Про Асфальт Евгения Гришковца

История, рассказанная в романе – одна неделя жизни современного, выходящего в средний возраст, бизнесмена, родившегося в глубине России и закрепившегося в столице. ("Понаехавший". Привет Роману Сенчину и его серии романов, рассказов и повестей с такими же героями).
Провинциал, немного художник, немного музыкант, даже пробующий заняться писательством, (то есть не чуждый попыткам интеллектуального творечества), не закончивший, как это ни удивительно, ни одного учебного заведения, (высшего или среднего специального), навострившийся, в конце концов, изготавливать дорожные знаки и нашедщий, казалось бы, дело своей жизни в сфере дорожной разметки. В общем - процветающий предприниматель.
У него семья – любимая жена, которой он потихоньку или серьёзно изменяет, каждый раз мучаясь раскаянием, и две маленьких дочки, которых он безумно любит, но воспитанием которых занимается спонтанно и в минуты краткого безделья. Свободного времени у него практически нет – он востребован на работе, среди друзей и подруг. Ему продохнуть некогда, так заполнено его время.
Жена Аня (ангел во плоти) работает и занимается домом и детьми.
Такая вот регсценировка.
Теперь по персоналиям.
Ну, Аня – это статья особая – это, видно, идеал, который себе Гришковец рисует, «Татьяна Ларина» в семье, только без «неожиданных выскакиваний замуж»: она смиренно готовит, возится с дочками, ездит на работу, принимает звонки от мужа насчёт «я тут задержусь, ты без меня ложись», собирает его в командировки, терпеливо выносит (ведётся на) всю его ложь, когда он вдруг влюбляется до умопомрачения, и, обнаружа в машине мужа женскую перчатку, устраивает мужу сцену ревности, причём без криков и угроз, а молча. Крылышков, правда, у неё не прорезается.
(Судя по нескольким своим знакомым и  приятельницаме с аналогичным жизненным анамнезом, знаю я, как чувствуют себя жены очень занятых на работе и вне работы мужчин. И чем это положение заканчивается).
По книге ни разу муж (за исключением последних страниц) жену не погладил даже, о его чувствах свидетельствует лишь уменьшительное имя (Аничка) да порой ни к чему не обязывающее обращение «милая». Кем работает Аня, почему она работает, если муж полностью семью обеспечивает, чем она живёт, кроме дочек и мужа, - ничего этого в романе нет. Мише, похоже, это по барабану. Аня в романе нужна только для характеристики самого Миши, героя книги – он удачно выбрал себе подругу жизни и замечательно сумел наладить семейную жизнь. Всё. Живой женщины в квартире Миши нету. Есть лишь схематичное представление об идеальной жене.
Ладно. Что ещё?
Работа – любимейшая, которой Миша буквально завален и которую обожает: его здравицы в честь работы - просто поэмы в прзе.
Друзья, на которых, вообще-то, негде ставит клейма. Что Сёма, что Серёжа – (оба не семейные) – это сибариты и эгоцентристы. Они живут полной жизнью, заключающейся в смене женщин, ежедневных ресторанных посиделках и работе, которую они тоже «любят». Никаких интеллектуальных заморочек или духовных потребностей. У Василины Орловой в её романах о современных молодых людях более реальные люди, чем у Гришковца или того же Сенчина.
Ладно, пусть. Люди, не обременённые духовными запросами и терзаниями о смысле жизни, – живут здесь и сейчас, и довольны. Политика, культура, искусство – всё это мимо, они прекрасно без всего этого обходятся.
О чём же роман? Надо же как-то его строить?
Завязывается он с момента, когда одна из друзей Миши (именно друзей, не подруг в общепринятом сейчас смысле) вдруг вешается, (женщина одинокая, 49 лет, всеми любимая, многих опекающая, современная и коммуникабельная), и Миша так поражён этим фактом, что задаётся целью разузнать – в чём же дело, почему она так сделала.
(Грешным делом, я даже провела параллель между этой Юлей и Мариной Цветаевой – как-то много было совпадений: возраст, любовь посторонних и полное внутренне одиночество. То есть завязывалось что-то вроде психологического исследования природы суицида одинокой, но востребованной умной женщины).
Однако Мише некогда на этой смерти сосредоточиться. В его жизнь врывается «производственный конфликт»: в Петрозаводске под угрозой срыва контракт на разметку федеральной трассы. Мишу теребят подчиненные – надо туда ехать, а у него организация похорон и мучительные переживания – почему Юля так сделала.
Но и эта линия повисает в воздухе, потому что Миша попадает в загадочную полукриминальную историю, и новые обстоятельства (под угрозой оказываются его чада и домочадцы) совершенно не дают Мише сосредоточиться на двух прежних заботах.
В конце концов, всё разруливается (глупейшим образом, кстати: "наехавший" на Мишу неизвестный сообщает по телефону, мол, ошибочка вышла, отбой, дескать, живи спокойно дальше, вроде как бы), и у романа «хэппи-энд», напоминающий песенку: «Всё хорошо, прекрасная маркиза».
В романе масса экскурсов в прошлое всех Мишиных близких друзей и самого Миши, масса подробнейших разговоров, вообще-то, почти ни о чём (у Р. Сенчина тоже этот грех есть - пустопорожние разговоры, - который писатель и критик Игорь Фролов объясняет просто - каждая строчка разговора удлиняет количество строк романа); друзья ходят по ресторанам, вечеринкам, поминкам, стриптиз-клубам и т.д. и т.п. (Напомню: Аня терпеливо ждёт дома мужа, ни слова упрёка при его возвращении, в общем - я уже говорила – белый ангел)...
 
Роман-однодневка – вот что такое «Асфальт».
 
Полнейшее разочарование я испытала, закрыв книгу. Столько обещаний - все эти коллизии, дорожный знак бесконечности, запонки от возлюбленной с символикой «остановка запрещена». А в результате – пшик. Можно подумать, что писателю его роман надоел, или, задав себе несколько тем, – ни с одной он не справился, все закрыл, так и не разработав ни одну толком.
И почему роман называется «Асфальт» - я тоже не поняла.
Такой вот я тупой читатель.
Надо выбрать раздел, куда этот свой отзыв поместить, а нет такого тут, в прозе.ру. Поставлю - "литературоведение". Хотя и понимаю - не тот это раздел. Был бы "Критика" - куда ни шло.


Рецензии