Назидательные повести7
Назидательные повести
(монашеские)
XII
Один афонский старец судьбами Божiими оставил мiр и удалился в монахи следующим образом: когда в Санкт-Петербурге хотели в комедии представлять Страшный Суд Божий, тогда произошёл сильный пожар, истребивший всех зрителей. Чудным образом спасен был только сей старец, бывший тогда мiрянином, который сделался потом болен и был в обмерчвлении. В то время его восхитили в иной мiр, где увидел он огненную печь и слышал стоны людей мучимых, и там, водивший его ангел, исхитил из печи обгорелого грешника, очистил его и облек порфирою, отчего тот сделался светлым. «Эта душа, - говорил ему ангел, - была отлучена от Бога и посажена в сей пламень навеки. Но его живые родители много делали о нем при Литургиях поминовения и милостыни творили, и ради их молитв и ходатайства Церкви Бог умилостивился, и душа сия теперь предстанет пред Господом и будет радоваться со святыми вовеки. И ты, если хочешь избавиться этой геенской муки, то исправься и перестань грешить». И он после видения своего исправился и ушел на Афонскую гору.
XIII
В 1821 году в Ниловой пустыне при построении нового соборного храма много вырыто было из земли памятников могильных, костей и нетленных телес. Между ними были останки людей значительных, игумена Сергия, iеромонаха Геронтия, архимандрита Феодосия. Нашли и некую девицу во гробе в богатом платье, из коего один из каменщиков взял для себя её платок, и за сие хищение гробищное наказан был преждевременною смертью (об этом сказывал самовидец Iеромонах Пимен).
XIV
Павловского полка солдат Павел, бывший прежде наставником у раскольников, по безрассудности своей предался неумеренным подвигам телесным, не имея и понятия о душевном подвиге. Однажды ночью он стоял на молитве, когда внезапно около икон явился солнцеобразный свет и посреди света сияющий белизною голубь. От голубя сего раздался глас: «Прими меня, я Святый Дух, пришел тебя соделать своею обителью». Павел выразил радостное согласие, и голубь вошел в его уста. Внезапно он ощутил в себе нестерпимую страсть блудную и в тот же час кинул молитву и пошел в бордель, и голодная страсть сделала его ненасытным любодеем со многими блудницами. Наконец он опомнился, и свое бесовское обольщение и осквернение изложил в письме 1825 года к Иеросхимонаху Леониду.
О приключениях:
(пустынникам)
Благочестно живущим в отшельничестве монахам враг всегда наносит сопротивное. Ибо пустынные монахи и на горе Афонской часто подвергались, и ныне, как слышно, случаются у них разграбления и даже убийства от злых пиратов и других. Но подобные приключения случались и в России с пустынножителями. Потому ныне правительство и не дозволяет жить в пустынях поодиночке. Только при монастырях позволительно монахам иметь пустынное пребывание ради временного уединения, но и такое пребывание часто подпадает искушениям.
Известно нам, что случалось с пустынножителями в рославских лесах Смоленской губернии. Известно также и о Соловецком пустыннике, монахе Феофане, который был в должности закупщика, но потом водворился в пустыне на том же острове. Его в одно время обрели рыболовы береговые, знавшие его в монастыре при должности его, и думали, что он деньги имеет, которых требовали от него, и не получив их, мучили его всячески.
Старец Серафим Саровский во время своего пустынножительства не избежал подобных испытаний от соседних мiрян понести.
У нас в обители, в пустынных кельях проживал старец Лазарь монах, до 13 лет постоянно (от времен Макария до Пахомия). Но враг научил жену села Говейново прийти к старцу в поздний вечер. Сказавшись заблудшей в лесу, она упросила его пустить её к себе переночевать. Потом обольстила его прийти к ней в дом, и когда он сие желание её исполнил, то случилось так, что по дороге из села в свою келью, по вражию действию, господин Бахметьев, проезжавший в село Рогачёво, увидел старца, идущего из села Говейново, о чём и рассказал строителю Пахомию. Тогда строитель вызвал старца из пустыни и потом выгнал его из обители.
Иногда и дух боязни отлучал от сопребывания пустынных монахов. Иеромонах Феодосий в ночные часы увидал козла с рогами в окно смотрящего, а монах Арсений увидел монаха с крестом, вошедшего к нему в сенцы. А рясоносец Феофан от мечты бесовской и страха ночью убежал из пустыни в монастырь вне ума. Григорий монах, ночевавший в пустыне в то время, говорил, что от ветра качавшаяся береза стучала о стену кельи, и произвела в нем страх и мнение.
Сказывал мне П.П. о пустыннике Сахронтьевой пустыни, который в своей келье, якобы, держал в клетке скворца. В день Пасхи пустынник был в монастыре, а потом возвратился в свою келью, в которой распевал скворец. И тогда пустынник от радости сказал: «Ах, скворушка, Христос воскресе!» И вдруг скворец иным голосом по-человечески засвистал: «То-то мне и худо, что Христос-то воскрес», и при этом стал невидим. Скворец же был самым натуральным образом бес, а пустынник от страха упал и без чувств лежал, пока братия, пришедшая к нему, не подняли его еле живого и не перенесли в монастырь.
Я, почти с самого новоначалия, любил посещать пустынные кельи и в них живущих, и сам помышлял поревновать им, но по долголетнем рассмотрении себя и прочего, кажется, верно могу сказать себе и другим, что в нынешние времена по русскому климату и свободности мiрян обоего пола входить в монашеские жилища, самое безопасное и благонадежное место для спасения души и тела – это монастырь и келья, если только кто безмолвно в ней пребывает при рукоделии и молитве, никого не водит и, кроме нужды и послушания, Церкви и трапезы, из нее не исходит. Это истинное отшельничество есть, а впрочем, всяк свои имеет рассуждения и цели.
Свидетельство о публикации №210102501145