Вирджиния Вульф Дом с привидениями

 

Когда бы ты не проснулся, ты бы обязательно услышал, как хлопают двери. Рука об руку они переходили из одной комнаты в другую, поднимаясь и открывая двери то там, то здесь, пытаясь всем показать, что здесь жила супружеская пара привидений.
«Мы оставили это здесь», - сказала она.
«О, и здесь тоже», - добавил он.
«Это наверху», - пробормотала она.
«И в саду», - прошептал он.
«Тихо, не то мы разбудим их», - сказали они.
Но вы не разбудили нас. О, нет. «Они ищут их; они трогают занавески», - скажет кто-то и продолжит дальше свое чтение. «Они обнаружили это», - уверяет себя кто-то, чей карандаш остановился на полях страницы. И вскоре, устав от чтения, этот кто-то встает и, осматриваясь по сторонам, обнаруживает, что дом пуст, двери распахнуты, и слышит лишь, как воркуют от удовольствия дикие голуби, и доносящееся с фермы жужжание молотильной машины. «Зачем я сюда пришел? Что я хотел здесь найти?» В руках у меня ничего не было. «Возможно, это наверху?» На чердаке лежали яблоки. И снова вниз, туда, где в саду все так же тихо, только книга упала на траву.
Но они нашли это в гостиной. Это оказалось не тем, с чем им приходилось раньше сталкиваться. В окнах отражались яблоки, розы; все листья казались за стеклами зелеными. Если они переходили в гостиную, яблоки только приобретали желтый цвет. Спустя некоторое время, если дверь была открыта, они расстилались на полу, опирались на стены, свисали с потолка, - что? Мои руки были по-прежнему пусты. Тень дрозда пересекла ковер; мертвую тишину прорезало курлыканье голубей. «В безопасности, в безопасности, в безопасности», - тихо отбивал в такт дом. «Спрятанное сокровище; комната…» - стук резко оборвался. О, неужели там было спрятано сокровище?
Чуть позже свет померк. Неужели это там, в саду? Но деревья уже накрыли своей тенью одиноко блуждающий солнечный луч. Такой красивый, такой неожиданный, свежий луч, падавший на окно, и, как всегда, сжигающий его стекло. Смерть была стеклом; смерть была среди нас, вначале приближаясь к женщине сотни лет назад, затем покидая дом, плотно закрывая окна; комнаты погрузились в темноту. Он ушел отсюда, бросил ее, отправился на север, на восток, видел, как зажглись на юге звезды в ночном небе; искал дом и нашел его заброшенным у Меловых холмов. «В безопасности, в безопасности, в безопасности», - радостно отбивает дом. – «Сокровище твое.»
Ветер ревет среди авеню. Деревья склонились и согнулись то здесь, то там. Лунные лучи рассыпались в дождевых каплях. Но луч лампы светит прямо из окна. Свеча горит ровно и тихо. Бродя по дому, раскрывая окна, переговариваясь шепотом, чтобы не разбудить нас, призрачная пара ищет свою радость.
«Здесь мы спали», - говорит она. И он добавляет: «Бесконечные поцелуи». «Просыпались по утрам» - «Серебро сквозь деревья» - «Наверху» - «В саду» - «Когда наступило лето» - «Во время снежной зимы», - где-то вдалеке продолжали хлопать двери, тихо, словно стук сердца.
Они подходят ближе, останавливаются в дверях. Ветер стихает, дождь льется на траву серебром. Перед глазами у нас темнеет, за спиной мы не слышим шагов; мы не видим, как женщина расправляет свой призрачной плащ. Его руки заслоняют фонарь. «Смотри», - выдыхает он. – «Шепот сна. Любовь у них на губах.»
Сутулясь, держа серебряный фонарь над нашими головами, они долго всматриваются. Долго молчат. Ветер резко несется вперед, пламя едва наклоняется. Косые лунные лучи пересекают сразу пол и стены, и, встретившись, освещают их лица; задумчивые лица, которые ищут спящих и находят потерянную радость.
«В безопасности, в безопасности, в безопасности», - гордо отбивает сердце дома. «Долгие годы», - вздыхает он. «Ты нашла меня снова» «Здесь», - шепчет она, - «спящим; в саду за чтением книги, смеющимся, складывающим яблоки на чердак. Здесь мы оставили свое сокровище» Сутулясь, они проходят мимо; их свет заставляет мои глаза открыться. «В безопасности, в безопасности, в безопасности!» - громко отбивает дом. Проснувшись, я кричу: «О, это и есть ваше спрятанное сокровище? Свет в сердце?»


Рецензии