ССО. Новое - это почти всегда незабытое старое

               
Бери побольше,кидай подальше,отдыхай, пока летит! Так звучал забытый сегодня лозунг студенческих стоительных отрядов 70-х годов... Когда я узнала, что в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) возрождают студенческие стоительные отряды, я испытала острое чувство ностальгии. В свое время движение студенческих строительных отрядов (ССО) было очень популярно в стране.  За летний семестр, студенты успевали построить столько, сколько бригада штатных совхозных строителей не строила и за год. Мы тянули линии электропередач и строили коровники в Северном Казахстане, работали на лесосплаве на Камчатке и возводили заводы в Сибири. Студенты не только строили, не только организовывали лагеря-спутники ССО для местных детей, – они несли культуру в самые отдаленные уголки нашей, тогда огромной, страны. Там, в летних стройотрядах зарождалась настоящая дружба. Там молодые встречали свою любовь. И вот, студенческие отряды возрождаются. Для Московской железной дороги это прямо-таки спасительное решение. Путейцев дороге не хватало всегда. В последние годы ситуация с кадрами близка к катастрофической. Вот и решил бывший  командир студенческого строительного отряда, а ныне – ректор МИИТа – Борис Левин возродить традицию. Сам-то он в трудовом семестре не раз участвовал. И с женой своей будущей в отряде познакомился, и свадьбу сыграл там же. Сегодня в МИИТе три ректора и два проректора – бывшие стройотрядовцы. Да и на Московской железной дороге кого ни возьми, а начальники так уж точно, из трех – два, прошли школу ССО.
Правда, в 2001 году изменен принцип формирования отряда. Студенты теперь не едут за тысячи километров строить кому-то коровники. Они трудятся там, где будут работать по окончанию института. Летний трудовой семестр – хорошая школа общения и управления, умения работать с людьми. Возможность незаметно, в процессе работы приобрести качества, необходимые будущему руководителю. В это лето МИИТовский отряд работает уже третий год. И, если в 1999 году в отряде было всего 140 человек, то в этом уже 400. В основном это студенты 3, 4 и 5 курсов. Но и второкурсники, при желании, вполне могут подработать себе на карманные расходы за лето. Из 500 выпускников МИИТа, защитивших дипломы в этом году, большинство получают направления на те предприятия, где проходили практику или работали в ССО. Они легче вписываются в  трудовой коллектив, находят общий язык с коллегами. Сегодня на Московской железной дороге уже работают 7 тысяч выпускников МИИТа.

Отряд номер раз

Одна из самых больших сортировочных станций Подмосковья – Бекасово. В сутки на станции обрабатывается 6 тысяч вагонов, после реконструкции и введения новых мощностей, эта цифра возрастет до 10 тысяч. Это ли не лучшее поле деятельности для будущих строителей железных дорог? Особенно, если именно сейчас идет переоснащение станции, активно внедряются новые технологии. Мы попали в отряд во время обеденного перерыва. Группа загорелых, бритых под ноль молодых мужчин в ярко-оранжевых жилетах, вразвалочку, выходила из здания, на котором висела, понятная профессионалам, табличка: «Путевая машинная станция № 231, Бекасово – 2.» Рабочая столовая разместилась тут же. За столами распаренные полуденной жарой и горячими щами сидели оранжевые жилеты, такие же, как и те, что встретились нам. Разве что головы не бриты. Однако, когда фотографы начали искать ракурс для съемки , выяснилось, что студенты-то  те – бритые, и надо догонять их, пока у них не закончилось обеденное время. Разноцветная стая представителей СМИ, размахивая блокнотами,  диктофонами помчалась догонять студентов. Телевизионщики с тяжелыми камерами и треногами едва успевали за ними. Когда все заинтересованные лица собрались у теремка, где жили бойцы ССО, журналистов вместе с начальниками и пресс службой МЖД, оказалось почти вдвое больше, чем бритоголовых. Мы явно нарушили послеобеденную дрему последних, и когда, перебивая и отталкивая, друг друга журналисты засыпали студентов вопросами типа:
– Ну, как вы тут?
– Что делаете?
– Нравится?
– Как с девушками?
Ответы были кратки:
– Хорошо.
– Работаем.
– Нормально.
– Не регулярно.
Более подробно о житье-бытье студентов рассказал командир первого отряда МИИТа, студент четвертого курса Илья Ушаков, уже побывавший в прошлом году в  таком же отряде:
– Зачисление в отряд пока проходит без конкурса, но многие, из тех, кто съездил один раз, стремятся попасть в отряд снова. Особенно, если положено пройти практику. В ССО интереснее. Работа та же, но здесь и условия проживания лучше, и питание отличное. Да и такие приятные мелочи, как душ, телевизор, уютные комнаты с деревянными кроватями и чистым бельем, возможность в любой момент позвонить домой, – имеют не последнее значение. Любого из членов отряда могут навестить родственники. Противопоказаний на этот счет нет. Некоторые из студентов успели жениться, и для них  это особенно важно. Впрочем, в субботу-воскресенье все желающие могут ехать в Москву, навещать свои семьи. Соскучиться не успевают.
Один, совсем юный журналист, все допытывался:
– Можно ли после отбоя не ложиться спать, а идти гулять с девушкой.
Я, пройдя в свое время стройотрядовскую школу четырежды, таких вопросов не задаю. Я знаю и так, что если бы журналистик хоть один раз, в течение 12 часов поворочал в сорокаградусную жару на солнцепеке бетонные шпалы, после отбоя у него не осталось бы сил не только на девушку, но и на то, чтобы задать свой вопрос. И потом, до города далеко, а на самой станции после отбоя девушки водятся вряд ли.
– Так чем же заняты студенты на стации Бекасово?
– Перекладывают стрелки. Меняют шпалы. Если работают после 17 часов, им закрывают сверхурочные.
– На какое вознаграждение вы можете рассчитывать за полтора месяца работы?
– Около десяти тысяч.
Ну что же, хорошо, если студент после  летнего семестра привезет домой не только трудовые мозоли и опыт, но еще и деньги.

Отряд номер два

По странному стечению обстоятельств, все местные, бекасовские начальники работали в свое время в студенческих стоительных отрядах. Они вспоминают это время с удовольствием. Когда начальник дистанции сигнализации и связи станции Бекасово Николай Черных называл даты и места дислокации стройотрядов, в которых он работал, получилась краткая история развития страны советского периода:  1967 год – Абакан-Тайшет, 1968 год – Ачинск-Абалаково, 1969 год – КАТЭК, 1970 год – г. Ельня, Смоленской области.
Не менее богатый послужной список и у начальника Бекасовской дистанции пути Олега Лобарева. Он, будучи студентом,  работал в студенческом стройотряде четыре лета подряд. Именно ему пришла в голову идея привлечь студентов для реконструкции  путей на сортировочной.
– Не от хорошей жизни пришла, – говорит начальник дистанции, – штатные бригады путейцев не укомплектованы больше чем на половину.  Средняя заработная плата – меньше 5 тыс. рублей. Если бы не ССО, работы могли растянуться на долгие годы. А так, – хорошо всем. Дополнительные деньги на оплату студентов выделяет Московская железная дорога. У руководства МЖД свой интерес: к 2005 году работы должны быть завершены. 
Впрочем, в Бекасово, работают не только студенты. Вахтовым методом со всех железных дорог прибывают сюда рабочие бригады. Сейчас работы идут на каждом из шести «пучков». Студенты второго МИИТовского отряда работают на шестом. 
6-й пучок – это восемь путей и улица стрелочных переводов. Задача студентов – вытащить все это до проектной отметки. Сделать выше, «выставив» пути по уровню.
Пока мы разговаривали с начальником дистанции, студенты дружно гремели совковыми лопатами, и плеть железнодорожного пути на глазах преображалась. Все пространство между шпалами и вдоль пути, заполнялось ровным слоем белого щебня.
Мастер-путеец, Дмитрий Шако, руководит работой студентов. Он, без малого, тридцать лет, отработал в Бекасово. Мастер очень хвалит ребят. По его словам, студенты за три дня сделали такой объем работ, на который бекасовской бригаде путейцев понадобилось бы все лето.

Командир второго отряда – ССО 2001, ПЧ-18 – Анатолий  Ошурко – студент третьего курса механического факультета ответил на все вопросы журналистов. Анатолий считает, что образ жизни в ССО вполне напоминает пионерский лагерь.
– Хорош лагерь с 12-часовым рабочим днем!
– Почти все ребята в этом отряде не москвичи, живут в институтском общежитии, но на выходные все равно едут в Москву. Места в общаге за ними сохранены.
– Как будет оплачиваться труд ребят?
– С учетом коэффициента трудового участия каждого.
– А ваш?
– Моя должность в штате.
Есть и еще один вопрос, который мне очень хочется задать:
– Берут ли со студентов налоги?
В прежние времена этот вопрос обсуждался неоднократно. Студенты налогов не платили. Анатолий не смог ответить. На помощь пришел начальник дистанции Олег Лобарев:
– Пока со студентов налоги берут, но МИИТ и МПС сейчас ведут переговоры об отмене этих выплат.
Ну, что же, – жизнь продолжается и все возвращается на круги своя.


Рецензии