Дюжачиха

 

Я уже хорошо знала всех соседей в нашей секции. И они меня знали. К соседским мальчишкам братьям Петьке и Сашке я ходила в гости со своими игрушками. Братья жили с родителями, и у них было две комнаты; одна без окошка, другая за деревянной перегородкой с окошком. Мне нравилось, что у них столько комнат. А у нас всего одна. Только у нас всегда был порядок, а у Петь и Сашки всё разбросано.
Иногда мама оставляла меня на время у кого-нибудь из соседей, если ей требовалось куда-нибудь срочно уйти. Я любила ходить в гости. Оказавшись в незнакомой обстановке, я внимательно всё разглядывала и запоминала. Например, мне запомнилось, что в самой маленькой комнатке, расположенной напротив входной двери в секцию, где жили бабушка Лена, маленький ребёночек и его родители, находился интересный ящичек. Хозяева называли его телевизором. У ящичка впереди было приделано большое выпуклое стекло, за которым что-то двигалось и мелькало. Изображение неясное, и я не могла понять, что там. Но бабушка Лена всё равно смотрела на стекло. И ещё бабушка Лена как-то странно махала рукой перед тем, как начать кушать и говорила непонятные мне слова, что меня очень удивляло. Оказывается, она молилась богу. Но я тогда не понимала этого.
К соседям, жившим напротив нашей комнаты, я не любила ходить в гости. Там жил страшный дядька. Однажды он был сильно пьяный, бегал по коридору с топором, и кричал. Я тогда так сильно испугалась, что потом вечером  не могла долго уснуть. Мама говорила, что эти соседи плохо живут, но у них подрастал маленький Игорёк, и мама его жалела. Однажды, когда страшного дядьки не было дома, я была в гостях у Игорька и его мама угощала меня жёлтой кашей. Я раньше такую кашу никогда не ела. Очень вкусная каша, из кукурузы.
В Угловой комнате наискосок от нашей комнаты жила тётя Рая Дюжакова. Я её тоже побаивалась. Отец говорил, что её сын сидит в тюрьме, а она сама жадная и любит чистоту до такой степени, что выходит есть на крыльцо, что бы дома не насорить. Тётя Рая была невысокого роста, с худым лицом, на котором больше всего выделялись тонкие плотно сжатые губы. Волосы на голове туго затянуты в пучок. Она мало с кем разговаривала и совсем не улыбалась. Я думала, что она злая. Отец называл её Дюжачихой. Иногда я, забравшись коленками на валик дивана, что бы было повыше, выглядывала в наше окно и ждала, что Дюжачиха выйдет есть на крыльцо, но она не выходила.
Однажды маме надо было сходить с Таней в поликлинику, и она привела меня к тёте Рае. Я поначалу даже испугалась, думая, что попаду в какую-нибудь страшную комнату. Но, осмотревшись, увидела, что дома у тёти Раи очень хорошо и чисто, и что у неё тоже две комнаты, как у Петьки с Сашкой. На полу лежали большие круглые половики. На стенной перегородке, побеленной известью, висели вышитые полотенца, аккуратно прибитые по углам гвоздиками.
Тётя Рая посадила меня на стул возле кухонного стола, а сама села на другой стул и стала меня о чём-то спрашивать. Я, наверно, отвечала, но продолжала осматриваться. В комнатке за перегородкой стояла железная кровать, на которой горкой возвышались несколько подушек. Внизу самая большая, а потом всё меньше и меньше.  Самая верхняя подушечка была очень маленькой.   Вся подушечная пирамида была спрятана под красивую капроновую накидку с кружевами. У нас такая же есть, - подумала я, и вдруг увидела, что тётя Рая  поставила на стол возле меня вазочку с маленькими коричневыми конфетками.
- Возьми конфетку, покушай, - сказала она. 
Я, помня слова отца о том, что тётя Рая боится насорить дома, испугалась. А вдруг, я буду есть конфеты, и насорю. Я смотрела на конфеты и молчала. Тётя Рая тоже молчала. Часы, висевшие надо мной, монотонно тикали в тишине. Но, наконец-то пришла мама, забрала меня домой и покормила. А я всё думала, что может тётя Рая не злая.
Однажды я пошла на улицу и, открыв дверь нашей комнаты, увидела в коридоре тётю Раю. Она улыбнулась мне.
- Наташа, пойдём, я тебе пирожное дам.
Мама была дома и, услышав это, удивилась:
- Пирожное?
Я стояла и не знала, что сказать. Нам покупали пирожное иногда. Это были очень вкусные сладкие прямоугольные кусочки, украшенные сверху белыми или жёлтыми розочками из крема. Пирожное я любила.
Тётя Рая, видя моё смущение, пошла к себе в комнату и вынесла что-то на ладони.
- Вот, возьми пирожное. Видишь, какое пирожное у меня.
Пирожное было странным. Оно походило на большой ломоть хлеба, намазанный сметаной и посыпанный сахаром.
- Наташа, бери пирожное.  Тётя Рая тебя угощает. Бери и спасибо скажи, - говорила мама, продолжая стоять у открытой двери. Я взяла пирожное обеими руками.
- Спасибо.
- А ты иди с пирожным на крыльцо и скушай там его. Только аккуратно, не испачкайся и не насори, - сказала тётя Рая и повела меня на крыльцо.
Я стояла на крыльце и ела тёти Раино пирожное. Под сметаной обнаружился толстый слой сливочного масла, который вперемежку со сметаной и сахаром вполне походил по вкусу на розочки из крема. Я осторожно откусывала хлеб и думала, что я теперь, как тётя Рая, тоже ем на крыльце, что бы не насорить дома.


Рецензии
Мне показалось, рассказ этот будет продолжен... Успехов! Здесь поправьте:"Тётя рая была..." А вот тут надо поработать как редактор: "На стенной перегородке, побеленной известью..." Чем именно побелена стена-перегородка, может знать только взрослый. А ведь рассказ ведется от малышки. Поэтому "известью" можно выкинуть не жалеючи... С уважением -

Габдель Махмут   02.10.2011 17:46     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за внимательное отношение к рассказу и за советы! Учту. Про извёстку знала с малолетства - видела, как родители готовили её для побелки.
Вам успехов и вдохновения! Зайду к Вам попозже.

Наталья Сафронова 2   02.10.2011 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.