Почтовый беспредел

Наболело уже. Никогда почта не работала так дурно, как сегодня. Об этом даже в Интернете идет бурное обсуждение: пользователи делятся эмоциями, чаще всего негативными. Все это – реакция на бесконечные очереди раздраженных людей всех возрастов, толпящихся в тесных помещениях у одного окошка (2-3 остальных никогда не работают), где принимают и одновременно выдают заказные письма, бандероли и денежные переводы – через одного человека, что вызывает бурю негодования у пришедших оплатить коммунальные услуги или налоговые отчисления. Добавьте сюда вечно вклинивающихся ветеранов или роту солдат в 30 человек – их появление, как правило, доводит слабонервных просто до истерик. Медленное обслуживание, постоянно заедающие кассовые аппараты или зависающие компы, отсутствие кондиционеров (что ощутимо люди почувствовали этим летом в 40-градусную жару, часами стоя в очереди и обливаясь потом)  – вот норма обслуживания в почтовых отделениях. Люди вынуждены отпрашиваться с работы, простаивать на почте не менее 2 часов, и это в лучшем случае. В  последнее время ввели новшество – почта работает до 3 часов дня, с 12 до 13-ти – перерыв. Как может один оператор обслужить 20 человек, если его КПД равен скорости улитки? То есть, получается, когда я иду на почту, то не знаю, смогу ли я получить свою бандероль, денежный перевод или уйду не солоно хлебавши. В прошлом месяце я смогла пробиться к заветному окошку и оплатить коммуналку только с третьей попытки 17 сентября, а через пару дней из Водоканала и Горгаза прислали удвоенные тарифы, мол, вы не оплатили, пришлось лично ехать в эти службы и доказывать квитанциями, что я добросовестный плательщик. Опять ушло время, нервы на объяснения… Выписывать периодику не имеет смысла – газеты приходят на день-два, а то и на неделю позже, когда нет смысла их вообще читать, новости просто перестают быть актуальными. И это в краевом центре, в селе положение еще кошмарнее.
Об этом говорили главы администраций районов в краевой думе, собравшей  на этой неделе Круглый стол, дабы обсудить болевые точки работы «Почты-России» на Ставрополье. Главы администраций Кочубеевского (Л.Елфинова), Нефтекумского (П.Лиманов), Изобильненского (А.Поляков) районов, Железноводска (А.Рудаков) с тревогой констатировали, что в небольших населенных пунктах узлы связи начали закрываться. Но на селе почта – это не только письма и почтовые переводы. Для сельчан это и связь с внешним миром, центр общения, особенно там, где нет ни Дома культуры, ни библиотеки. Приходят к тому же не только для того, чтобы коммуналку оплатить, но и товары первой необходимости приобрести. Потому, что в маленьком селе или хуторе уже давно ликвидированы сберкассы, а магазины потребкооперации просто тихо померли, то есть потребкооперация развалилась. За любой услугой людям приходится ездить в райцентр. Более того, по словам главы Нефтекумского района, в некоторых селах, которые остаются вне маршрута почтовиков, уже некому разносить пенсию старикам: «Людям говорят, чтобы они за пенсией сами на почту за несколько десятков километров приезжали, например, из Левокумского района, который «не попал в маршрут» почтовиков, приходится ездить в Невинномысск!» И совестливому главе района приходится брать на себя несвойственную ему функцию – забирать пенсию и лично развозить по поселкам и аулам.
Лейтмотивом всех выступлений муниципалов была мысль о том, что почта – служба федеральная, финансируется центром, ему и подчиняется. Согласно существующему законодательству местная власть должна лишь оказывать необходимую помощь и содействие почтовой службе, но не брать ее функции на себя. Больше всего вопросов к почтовикам по аренде помещений и их содержанию. «Лично я арендную плату с почтовых отделений вообще не беру. И знаю, что многие мои коллеги поступают так же –  лишь бы не закрылись, лишь бы работали, – заметила Л. Елфинова. – Но содержать-то помещение и территорию прилегающую кто-то должен? Согласовать эти вопросы с почтовиками очень трудно». Сроки доставки периодической печати не выдерживают критики, в результате люди вынуждены отказываться от подписки. Тем самым объем работы для почтальонов, а, следовательно, их ставки и зарплата снижаются, а узел связи становится нерентабельным. Выходит, сами себе ставят подножку? При этом за доставку периодики взимается довольно приличная плата. Не говоря уже о том, что Почта-России и за денежные переводы сдирает огромные проценты – только за отправление надо заплатить 75 рублей, плюс процент с самой суммы перевода. В результате масса недовольных, жалобы потоком текут в органы исполнительной власти, а толку никакого.
Присутствовавший на заседании зам.директора Ставропольского филиала ФГУП «Почта России» И. Войтенко прояснил многие вопросы, но сказанное им сводится к тому, что регулирующих законов достаточно, просто их нужно выполнять. Но очевидно, что все накладки и проблемы – результат 2-летней реформы. Ну почему у нас если реформа – то все начинает идти наперекосяк? В народе давно такого рода модернизацию окрестили «быдлореформа»! Еще год назад признали, что прямым следствием постоянно растущей стоимости подписки на газеты и журналы станет резкое падение их тиражей. При столь высоких для большинства населения расценках на доставку прессы самим редакциям достается, по сути, мизер. Почти 3/4 от всей суммы направляется «в карман» «Почте России». При этом ее услуги в структуре затрат на выпуск издания, как заметил главный редактор Н.Гвоздев, не превышают всего 2-3%. Однако приходится идти на поводу у монополиста. Краевые и районные издания  в труднейшей ситуации. А региональные почтовики  бесправны: Москва диктует им и тарифы, и зарплаты, и общий курс. И что касается последнего, то для газетчиков он более чем неутешителен: «Почта России» за 2 года практически уравняла стоимость доставки местных и федеральных изданий. Поэтому вновь стоит необходимость создания хотя бы одной альтернативной краевой структуры по доставке прессы. Н.Гвоздев поддержал муниципалов в том, что нельзя бездумно «укрупнять» почтовые отделения связи, лишая небольшие населенные пункты возможности на местах  получать пенсии и периодику, оплачивать коммуналку. Коснулся он и сокращения  сортировочных центров, из 16 должны остаться всего 8! При этом объем потока корреспонденции увеличивается, сортировка заканчивается не в 6 утра, как прежде, а в 12, почтальоны приступают к разноске в 2 часа дня, возвращаются с маршрута поздно ночью. Может так и задумано реформой?
Замдиректора филиала ФГУП «Почта России» И.Войтенко объяснил «логистику» реформы так. Почта находится на хозрасчете, дотации – только на приобретение периодики. Он подтвердил, что внутриведомственные реформы - сокращения и укрупнения продолжатся, ибо это программа утверждена на федеральном уровне и ничего с этим не попишешь. Суммы, освобожденные после сокращения и укрупнения, пойдут на повышение оплаты труда. Всего лишь 10-15%, но и это радость для почтальонов.  Он согласился с тем, что з/п почтовиков маленькая – 4300 руб., и она сохранится. Многие, кстати, работают на полставки, а то и на 0.6 или даже 0.25! Поэтому с будущего года планируется перейти на сдельную форму оплаты труда, - «это к тому – кто сколько работает, тот и заработает! Норматив – 2 мин. на обслуживание, очередь не более 5 человек!» Интересно, этот чиновник бывал когда-либо на почте и видел, что там происходит? Какие 2 минуты, когда оператор не в ладах с компьютером и обслуживает одного человека 15-20 минут… И прямо скажем – странный подход оценивать работу почтальона по объемным показателям, то есть по тому, сколько он проштампует писем, переводов или коммунальных отправлений, или по его маршруту – скольким гражданам он бросил газет или извещений в почтовый ящик? При этом почтальона  ждет «радость» и в виде сетевой доплаты за то, что он склонит к подписке периодики  или иной услуге: 2 тыс. рублей. А если гражданин не оформит услугу – он так и будет получать не более 3 тысяч в месяц?! Попробует пусть начальник прожить на эти деньги хоть один разочек… Он также заявил, что все отделения связи должны работать 20 часов (!), но из-за кадрового голода работают меньше, нет операторов, огромная текучка кадров  из-за маленькой зарплаты. (Еще бы…) Тогда последовал логичный вопрос: «Если вы переведете почтальонов на сдельщину – то они и вовсе разбегутся?» В ответ большой почтовый чиновник заверил, что работу почты надо сделать рентабельной, а сеть сохранить… Правда, не уточнил – каким образом. И еще одно новшество войдет в нашу жизнь – Интернет-терминалы, причем будут их ставить прежде всего в селах… то-то деревенские бабульки возрадуются… На вопрос председателя комитета Е. Бондаренко, требуется ли для улучшения взаимодействия муниципалов и почтовой службы пересмотреть краевую законодательную базу, И.Войтенко еще раз заверил, что регулирующих законов достаточно. Принято решение еще раз вернуться к обсуждаемому вопросу на заседании Ассоциации муниципальных образований края. Может, тогда наконец люди приходя на почту не будут испытывать негативные эмоции?!
 
P.S. После публикации о почтовой реформе в местных СМИ - зам.директора ставропольского филиала Почта-России обвинил журналистов в клевете (несмотря на существующие записи на диктофоны) и пригрозил подать на авторов критических статей в суд... некоторые испугались и пишут опровержения. Вот тебе бабушка и Юрьев день!


Рецензии
Почта - сумеречная зона нашей страны!

Светлана Пожаренко   23.06.2017 23:22     Заявить о нарушении