Х-Социомедийная революция, психология и общество-?
Виртуальное информационное пространство все в большей мере пересекается с реальным, социальным пространством; сетевая жизнь превращается в значимое социальное явление, заметно влияющее на жизнь общества – хотя до сих пор степень этого влияния еще не оценена в полной мере. Да и каналы влияния имеют, если можно так выразиться, нетрадиционную ориентацию: это не интернет-СМИ, не RSS, не новостные аггрегаторы и уже даже не сайты социальных новостей. Главными каналами коммуникации в интернете теперь становятся социальные медиа (сети, блоги, микроблоги), аудитория которых составляет десятки и сотни миллионов человек. В роли «диспетчеров трафика» они уже начинают опережать поисковые сервера.
Впрочем, это и не удивительно. Ведь б;льшая (и возможно, лучшая) часть «населения» глобальной сети, численность которого приближается к двум миллиардам человек, сегодня уже прочно обжила социомедийную территорию и проводит на ней значительную часть времени своей виртуальной «жизни». Причем процесс виртуальной миграции в социомедийное пространство обнаруживает черты «семейственности», сближающие его динамику с известной закономерностью реальной социальной миграции: вслед за мигрантами первой волны переселяются их семьи, ближайшее социальное окружение. В результате рост аудитории социальных медиа происходит опережающими темпами по сравнению с ростом общей численности интернет-юзеров. Так, популярный сервис микроблогов Twitter ставит цель в обозримом будущем довести свою аудиторию до миллиарда пользователей (на сегодня - порядка 165 млн.). Ранее аналогичное заявление сделал Facebook (ныне уже более 500 млн. пользователей).
Как социальные сети революционизируют общество
Пропорционально возрастанию роли социальных медиа в жизни общества, растет значимость изучения их психологических основ и социальной базы, составляющих предмет соответственно социомедийной психологии и социологии. С точки зрения этих дисциплин, описанные тренды развития интернета, как бурный рост популярности социальных медиа, так и соответственно заметное расширение их социального влияния, которое буквально преобразует общество, получили название социомедийной революции. Это понятие включает в себя следующие явления:
1) в целом упомянутое возрастание роли интернет-ресурсов в социальных коммуникациях, по сравнению с традиционными СМИ,
2) среди различных сегментов интернет-пространства в первую очередь возрастание популярности и авторитетности социальных медиа (соцсети, блоги),
3) общее возрастание интенсивности социальных коммуникаций, благодаря их доступности в виртуальном формате,
4) соответственно возрастание в структуре коммуникаций виртуального, онлайнового общения по сравнению с оффлайновым.
Конечно же, эту мирную коммуникационно-культурную революцию нельзя рассматривать в отрыве от других глобальных технологических и социальных изменений, связанных с научно-техническим прогрессом и преображающих жизнь человечества. Социомедийная революция является новым, недавно оформившимся направлением более общего, долгосрочного процесса, получившего название интернет-революции. Последняя включает как интернет-экспансию, то есть распространение интернета «вширь», проникновение во все новые сферы человеческой жизнедеятельности, так и его распространение «вглубь», трансформирующее образ жизни человечества и систему общественных отношений.
В свою очередь, интернет-революция выступает составной частью еще более масштабных изменений, цивилизационной динамики, описываемой футурологами как «глобальная революция». С одной стороны, она связана с совершенствованием технологий и переходом к "новому обществу", ранее названному "постиндустриальным" . В последние годы, в связи с возрастанием роли ИКТ как в экономической, так и в социальной сфере, принято говорить об обществе «информационном». Соответственно революция социомедийная (вместе с интернет-революцией) отражает технологический, коммуникационный аспект перехода человечества к информационному обществу.
C другой стороны, это еще и "человеческая революция" , изменение общественного сознания, связанное с тем, что научно-технический прогресс влечет за собой возрастание роли в обществе высококвалифицированных специалистов, представителей так называемого «интеллектуального класса». В чем заключается эта роль? Не только в обеспечении использования накопленного технологического потенциала, но и в его совершенствовании, разработке новых технологий – а в сфере ИКТ, как известно, подобное обновление, техноапгрейд, происходит непрерывно, причем более динамично, чем в других отраслях. Разработка инновационных технологических, программных продуктов является функцией особого подмножества интеллектуального класса, именуемого «креативным классом». И надо отметить, что среди технологических отраслей наибольший удельный вес креативных специалистов отмечается в IT–сфере. (Остается посетовать на то, что зачастую IT–специалистам недостает осознавания своей принадлежности к «интеллектуальному классу», как движущей силе современного общества. Подобное самоосознавание данной социальной группы, ее виртуальное сетевое объединение важно как (а) для общества, в целях ускорения его развития за счет использования механизмов «коллективного интеллекта», так и (б) для самих представителей «айтишной» профессиональной группы, поскольку может способствовать повышению их социального статуса.)
Кроме того, по роду своей профессиональной деятельности представители современного интеллектуального класса обязаны постоянно учиться, осваивать новое, буквально шагать в ногу с прогрессом. Фактически, эта миссия является иллюстрацией социальной эволюции человечества в направлении от «человека разумного» к «человеку работающему» и ныне – к "человеку обучающемуся" . Очевидно, что это обучение сегодня в значительной степени связано с дистанционным образованием и с использованием интернет-ресурсов. К тому же, поскольку человеческое знание всегда является личностным, оно наиболее эффективно усваивается в процессе практической деятельности, передаваясь от человека к человеку, как обучение «по образцу». Важную роль при этом играет коллективное обсуждение практического опыта, которое все чаще происходит благодаря интернет-коммуникации, особенно на базе «нишевых» социальных сетей, ориентированных на профессиональные интересы их участников. Можно сказать, что прикладное, дополнительное профессиональное образование для интеллектуального класса постепенно становится все в большей мере социомедийным. (Да и сам интеллектуальный класс сегодня может быть назван «социомедийным классом».)
Свидетельство о публикации №210102600432