О встрече с поэтом Архиповым Валерием Дмитриевичем

Антон ТЮКИН

КРИТИЧЕСКИЙ ОТЗЫВ НА ВСТРЕЧУ АРХИПОВА ВАЛЕРИЯ ДМИТРИЕВИЧА С ЧЛЕНАМИ ЛИТО “ЛИСТ” 24 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА

Двадцать четвертого октября две тысячи десятого года на занятиях ЛИТО “Лист”  состоялась встреча с замечательным поэтом Валерием Дмитриевичем Архиповым.
Валерий Дмитриевич является автором многих сборников, как то “”Съемка рапидом”, “Резервация”, “Страсти по Эвтерпию”, “Клипы” (сборник подготовлен совместно с поэтом Файзовым) и “Выдумки мага”.
На занятиях ЛИТО Валерий Архипов прочел стихи из двух своих последних сборников 1998 и 1999 годов, а также свои совсем новые стихи этого, 2010 года.
Четкий ритм стиха, выверенная рифма и необычная лексика автора, вызывающая у читателя/слушателя богатый ассоциативный ряд – вот что выделяет стихи Валерия Архипова от стихов других вологодский поэтов. Хотя, если честно, то чисто “вологодским поэтом” Валерия Архипова и не назовешь. В его стихах не встретишь чисто этнических мотивов. Нет в них и налета некой провинциальности.
Обращение к сложному ассоциативному ряду, сотканному из снов, воспоминаний провинциального детства 1950 – 60 – х годов, обрывков старых кинофильмов – от произведений итальянского неореализма, таких как “Похитители велосипедов”, фильмов с участием Бриджит Бордо и кинофильмов о подвигах советских разведчиков – формирует ткань стихотворения “Кажется мне, что поет петух”…   
В своем творчестве Валерий Архипов часто использует образы, почерпнутые из кинокартин. Не случайно, что по первой своей профессии он – киномеханик.
Кинематографичность отличает и другое стихотворение Валерия Архипова – “Венгерская сказка”. Обращение поэта к таинственному образу заброшенной дачи некого старика отсылает читателя к зрительному ряду американских фильмов – “хорроров” Альфреда Хичкока. Образный строй стихотворения напоминает нам творчество американского писателя – “деревенщика” Уильяма Фолкнера и романы знаменитого южноамериканского писателя Габриэль Гарсиа Маркеса. В частности, роман “Осень патриарха”, c его описанием дома престарелого диктатора. Похожие описания старых, патриархальных домов можно найти и в других романах Маркеса. Кстати, таинственный образ старика чем – то напоминает нам образ отставленного от дел венгерского диктатора Ракоши – ближайшего соратника Сталина в Восточной Европе.
Целый каскад необычных, страшных ассоциаций вызывает у читателя стихотворение “Апельсины”, где зрительные образы раскатившихся по северному, белому снегу южных, оранжевых плодов постепенно сменяются сценами какого – то дикого, жестокого праздника – вакханалии, перерастающего в еще более страшные сцены уничтожения нацистами мирного населения во времена Второй Мировой войны. Жесткий ритм и четкая ритмика стихотворения подчеркивают весь трагизм изображаемых поэтом событий.
Невозможно не остановиться отдельно на женских образах в творчестве Валерия Архипова. Героиня его стихов – это сама жизнь (“резинится тело белое”), и смерть (“медсестричка”) и сама любовь. Последняя воплощена в образе юной девы с именем СашА, мягко выводящей на морском песке экcклибриз.
Вечный круговорот времен и стихий, вечное движение жизни – смерти – любви, вечная игра и нарочитая ее театральность, в которую играет “Овечка, Петрушка, свечка”, необыкновенно острое, чувственное восприятие окружающего мира – вот стихия этого поэта. Обостренная чувственность элементами эротики – вот характерная черта картины сложного, многогранного мира поэта Валерия Архипова, мира каледоскопического, необычного, и очень интересного. Поблагодарим – же поэта Валерия Архипова за то, что он столь щедро пригласил нас в свой необычный поэтический мир.         


Рецензии