О религии и о себе 3

Фото из интернета.

                О религии и о себе  3
        Зимой  1926   года  мать  откормила  собственными  руками  двенадцать  пар  быков,  и  весной  этого  года в  Атбасарскую  ярмарку  мы  с  отцом  сдали  этих  быков  высшей  упитанности  Ленинградскому  купцу  Телегину.

         Мать  отцу  деньги  не  доверяла.  Где  бы  мы  ни  находились  с  отцом,  деньги  были  у меня  в  боковом  кармане  костюма,  который   всё  время  был  застёгнут  на  пуговицу  и  приколот  тремя  булавками.

         Хорошо  помню,  когда  мы  с  отцом  поехали  покупать  водяную  мельницу  в  казачьей  станице  Зеренда,  по-моему,  Кокчетавской  области.  Водяную  мельницу  купить  нам  не  удалось,  а  на  обратном  пути  купили  вторую  ветряную  мельницу  шестикрыльную  за  200  рублей.

         Дорогие  наши  комсомольцы,  дорогая наша  смена,  кто  из  вас  знает  или помнит,  на  какой  технике  и в  каких  условиях  мы  работали  пятнадцать – тридцать  лет   назад.  Можно  ли  сравнить  современную  технику  с  прошлой? Вы сейчас  работаете 8 часов, мы же этого не знали. Мы работали по 16–20 часов в сутки.

         У меня рабочий стаж 41 год, но, учитывая продолжительность рабочего дня, его  нужно умножить, как минимум, на 2. Получается 82. И получается, что мой рабочий стаж  опередил мой возраст. А мне всего 65 лет.

         Итак, за лето 1926 года мы сумели купленную мельницу перевезти в свой посёлок  Артыкпай и установить с помощью нашего зятя Викентия Ноздрячова, который её  восстановил и пустил в эксплуатацию.

        Мать была довольна тем, что у нас было две ветряных мельницы. Отец, напротив,  говорил:   «Это не радость и счастье, это мы вторую петлю накинули себе на голову  (шею).
        Так же говорил и зять Винка Ноздрячов. За эти слова мать его невзлюбила до  последнего предела, даже мне мать запрещала встречаться с ним и разговаривать.

        Как таковых, мирошников на мельницы у нас не было. Мне самому пришлось  обслуживать их: ковать камни и устранять все неполадки. Обе мельницы стояли недалеко  друг от друга.

        Когда был ветер, нужно было одну и вторую направить на ветер, то есть повернуть их в нужном направлении, отрегулировать помол зерна и т. д. Бывало, поручу брату  Семёну  Г. одну мельницу, а сам иду к другой.

        Особенно, когда ветер, тут уже не считались, день это или ночь. Сами клиенты  не давали покоя. Насчет дохода тут уж нечего говорить.

         Остался в памяти 1927 год. Осенью отец и мать уехали на покровскую ярмарку и  проездили всю неделю. Мы с братом Семёном за эту неделю на двух мельницах заработали  шестьдесят пудов пшеницы и 120 рублей деньгами.

         В то время корова стоила 25 – 30 рублей. Но работали день и ночь.  Останавливали только для смазки и охлаждения камней, потому что при сильном ветре  камни, работая на полную нагрузку, нагреваются и жгут муку.

         В то время гарцовый сбор был десятая мера зерна, а на деньги–за десять пудов - один рубль или за один пуд 10 копеек.

         По возвращении отца и матери с Покровской ярмарки я отчитался перед ними о  своём  заработке. Мать меня и брата Семёна похвалила за такой колоссальный заработок, а отец, наоборот сказал: «Не радуйтесь, эти все доходы в скором будущем должны перейти  государству».

         Мать на это отцу говорила: «Надо меньше заливать свою глотку вином. Ты только посмотри, ты уже на человека не похож да ещё и с ума сходить начинаешь».

         Спрашивается, кого мне слушать? Мать безграмотная, а отец пьяница. Я запомнил  только одно, когда отец отдавал своих дочерей замуж.

         Он говорил: «Пьяница проспится, а дурак никогда». Вот эти слова меня и  успокаивали, и я больше верил отцу, чем матери.

         И ещё в моей памяти осталось главное: «Если ума нет в голове, то его не завоюешь и ни за какие богатства и деньги не купишь», - говорил он.- «Дар человеку  даётся от природы.

         Что посеешь, то и пожнёшь. Таланты и способности тоже передаются по  наследству, только их надо развивать с колыбельного возраста».

         Я описываю все то, что смог запомнить с молодых юных лет и только всю  истинную правду, как это всё происходило в далёком прошлом.

                Продолжение  следует


Рецензии
Интересные воспоминания. Очень полезно для понимания того времени.
С уважением.

Александр Исупов   13.07.2012 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Александр.
С уважением - В.К.Павлова

Калина Григорьевич Руденко   13.07.2012 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.