие смущены. 

     Вернёмся к вопросу рождения, так связанного с Огненным Миром. Но сейчас отвечу на вопрос о свете в Тонком Мире. Некоторые поместья Тонкого Мира поражают своими сумерками. Свет в нас, и мы открываем пути ему. Так же жители Тонкого Мира, которые хотят Света, не имеют недостатка в нём. Обыватели, чуждые потребности Света, пребывают в сумерках. Это относится к неограниченному мыслетворчеству. То солнце, которое мы на Земле ощущаем по одному аспекту, может превратиться во многие условия под мощью мыслетворчества. Желание Света допускает его, но погрязший в сумраке мысли получает то, чем себя ограничил. Потому так твердим о ясности сознания, о неограниченности мысли и вмещении. Такое приспособление организма к будущему даёт самые желательные следствия. Сколько жителей Тонкого Мира озираются на Огненный Туман и смутно жалеют о чём-то утраченном!

     К чему устремимся, к конечному или беспредельному? Краткосрочно земное пребывание, срочны Миры Тонкий и Мысленный. Но вне сроков Мир Огненный, значит, к нему и следует стремиться. В Мирах срочных добывается доспех огненный. Мир земной - как тупик на пути: или восхождение, или разрушение. Даже Мир Тонкий не удовлетворяет дух. Все жизни - лишь приготовления к всеобъемлющему Миру Огненному. Слабый дух ужасается расстоянию до Огненного Мира, но устремлённые к восхождению могут лишь радоваться. Прекрасны красоты плотные, но ведь музыка сфер несравнима с ними. Но за этим тонким прозрением - Величие Огненное. Озон здесь кажется посланником Свыше, а там он будет грубейшим проявлением атмосферы. Высока лазурь земная, но она как шерсть перед просветлением огненным. Входящие в Огненный Мир не могут дышать воздухом Земли. Именно Нирвана есть огненное восхождение. В каждом Учении находим символ этого огненного восхождения. Сергий (см. глоссарий) причащался огненно. Так наглядно дан знак возможности высшей. Придёт время, и оно уже близко, когда люди не будут знать, как принять огненные возможности. В смятении забудут, что суждено огненное приобщение. Они будут изощряться в противодействии, вместо наполнения себя силой Огня. Потому твержу и напоминаю о нужном огненном приобщении. Многие опасные химические сочетания вызовут смятение. Именно загромождения Тонкого Мира могут показать, как больна планета. Если эта опасность стала очевидной, то Наша обязанность предупредить.

     Бездушные существа всем известны. Это не символ, а химическая действительность. Могут спросить - воплощаются ли они в этом печальном состоянии? Вопрос покажет незнание основ. Никто не может воплотиться без запаса огненной энергии. Без светоча Агни никто не войдёт в плотный мир. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес Природы. Вовсе не требуется при расточении Агни совершать какие-то зверские преступления. Обычно оно совершается в буднях и сумерках духа. Крошечными действиями останавливается нарастание Агни. Благодать Агни естественно нарастает. Но когда тьма покрывает усовершенствование, тогда Огонь незаметно, но химически доказано, уходит из негодного вместилища. Прекрасен закон вечного движения, или эволюция, или инволюция. Прекрасен закон, дающий каждому воплощённому иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет взрастить сад огненный. Пусть эти первые цветы будут невелики. Пусть они расцветают на крошечных помыслах, но это будет верный зачаток будущего мышления. Какое множество прекрасных помыслов зарождается в семилетнем сердце, когда смутные образы Тонкого Мира еще не покинули мозг и сердце! Также может начаться и расточение, если почва оказалась гнилой. При таком бедствии можно помочь или одолжить Огонь.
Не думайте, что бездушные люди - какие-то чудовища. Они в разных областях даже достигают механических преимуществ, но Огонь покинул их, и затемнились дела их.
   
     Касание к Огненному Миру даёт преимущество не только в будущих жизнях, но теперь. Недаром говорят: огненное желание будет исполнено, примем это, как действительность. Огненное мышление настолько кристаллизует соответственные сферы, что именно мысль будет уже утверждением. Конечно, не будем мерить земными сроками, ибо безвременны пространственные Огни. Не будем делить жизни, ибо жизнь вечна. Но желание огненное будет исполнено. Так многие предсказанные образы уже сложены в неизменных хранилищах. Отнесёмся к этим огненным желаниям со всем сознанием и не будем поверхностны, когда касаемся сущности Бытия. 

     Можно ли земным воплощенным творить мысленно в Тонком Мире? Можно, особенно, если Агни действует. Можно насаждать и улучшать растения. Можно создавать строительные формы; можно участвовать во множестве улучшений, лишь бы не в безобразии. Урусвати видела дерево, ею посаженное. Так мы приготовляем среди земного существования будущие сады прекрасные. Так мы идём мыслями за пределы Земли.

                ***

     Некоторые смутьяны надеются, что постоянным свержением всего они упрочат своё благосостояние. Невозможно даже помыслить о привлечении огненной стихии на расхищение и раздробление! Пусть срубивший дерево, немедленно заменит его вновь посаженным. Пусть огородник одной рукой собирает, другой сеет. Простое правило нерасхищения должно быть преподано среди первых уроков школы.

     Учитель обязан следить за качеством мысли ученика. Немного внимания, и учитель увидит огни глаз. Очень значительны эти блистания, которые для мудрого врача дадут целую историю внутреннего состояния.

     О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но ещё раньше нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу Покровителя и Руководителя. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им, как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребёнка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребёнок отлично знает, что везде что-то есть. Он видит многие образы и даже огненные. К ребёнку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая кры¬лья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми.
Точно также следует прислушиваться к каждому обрывку истины. Лама говорит: «Следует молиться каждый день, иначе лучше совершенно не молиться». И это так. Действительно, нужно соблюдать высшие вибрации, не теряя ритма связи. Вы знаете цену работы постоянной, ритмичной, и насколько такой натиск открывает Врата.

     Сказавший, что вспышка Света не что иное, как мысли направленные, не был очень далёк от истины. Конечно, мысли пространственные - как электрические разряды. Они могут вызывать световые явления. Цветные искры также зависят от качества энергии, вызвавшей эти разряды. Мы можем посылать мысли, которые могут вызывать и телесные ощущения. Это только доказывает, что мысль есть энергия. Так нужно с малых лет привыкать к мысли-энергии. Но для этого школа должна сказать о субстанции духа.

     Язык духа является насущным для Тонкого Мира. Сущность его будет лежать в тонкой природе, но всё-гаки можно приучать к нему и в земном состоянии. Такое приучение будет полезным огненным испытанием. Школа должна узнавать находчивость учеников по заданию одного слова и затем по одному взгляду. Последний опыт будет ближе всего к Миру Тонкому. Каждый школьный учитель знает, как многообразен должен быть его язык, чтобы сделать друзей из школьников. Следует проникнуться уважением к будущему и полюбить главный фактор Тонкого Мира – Агни. У нас радость, когда среди земного пребывания устанавливаются меры Тонкого Мира. Тем мы от земли приближаем сотрудничество с дальними мирами. Иначе говоря, участвуем в явлении эволюции.

     Следует в школах предупредить, что до тридцати лет не все центры готовы для выс¬ших проявлений. Нужно, чтобы молодежь знала, как мудро готовить тело и дух для труда восхождения. Нужно, чтобы преподаватели были водителями в жизни. Пусть преподаватели запомнят, что путь отрицаний самый губительный.   

     Не причина ли боязни Огня, что разрушительная сила его доступна земному глазу, а созидание огненное не вмещается в плотное состояние? Нужно особо убедительно раскрывать людям, что они, по природе своей, имеют единственный путь - к Огню. Каждая стихия, прежде всего, исключает страх. Побороть страх на мгновение ещё не есть искоренить его. Не будем как малые дети, которые сегодня смелы, но завтра могут дрожать от пустого призрака. Не будем под угрозой наступающего дня, ибо из всех стихий именно Агни не допускает страха! Мы должны понять Агни не разрушителя, но созидателя! Эти два лика Агни будут верным пробным камнем нашей природы.

     Обычная ошибка, что люди перестают учиться после школы. Пифагорейцы и тому подобные философские школы Греции, Индии и Китая дают достаточно примеров постоянного учения. Действительно, ограничение лишь обязательными школами образования показывает явление невежества. Обязательная школа должна быть лишь входом в настоящее познавание. Кроме начального образования, нужно помогать дальнейшему обучению взрослых. Можно радоваться не только детским школам, но и объединению взрослых для постоянного познавания. 

     В Хатха – Йоге, прежде всего, утверждается физическое упражнение. В других Йогах физическое упражнение не имеет такого значения, но духовное развитие сообщает мускулам особую крепость. Дух способствует развитию мускулов.

     Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но это и знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забывать, какое излучение даёт горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ожидать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован. Огонь у порога.
Детское сердце знает, что горит, и что потухло. Не урок заданный, а совместное с учителем устремление даёт мир чудесный.
 
     Самообладание - очень сложное качество. Оно  состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией, и терпение не должно быть ипокритством. В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить, насколько сознательно принимаются впечатления. Это не будет суровая спартанская школа физической выносливости и находчивости, но это будет почерпание из сердечной энергии, чтобы понять вещи с достоинством. Не многие сохраняют память о самообладании, как только они выходят за пределы обихода, они начинают производить ряд странных движений, произносить ненужные слова и вообще являют ложный вид духа и тела. Нужно помнить, что, приближаясь к Свету, нужно и свою лампаду нести нерасплёсканной. Пусть каждое земное действо имеет в виду путь высший.
Очень сложное время, ненависть между людьми приняла необычные размеры. Вражда старых родов - детская игра сравнительно со злобой теперешней. Так будем проявлять то самообладание, о котором говорил. 

     Не следует давать Книги Учения лишь любопытствующим - это может порождать кощунство. Хулой кощунствующий уже растоптал часть своей заградительной сети, и можно ожидать различных заболеваний, ибо заградительная сеть не только охраняет духовно, но и телесно. Потому произнесение кощунства должно быть запрещено уже от малых лет. Печально, что люди до того сделались безответственными, что забыли о значении слов. Силы разложения очень подвижны. Много данных о деяниях тёмных. Можно оградиться от них всеми силами огненными, но для этого нужно признать сам Агни.

     Обучение в низшей и, средней школе должно быть одинаковым для обоих полов. Нельзя навязывать ребёнку специальность, когда он ещё не может найти своих способностей. Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям.

     Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Многие полагают, что можно иногда подумать о будущем и затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но существо сознания настроить в ключе будущего. Нельзя принуждать себя к такой трансформации. Можно достичь, лишь полюбив будущее. Не многие любят будущее. Обязанность Вождя устремлять народ в будущее.

     Искусство мышления должно быть развиваемо в  школах. Обрывочное мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тугодумие разрушали уже сложенные возможности. Сам Вождь должен подать пример постоянного расширения мышления, чтобы приблизиться к предвидению. Предвидение происходит от Общения с Иерархией. Но само Общение требует подвижного мышления и. ясного устремления. Искусство мышления нужно рассматривать как здоровье народа. 
         
     Подкупность должна быть искореняема всеми средствами, но нельзя полагаться на карательные меры - они плохо помогают. Нужно среди уроков этики в школе утвердить мысль, что подкупность не соответствует достоинству человека. Следует очень пристально наблюдать, не покажутся ли где признаки такого гниения? После подкупности не менее позорно неисполнение долга. Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качестве труда придёт и сознание долга.

     Роскошь должна покинуть новое строение, тем более что она не отвечает ни красоте, ни знанию. Нужно уничтожить всякую пошлость, сопутствующую роскоши.
Для роста познания красоты в школах следует учредить изучение красоты жизни. История Искусств и Знаний должна войти в этот предмет.

     Перейдём к самому трудному – к благословению Мира Огненного. Сказано, что когда все покровы спадут, и останется лишь сияние дерзаний, тогда Огонь светлый пройдёт во Врата, не вхожие для тела. Потому мыслите, как бы хотели представить себе пребывание в Мире Огненном. Если в Тонком Мире мысль творит, то в Огненном она молниеносна и отрешает от всех мер земных – там Свет Седьмой.
Свет Седьмой - самый вмещающий. Потому уже каждое земное вмещение будет путём туда, где каждый дух светит сиянием. Нужно учить о существовании Иерархии Миров, которая беспредельна. Пусть дети получат хотя бы намёк на красоту Беспредельности. Сперва произнесётся слово, но после зародится понятие. Явление Мира Огненного – прекрасное восхищение.

      Кто же промолчит, когда произносятся кощунства? Очень опасная болезнь кощунство. Но не найти оправдания в том, что это болезнь. И болезнь эта очень позорна. Когда сердце живо, оно всячески будет противиться заразе кощунства. Можно припомнить героические противостояния даже со стороны детей, когда сердце их было чисто.

     Жестокость должна быть искоренена. Не только жестокость действий, но и жестокость мыслей. Последняя хуже действия. От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие - оно точно открывает поток тёмного хаоса. Лишь немногие уже сами готовы  противостоять потоку тьмы. Такая способность сознания редка. Не будем повторять великую заповедь – «Не убий!». Но подумаем, где больше убийства: в руке, в слове или в мысли? Нужно отметить, что мысль людей очень готова к убийству.

     Дети нередко могут лучше думать об Огненном Мире. Пробуйте поощрять их к таким представлениям, но тонко - иначе можно или отвратить, или навязать свои личные представления. Наука может получить ценные данные от детей; ими мало пользуются.
 
     Молодое поколение слишком часто подаётся в сторону грубости. Очень плачевно такое положение, когда требуется напряжение всех лучших сил. Нужно твердить, что каждая грубость неприемлема для эволюции. Должно понять, что грубость есть невежество.

     Поручаю свидетельствовать о Мире Огненном как о существующем со всеми признаками бытия. Цветы огненные отличаются сиянием, но их можно сравнить со строением роз,  малые вихревые кольца образуют как бы сочетание лепестков. Запах, как преображенный озон, может напомнить как бы воздух хвои. Так и сияние аур, как своды облачные, так и лучи, как потоки и водопады. Потому и в земных представлениях мудрый найдет подобие высших образов. У него не сложится унижение земного бытия, ибо основа его по энергии подобна всему сущему. Мудрый не будет искать точного подобия Бога в теле земном, ибо лишь огненное тело будет сохранять те же искры, как и Существа Высшие. Разве не следует в школах указывать, что мы подобны Богу, чтобы оправдать древние Заветы, из которых люди сделали посмешище. Нужно везде очистить Понятие Высшее. Нужно не бояться приходить на помощь везде, где можно повысить сознание. Учение нуждается в свидетелях. Оно отвечает всем без различия верований и народностей. Пусть поверх всего светит одно солнце. Нетрудно путём науки говорить о единстве. Явление прекрасных сопоставлений пусть сблизит самые различные элементы.

     Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будет помогать в своих древнейших намёках. Предмет природы вещей будет преддверием понимания Живой Этики. Нужно познать, для чего необходима честь, достоинство и все прочие качества человечества. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Принятие Бога во всём величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлечённым и сольётся со всем Бытием.

     Телодвижения человека должны быть осмыслены. Нужно обучать детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений. Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили своё аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями. Особенно непростительны нервные движения - они показывают всю недисциплинированность воли. Много заболеваний можно определить по одним движениям человека. Можно излечить его от самых отвратительных привычек, наблюдая эти движения и показывая их вред для тонкого тела. Так врач может проявить самую полезную деятельность и без физических лекарств.

     Людям покажется сказкой, что так называемый воздух наполнен сущностями разных эволюций. Так же трудно человеку представить, что каждое его дыхание, каждая его мысль меняет его окружение. Одни сущности усиливаются, другие сгорают или уносятся вихрем токов. Человек не хочет понять, что он одарён сильными энергиями. Он поистине Царь Природы и Повелитель несметных легионов сущностей. Можно иногда в школах показать детям на сильных микроскопах наполненность пространства. Они должны приучиться к воздействию психической энергии. Взгляд развитого человека действует на сущности, даже под стеклом микроскопа малые сущности начинают беспокоиться и ощущать токи глаз. Огненный путь нуждается в представлении наполнения пространства.

     Человек, заражённый долгое время, не чувствует заразу. Если это происходит при физической болезни, то тем более такой инкубационный процесс можно видеть при болезнях духа. Можно поражаться, насколько врачи не пытаются замечать начало поражения духа; тем труднее для них замечать все огненные процессы. Но если врачи будут отрицать такие основные обстоятельства, то куда должны люди направиться, чтобы узнать причину их небывалых ощущений? Также не помогают учёные и школьные учителя – так остаются без совета самые важные зарождения потрясений и духа.

     Символ Чаши с давних времен является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. Всё самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля и Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое  Служение, есть самый Космический Магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. Всё Мироздание отражается в Чаше духа огненного. Ведь Чаша имеет в себе вековые накопления, которые собираются вокруг зерна духа. Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять всё многообразие образов великого символа Чаши.
В жизни, которая объединяется законом Космического Права, можно проследить, как испивается чаша яда, достигая великого Космического Права. Дух несёт все утверждённые Чаши самоотвержением. Великая Чаша Красоты явлена духу Огненным Правом как завершение. Истинно, время великое, ибо напрягаются последние энергии последней ступени. Сердце Архата испивает Чашу Самоотверженности на последней ступени. Наша жизненная Чаша наполнена и открывает путь к Нашему Космическому Бытию.
 
     Человечество должно лучше изучать мышление. Нужно в школах ввести науку о мышлении - не как отвлеченную психологию, а как практические основы памяти, внимания и сосредоточения.
Конечно, и другие качества требуют развития: чёткость, быстрота,  синтетичность, оригинальность. Можно также излечивать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемых в школах на спорт, уделялась мышлению, то вскоре результаты были бы поразительными.
Жизнь и изречения великих сподвижников и героев нужно непременно изучать во всех школах.
Сосредоточение в древности считалось явлением первостепенной важности.
Как тьма есть отсутствие Света, так невежество есть отсутствие знания.

     Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает своё чудесное построение. Всё пространство полно лучами Миров прекрасных.

     Нужно понять, насколько окаменело людское сознание. Потому не давайте пищу, которую оно усвоить не может. Наряду с трудным дайте лёгкое - иначе слушать не будут. Письма Учителя всегда разнообразны, ибо направлены к различным сознаниям. Так приучитесь обращаться бережно с сознаниями, как с огнём.

     В детстве много электричества в теле - как у взрослых. Значит, элементы огненного тела вложены полностью.
Матери, помните, что дети замечают и сознают больше, чем предполагаете. Много явлений упускается. Например, свечение детского тела, также жесты и проявления гнева или покоя. Напрасно думают, что детская аура невыразительна. Можно видеть в ней немало принесенного груза.

      Напрасно удивляются многим появлениям детей,  помнящих свое прошлое. Именно теперь много рождается таких посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях. Так происходит сближение двух Миров, и это предшествует великим событиям.

     Можно преобразить жизнь земную лишь связью с Высшим Миром, иначе страдания не уменьшатся - наоборот, доведут до гибели. Невежество должно быть искореняемо, но лучшее просвещение явится Свыше.
Может быть, найдутся столь тёмные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром, сор везде существует, но упасите детей от такого невежества.

     Молитва не может иметь ничего общего с насилием. Первая молитва ребёнка не должна быть осмеяна или порицаема. Мальчик молился: «Господи, мы готовы помочь Тебе». Прохожий очень возмутился и назвал ребёнка гордецом. Таким образом, первое чувство самоотверженности было поругано. Девочка молилась о матери и о корове, и такая молитва была осмеяна. Но память осталась о чём-то почти смешном, тогда как такая забота была трогательна.
Устрашение Богом тоже есть великое кощунство. Запрещение молиться своими словами уже будет вторжением в молодое сознание. Может быть, ребенок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль, устремляя её вверх. Кто же смеет вторгаться и тушить светлый порыв!
Обстановка дома тоже налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что пустота жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живёт в чистом доме.

     Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни. Вещественно они знают, что происходило кругом них. Теперь особенно часто будут скорые воплощения. Многие обитатели Тонкого Мира спешат вернуться, и в этом сказывается ускорение эволюции. И в таком ускорении можно видеть сближение Миров.

     Много нужно убеждать людей, чтобы они могли заметить в своих жизнях происходящие главные моменты. Люди не умеют отличать главное от ничтожного. Часто самые узловые вехи существования не обращают внимания на себя. Школа должна помочь такому просвещению.

     Осознание Высшего Мира должно происходить свободно, добровольно и доброжелательно. Насилие неуместно в таком высшем предмете. Так каждый учитель должен преподать Высший Мир как Высшую радость. Никто не назовёт радость насилием. Если учитель достиг степени быть провозвестником радости, он заслуживает всякого почитания.
Мир Высший есть пробный камень сознания.

     Считаю, можно направлять детей с самых малых лет к познанию Высшего Мира. Это не будет насилием, ибо поможет детям легко припоминать то многое, что скоро забывается. Народ стремится к красоте, ему можно рассказать о надземном Величии. Никого не следует отрывать от лучших накоплений страны, хотя каждый народ имеет свои особенности. Уже стираются многие границы, но при таких новых путях требуется особое человеколюбие. Нужно воспитывать его наряду с чистотой тела и духа. Пусть гигиена духа займёт своё место в школах, тогда Высокие Собеседования будут лучшими часами.

     Нужно обратить внимание на так называемые родимчики. Они показывают развитие нервных центров. При таких припадках нужно полное спокойствие всех окружающих, тепло, запах розового масла, ровная температура. У некоторых народов применялась тихая музыка, и это могло помочь, ибо помощь должна быть психическая. Природа таких детей очень одарённая. Нужно видеть в таких проявлениях как бы переполнение чаши. Недаром в древности это называли Божественным Посещением.

     Много указывалось на необходимость развития терпения. Полезно начать разговор с самым узким отрицателем. Пусть он излагает неправдоподобные измышления, но терпеливый мыслитель раскроет каждое невежество, не прибегая к отрицанию, и убережётся от раздражения – во время урока терпения не раздражаются. Пусть даже в школах дают задания по развитию и обладанию терпением.

     Склонность к познанию - особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка, не зависит от окружающей среды, не зависит от школьного образования - оно слагается в области сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешён от познания. Посредством психической энергии он найдёт возможность познавать даже среди самых отвратных обстоятельств.
Особенно важно наблюдать таких людей с малых лет. Они отличаются от окружающих и как бы знают своё назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда действия ребенка показывают поиск его духа. Эта священная особенность обычно осмеивается. Но в будущей эпохе такие познаватели будут оценены.

     Проследите развитие науки за последние полвека - можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь.
Но и при быстром росте своём наука не выполнила и десятой доли суждённого ей за этот период. Причин много в косности человечества. Многое вращается в заколдованном круге, ибо не признана психическая энергия. Без неё останется детским занятием самый смелый полёт. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей.
Это происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Такое позорное положение недопустимо.

     Жаль, что при окончании Высшей Школы забыто полезное испытание, применявшееся в древности. Ученики должны были изложить избранное ими задание перед самыми разными слушателями. При этом требовалось, чтобы были найдены выражения, понятные для всех, - задача трудная. Нужно было найти для одних простые слова и не утомить ими более образованных слушателей.

     Не нужно думать, что где-то достаточно сделано для образования. Знание настолько расширяется, что требуется постоянное обновление методов. Ужасно видеть окаменелые мозги, которые не допускают новых достижений! Каждый отрицатель уже не может называться учёным. Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука может мгновенно просветить вопросы Мироздания. Наука прекрасна и потому беспредельна. Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий. Наука может найти великое даже при поисках малого. Спросите великих ученых - сколько раз самые изумительные открытия происходили в процессе обычных наблюдений. Глаз был открыт, и мозг не запылён. Борьба с невежеством есть борьба с хаосом.

     Нельзя приказать чистоту мысли, нельзя даже  приказать чистоту слова. Нельзя приказать здоровую чистоту дома - лишь просвещение утвердит здравие духа и тела.

     С младенчества нужно проводить профилактику против сомнения. Здоровая, разумная пытливость не породит сомнения, а всякое невежество источник самых уродливых сомнений. Сомнение, прежде всего, уродство и, в конце концов, приведёт к предательству. Эпидемия предательства есть уже планетарное бедствие.
Для опыта над психической энергией сомнение -  самое большое препятствие. Свободное, смелое допущение - крылья опыта.


Рецензии