Командно-штабные учения

Весна 1987 год. На Монголо-Китайской границе проводились армейские командно-штабные учения. Для обеспечения и обслуживания этих учений от полка, в котором я служил, был сформирован не большой отряд. В состав этого отряда входили два отделения из разведывательной роты и взвод управления  из артиллерийского дивизиона, которым я командовал. Возглавлял наш отряд начальник разведки полка.
Наша задача подготовить наблюдательный пункт и обеспечить его охрану на время проведения учений. На инструктаже  командир полка сообщил, что на этот пункт прибудет группа генералов. Задача перед нами весьма ответственная.

- Ну что товарищи офицеры, надеюсь, не подведете наш полк,- закончил инструктаж командир полка, пожимая на прощание нам руки. - Все необходимое еще с вечера загружено в машины - проверить  еще раз на наличие, и вперед.
Ехать до назначенного района немного более ста километров. По монгольским меркам совсем ничего. Вскоре колонна из пяти машин запылила по пустыне. Раскинувшийся однообразный ландшафт  и теплый весенний ветерок  оказывали расслабляющее действие.
Машины не подвели, и мы без осложнений и задержек, прибыли в район учений.

Остаток дня ушел на оборудование лагеря. К вечеру палатки и полевая кухня, придали окружающей нас пустыне обитаемый вид. Вокруг на десятки километров ни одного поселка. Случись что, на помощь рассчитывать не приходилось. Надежда только на свои силы.

Ближе к ночи, после ужина, начальник разведки полка, высокий поджарый майор, вызвал меня и командира разведывательного взвода к себе в палатку на совещание. Внутри палатки - койка, рядом с ней раскладной столик и в центре печка буржуйка.
- Присаживайтесь на койку,- указал рукой майор,- и я рядом примощусь.
Командир достал из полевой сумки топографическую карту, разложил на столе и, начертив на листе овал, сказал:
- Мы примерно в этом районе,- взглянув на меня, добавил.- Тебе, артиллерист, завтра
необходимо  определить координаты нашего места расположения, и подготовить все документы, какие нужны на наблюдательном пункте. Справишься?
- Так точно, справлюсь,- ответил я, рассматривая карту.
- Разведчик, твоя задача - обеспечить охрану лагеря ночью. Охранять одним отделением в три смены. Посты сам определишь. Второе отделение отдыхает. Завтра утром, после завтрака, начинаем делать наблюдательный пункт из расчета на пятнадцать человек.
Я и разведчик переглянулись.
- Да, мужики, прибудет много дядек с лампасами,- упредил наши вопросы майор.- Работы предстоит много.
Немного подумав, продолжил:
- Артиллерист, когда будешь рисовать всякие схемы, в формате  не стесняйся. Изобрази, покрупней.
-У меня листы только одиннадцатого формата, если их склеивать неприглядно получится,- ответил я.
Улыбнувшись, майор, прищурив глаза, сказал:
- Это я предвидел.  Не даром же я начальник разведки. Завтра выдам тебе ватман, тушь, перья. Понимаешь, старлей (старший лейтенант), нужно « прогнуться», чтоб в одном месте геморрой не выскочил.- Сверлил  меня глазами начальник.
- Есть, прогнуться,- бодро ответил я.
- Вот и ладненько. Свободным от караула, по лагерю не шататься. Разведчик, придумаешь на эту ночь пароль, потом мне скажешь. Караульных предупреди, чтобы не трепали языками. Пароль должны знать только ты, я и те, кто заступает в караул. Если вопросов нет - можете идти.
Мы вышли из палатки и отправились по своим делам.

На следующий день закипела работа. Тяжело пришлось ребятам, копавшим окоп. Грунт еще тот. Мелкий гравий вперемешку с плотным песком, лопатам не поддавался. В ход пошли кирки.

Ближе к обеду я предоставил готовую документацию майору. Придирчиво осмотрев мои  художества, начальник разведки, хлопнув ладонью по своему колену, провозгласил вердикт:
- Толково намалевано! Пусть все это  остается у меня. Я сам размещу документацию на пункте где следует.

Война войной, а обед по расписанию. Перловая каша с рыбными консервами (начпрод зажилил тушенку), - изысканный деликатес, после пятичасовой изматывающей работы.
Перекур полчаса, и опять за работу. К 18-ти часам окоп был готов. Закурив, майор с довольным видом  прошелся по дну окопа:
- В график укладываемся. Отдых до ужина. Товарищи офицеры, прошу ко мне в палатку.
 
Обстановка в палатке пополнилась  двумя автомобильными сидениями, установленными на насыпь из грунта и полевым проводным  телефоном, нового образца (связь с постами наблюдения). Я и Валера, так звали командира разведывательного взвода, удобно разместились на импровизированном диване.

Майор сидел на койке и что-то писал в своем блокноте, казалось, он совсем забыл о нашем присутствии. Нам оставалось терпеливо ждать. Но вот блокнот уложен в полевую сумку.
- Пока все идет по плану. Начало учений послезавтра с утра. Завтра будем готовить вертолетную площадку. Место я уже определил.
Вдруг зазвонил телефон. Майор мгновенно схватил трубку:
- Слушаю,- приподнимаясь с койки, - ответил командир.
Секунд двадцать в палатке оглушающая тишина.
- Ничего не предпринимать. Продолжать вести наблюдение,- приказал майор, и также быстро положил трубку на аппарат.
Быстрыми отработанными движениями, он достал из чехла бинокль, лежавший на столе, и взглянув на нас, с тревогой в голосе сказал:
- Незваные гости. В километре от нас по направлению к границе,  наблюдатель кого-то засек.- Пригнувшись, выходя из палатки, скомандовал.- За мной!
Мы последовали за майором, на ходу доставая бинокли. Посмотрев на наблюдателя, который рукой указывал направление, майор вскинул к глазам бинокль:
- Вижу, - не отводя глаз от бинокля, командир продолжил.- Стоит лошадь. Под ней, между ногами сидит на земле человек. Судя по положению рук, он смотрит в бинокль на нас.
С минуту мы молча наблюдали. Лошадь стояла как вкопанная, даже головой не шевелила.
Опустив бинокль, майор повернулся к нам лицом, и будто рассуждая вслух, смотря себе под ноги, проговорил:
- Может простой скотовод? Не похоже, растительности здесь никакой нет, да и табуна не видать.
Помолчав несколько секунд, принимая решение, и как-то уж совсем по-свойски, посмотрев на разведчика, сказал:
- Валера, заводи БТР. Двоих с оружием на броню. Сгоняй и разберись, что там за чудо-юдо. Если  будет убегать, не преследовать. А то заманит в солончак - беды не оберешься. Понял?
- Понял, Владимир Андреевич,- в тон майору ответил взводный.
- Выполняй!
БТР, плюнув черным выхлопным дымом, рванул, унося на себе старшего лейтенанта и двух солдат. Некоторое время все молча наблюдали за тем, как боевая машина, на предельной скорости, утюжила пустыню, оставляя за собой столб пыли.
-Хорошо идет, чертяка!- Нарушил молчание майор,-  гляди, а мужик зашевелился.
Я посмотрел в бинокль и увидел, как человек вылез из-под лошади, и несколько раз взмахнув руками, вскочил на лошадь, и помчался к Китайской границе.

БТР, описав дугу, не сбавляя скорости, взял курс на наш лагерь. Вскоре машина замерла вблизи от нас.
- Докладывай!- с нетерпением и тревогой в голосе, громыхнул майор на  подбежавшего  взводного.
- Судя по одежде – монгол,- скороговоркой рапортовал старший лейтенант,- впереди седла прикреплен карабин, оптики на нем не заметил.
- Да ему и не нужна оптика,- задумчиво сказал командир, - эти ребята из трехсот метров в лоб попадают, при ветре или без него.
Заложив руки за спину, майор сделал с десяток шагов, удаляясь от нас, и развернувшись в нашу сторону, скомандовал:
- Кроме наблюдателей, всем построение возле моей палатки через две минуты. Командуйте, Мохов.
- Есть, - козырнул взводный.- Личному составу, построение через две минуты  возле палатки начальника разведки полка!
Ровно через две минуты, старший лейтенант докладывал, словно на строевом плацу:
- Товарищ майор. Личный состав по вашему приказанию построен.
- Стать в строй! - Приказал  командир, и подождав, когда Мохов станет в строй, осмотрев наше воинство, громко и четко сказал.- Слушай приказ. Командиру разведывательного взвода, выдать оружие свободным от караула. Количество боеприпасов - шестьдесят патронов на военнослужащего. Выставить два дополнительных поста  наблюдения с восточной и западной стороны, пятидесяти метрах от границы лагеря. Окопы на постах наблюдения выкопать для стрельбы, стоя, к двадцати двум часам.
Командиру взвода управления (это ко мне) установить приборы наблюдения на наблюдательном пункте и организовать их охрану.
Начальнику ПАКа (полевая автомобильная кухня), цистерну с водой – под замок. Ключи отдать мне. Воду отпускать с моего разрешения. Вместе со своими помощниками, поочередно наблюдать за цистерной и продуктами.
 Механикам-водителям и водителям автомашин находиться на местах водителей, или не далее  пяти  шагов от техники. Вольно! Разойдись!

В этом месте рассказа нужно дать читателю некоторые пояснения. Дело в том, что граница Монголии и Китая охранялась, мягко говоря, формально. Китайские  диверсанты изредка устраивали диверсии. Гибли не только наши солдаты, но и дети, и жены советских офицеров и прапорщиков. Об этом СМИ, конечно - же, не сообщали. 

                Продолжение следует.


Рецензии
МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ РАССКАЗ.ВЫ ХОРОШО ПИШИТЕ.ЧИТАЕШЬ И ВСЕ ,КАК В КИНО ,ВИДИШЬ. ЖДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ, С НЕТЕРПЕНИЕМ.
ЭЛИЗА.

МУЖИК,ЗАХВАТЫВАЕТ! КРУТО!!! ПРОДОЛЖАЙ В ТОМ ЖЕ ДУХЕ.ЖДУ ОКОНЧАНИЯ ИСТОРИИ.

ЛЕОНИД.

Элиза 3   26.10.2010 21:46     Заявить о нарушении
Уважаемые Элиза и Леонид,Ваши отзывы для меня огромная поддержка и стимул к работе.Буду стараться и в дальнейшем оправдать Ваши ожидания.

Абутилон   27.10.2010 14:20   Заявить о нарушении