Право и права человека



В толковом словаре живого великорусского языка  (1866г.) В. Даль так определяет одно из значений слова право:
«Данная кем-либо или признаваемая обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в условных пределах». В определении Советского энциклопедического словаря (1983г.), право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Практически также определяет право и  Большой толковый словарь русского языка (1998г.), право это совокупность  устанавливаемых и охраняемых государством моральных норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми. Таким образом, на протяжении полутора столетий в России существует  понимание, что право ( закон) — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования  граждан, а их права (свобода) – совокупность возможностей поведения в переделах ограничений, определяемых правом.
 По определению русского религиозного философа В.С. Соловьева «Закон, есть, прежде всего, граница между личностями, которую запрещено переступать». А «…свобода человека, ограничена равенством людей (свобода одного человека ограничена свободой другого».
Рассмотрим правовую норму, в той или иной степени  представленную в законах различных социальных систем, и считающуюся базовой для представителей религий Библейской традиции, шестую заповедь данную Богом Моисею на горе Хорив и высеченную на Скрижали Завета - «Не убий».
 Эта правовая норма ограничивает свободу человека запретом убийства.  Однако, первое и главнейшее из прав человека, право на жизнь, впервые закрепленное во  Всеобщей декларацией прав человека, принятой  ООН,  навсегда останется только  декларацией.  Во всяком случае, пока   правовую норму «Не убий» не сделают абсолютной.  Сделать абсолютной, значит не допускать ни только смертной казни, но и  ведения боевых действий, ДТП и  техногенных аварий с летальным исходом и т.д.
Можно проанализировать и все другие права человека, провозглашаемые Всеобщей декларацией прав человека, и увидеть, что каждому из прав соответствует своя правовая норма, свои правовые границы, и чтобы соответствующее право человека было реализовано, правовые нормы должны быть абсолютными, то есть,  реально неосуществимыми.
Одним из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, является  так называемое «естественное право», обозначающее совокупность прав продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Права человека из Всеобщей декларации  справедливо  относят к наборам таких естественных прав.
 Однако, в зависимости от исторических условий, нормы, определяющие естественное право постоянно менялись, поэтому  ряд философских школ (позитивисты, марксисты) не видит смысла в существовании  понятия «естественное прав».
Означает ли это, что не имеет смысла говорить о правах человека? Конечно, нет.  И для этого существует как минимум две причины.
1. Права человека, провозглашенные в данных социальных условиях, важны как идеал, к которому надо стремиться.
2. Концепция полного отсутствия прав, обусловленных природой человека, и концепция наличия таких прав между собой соотносятся, как  координата и момент импульса в соотношении неопределенностей. Подобно тому, как, точно измеряя момент импульса микрочастицы физики теряют информацию о её координате, так попытка реформировать социальную систему,  что бы в ней  гарантированно соблюдались права человека, неизбежно приведет к её развалу, вследствие неосуществимости абсолюта.
Поэтому, ведя борьбу за соблюдения прав человека, надо четко представлять, что не только  ни одно из этих прав не абсолютно, но и набор этих прав будет разным в разных исторических ситуациях.  Ибо «… естественная  право представляют собой  идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 273). А попытки полностью искоренить зло в обществе, и  гарантированно соблюдать Декларацию прав человека, приведет к ещё большему злу.






 


Рецензии