О статье Э. Л. Мальца Религия глазами еретика

С большим вниманием и интересом прочитал  исследование РЕЛИГИЯ  ГЛАЗАМИ  ЕРЕТИКА,  или  ЛИСТ    МЕБИУСА, опубликованное на Прозаре http://proza.ru/2010/09/20/1169  и не удержался от высказывания соображений по ряду утверждений.
 
               
1. Равноценность системы аксиом о первичности материи или Бога.
Прежде всего, договоримся о дефинициях:
1)Материя – объективная реальность, данная нам в ощущении.
2)Бог – творец всего сущего, идея, основная причина мирового развития, всеведущий высший разум, управляющий вселенной.
3)Идеальный – абсолютно совершенный, существующий только в сознании, в идеях, в воображении.
Верующие люди считают Бога объективно существующим, и проявляющим Себя через Свои деяния, а, значит, и данным в ощущение. Отсюда логически неизбежно следует материальность Бога.
Но верующие с таким выводом не согласятся, ибо Бог для них абсолютно совершенный, то есть идеальный.
Это неустранимое противоречие возникает из-за несовместимости принятых дефиниций. Материалисты преодолевают это противоречие, не вводя в систему своих аксиом понятие Бога.
Субъективные идеалисты могут устранить противоречие, отказавшись от понятия материи, как объективной реальности.
Для объективного идеализма, предполагающего не только Бога, но и наличие объективной реальности, созданной Богом, такое невозможно. Невозможно для верующих и отказаться от понятия идеального. Таким образом, система аксиом материализма оказывается меньше, чем система аксиом объективного идеализма и, в соответствии с методологическим принципом достаточного основания, (бритва Оккама) не могут считаться равноценными.

2. Вероятность спонтанного синтеза органической молекулы, а тем более, органической клетки – ничтожно мала.
Проблема состояла в том, что химикам до сих пор не удавалось подобрать реалистичные условия, в которых из азотистых оснований, рибозы и фосфорной кислоты сами собой синтезировались бы рибонуклеотиды — «строительные блоки», из которых затем может образоваться молекула РНК. И азотистые основания, и рибоза могут формироваться самопроизвольно из простейших ингредиентов в условиях, которые могли существовать на древней Земле и даже в космосе, в протопланетном облаке. Но вот объединяться вместе, чтобы образовать рибонуклеотид, они в этих условиях наотрез отказываются. Точнее говоря, пуриновые нуклеотиды (аденозин А, гуанозин Г) синтезируются, но с низкой эффективностью, а пиримидиновые (уридин У, цитидин Ц) не синтезируются совсем. Кроме того, очень трудно получить рибозу и «правильные» азотистые основания в достаточно чистом виде. Обычно образуется чудовищная смесь всевозможных сахаров или азотистых соединений, в которой «нужные» вещества составляют лишь незначительный процент. В ходе дальнейших самопроизвольных реакций все эти вещества соединяются друг с другом тысячами разных способов, и обычно всё кончается образованием нерастворимых смол, из которых уже почти невозможно получить что-то путное. В настоящее время это уже не так. Британские химики химик Джон Сазерлэнд и его коллеги из Манчестерского университета  нашли изящный обходной путь, позволяющий получить нуклеотиды Ц и У в условиях, которые вполне могли существовать в мелких водоемах на ранней Земле. Сазерленд и его коллеги опубликовали в журнале Nature  статью, в которой  разрешены основные проблемы синтеза РНК из простейшей органики. http://elementy.ru/news/431082

3. Является ли религия набором выдумок?
Опять без определений не обойтись.
4) Религия – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающиеся на  вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.
Верующий человек совокупность своих духовных представлений, Бога, ангелов, духов считает реально существующими и необходимыми для объяснения мира и  важными для него лично.  Материалист, в соответствии с методологическим принципом достаточного основания, не видит необходимости в ведении лишних сущностей. Они для него - набор выдумок. Но как форма общественного сознания, выполняющая некоторые социальные функции, на определенных этапах развития общества  единой конфессии, религия может быть полезна. И Вы это достаточно убедительно показали, используя понятия «заповеди». Для современных многоконфессиальных обществ, некоторая (весьма, на мой взгляд, малая) полезность религии возможна только при полном отделении государства от религиозной жизни всех конфессий.
 
3. Нельзя оставить без внимания и другую теорию, согласно которой многочисленные боги – это не просто плод воображения человека, а отражение в человеческой памяти когда-то имевшего место существования сообщества реальных личностей со значительно более высоким, чем у человека, уровнем развития, то есть пришельцев-инопланетян.
Это не теория, а гипотеза. Опять воспользуюсь определениями.
5)теория - логическое обобщение опыта, отражающая закономерности развития природы или общества
6) гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения, каких либо явлений.
Как гипотеза она может быть подвергнута верификации, логико-методологической процедуре установления ее научности (критерий Поппера). Верификации эта гипотеза не выдерживает, так как она ни при какой проверке не может прийти в противоречие с опытом. (Любой факт можно объяснить пришельцами).

4. И отсюда же вытекает оптимистическая мысль, что «братья по разуму» будут обнаружены когда-то потом, когда область Вселенной, доступная исследованиям, станет больше.
Применяя принцип Поппера можно убедиться, что гипотеза братьев по разуму не научная, так как не опровержимая. А вот если «братьев по разуму» обнаружат, то теория о множественности разумной жизни будет иметь право на существование.

5. Существуют ли телепатия, телекинез и другие тому подобные парапсихологические явления?
  По принципу Поппера все гипотезы о парапсихологических явлениях не научные. В случае практического и проверяемого подтверждения явления, парапсихология перекочует в разряд научных теорий. (То, что это может случиться, я  теоретически допускаю).

6. Итак, явления существуют. Как их объяснить и как и чем замерить, пока не знаем (впрочем, это не повод для пессимизма: когда-нибудь узнаем и это). Известно, что у одних людей  способности этого типа развиты слабее, у других – сильнее; у редких индивидуумов – очень сильно, настолько сильно, что обычные люди воспринимают это как нечто сверхъестественное. Эти индивидуумы могут не только воздействовать на поступки других людей, но иногда даже могут этих других людей сделать как бы ретрансляторами своих способностей, то есть могут через этих  людей воздействовать на кого-то или на что-то. Опыты подобного типа нам демонстрировали несколько раз телевизионные передачи, шедшие, по уверениям операторов, в прямом эфире.

Пока существование парапсихологических явлений, отрицается научным сообществом (серьезные научные журналы, подкрепляемые индексом цитируемости), эта гипотеза по принципу Поппера  считается не научной. А из TV сейчас можно услышать все, что угодно. Коммерция + сознательное «зомбирование».

7.  Существующие предания о так называемом «сглазе», «порче», «привороте» и т.п. являются достаточно живучими. Такая многовековая живучесть не могла бы сохраниться, если бы содержимое подобной информации базировалось бы на вымысле и фантазии только.
Эти предания (так же, как живучие предания о домовых, леших, русалках) в наше время заменяются парапсихологией, чебурашками и пришельцами. Каждому времени - свои песни. Суть – одна: ненаучные теории, вымыслы, фантазии.
8.Если, например, очень религиозный космонавт окажется в полном одиночестве вдали от людей (ну, скажем, на Луне), то любые его молитвы окажутся абсолютно безрезультатными.
Последствия молитвы будут одинаковы (иногда сбудется просьба молящегося, иногда нет). А результат (влияние на событие) будет нулевым в любом случае. Если не учитывать эффект мобилизации от самовнушения.

 9. В свете сказанного, если согласиться с предположением о существовании парапсихологических способностей человека, усиленных коллективным их объединением и концентрацией, то можно поверить в результативность таких мероприятий, как коллективная молитва или, например, Крестный Ход.

Если согласиться, то можно поверить.
10.В связи с возможностью такого возражения заметим: помнить о трагических и позорных страницах истории нашей страны необходимо, но считать, что ГУЛАГ и заград. отряды были в состоянии радикальным образом решить судьбу страны – глупо и достойно лишь людей, у которых уровень озлобленности значительно выше, чем уровень компетенции.
Полностью согласен.
11. Вероятно, целесообразно ввести здесь термины: духовная религия – это религия, признающая веру в Бога, и бездуховная религия – это тоже религия, но базирующаяся на вере в идею.
Зачем вводить новые сущности? Значительно проще, не вводя новых сущностей, признать религию социализирующей и мобилизующей идеологией.
12. Впрочем, процесс перехода от политеизма к монотеизму на самом деле мог выглядеть куда сложнее,
Мне кажется, что противопоставлять развитый монотеизм  примитивному политеизму вряд ли правомерно. Так как говорить о переходе от монотеизма к политеизму можно только  на основе одного  иудаизма. Ибо если не рассматривать, возникшие на базе монотеистического иудаизма, религий Библейской традиции (христианство, ислам) то других развитых  монотеистических религий просто нет. Индуизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство – развитые религии, но без монотеизма
13. Значит, здесь неминуемо возникновение культа Вождя.
Как тенденция, опасность несомненная. Но, мне кажется, не  вполне обязательная.
И в хрущевские, и в брежневские времена, для абсолютного большинства населения Союза генсеки вождями (тем более с элементами поклонения)  не являлись. Хотя правящая верхушка из своекорыстных соображений пыталась насадить вождизм. Но даже самый крутой подхалим, остерегался называть Хрущева или Черненко вождем. После Сталина, культа личности не было, а были только насмешки и анекдоты. Однако, значительную часть послесталинской эпохи прошла при достаточно высокой гражданской активности народа т.к. коммунистические «заповеди» работали. Когда при Горбачеве « единство коммунистической идеологии» отменили, то рухнуло и общество

14. Колоссальное количество людей религиозны в общепринятом смысле этого слова.

В настоящее время посещающих церковь хотя бы раз в неделю и исполняющих обряды не более 3 процентов населения России.
Из 67 процентов населения, назвавшие себя православными, абсолютное большинство символа веры не знают, обряды не соблюдают и в церковь не ходят ( взято из интервью Кураева, одного из современных идеологов РПЦ «Школе злословия»). Аргумент церкви:  они православные потому, что  воспитаны в традициях русской православной культуры. Главная причина увеличения процента православных за послесоветский период – сверхактивная пропаганда ценностей православия в СМИ. Редкая информационная передача по TV проходит без церковных сюжетов. Первые лица государства обязательно «воцерковленные» . Но несмотря на это, данные социологических опросов за последние три года показывают снижение религиозной активности населения.
15. Вывод – религия необходима, а рассуждения, изложенные выше, сводятся, в конце концов, к мысли, приписываемой Вольтеру: если бы даже Бога не было, то его надо было бы выдумать.

Его и выдумали, чтобы социализировать и мобилизовать народ. При этом религия вырабатывала специальные адаптационные механизмы, дающие возможность функционирования больших коллективов, в которых не все знают друг друга лично. Одной из таких адаптаций стала способность подавать, распознавать и высоко ценить сложные, дорогостоящие и трудно подделываемые сигналы, смысл которых — «я свой», «я один из вас», «я хороший», «мне можно доверять». Не случайно во многих религиях придается большое значение самым «дорогостоящим», изнурительным ритуалам, а также верованиям, которые кажутся чуждыми и нелепыми представителям всех прочих религиозных групп. Часто считается доблестью верить во что-то особенно нелепое как раз потому, что в это так трудно поверить. Люди таким образом доказывают другим членам группы собственную лояльность и готовность следовать групповым нормам просто потому, что «так у нас принято». Пока религиозность населения ( да еще  в пределах одной конфессии) была близка к 100 процентам,  можно согласиться с эффективностью  и даже гениальностью религии. Но в условиях, когда убежденных в заповедях 3 процента, а у других заповеди иные, трудно поверить в полезность этого архаичного изобретения.
 16. Этот ген «срабатывает» тем скорее, чем меньше количество людей, интересы которых охватывает данная религия.
 Хочется отметить, что по Марксу построение коммунизма (главного мобилизующего стимула идеологии) возможно только во всемирном масштабе. Может быть,  ген саморазрушения тогда бы и не проявился?
17. Вне зависимости от принятого  постулата, принятого изначально, существование религии и поддержка ее государством являются жизненной необходимостью для существования человеческого общества.
В много конфессиональном государстве, с большей атеистической составляющей, поддержка государством одной конфессии вызовет неизбежный распад общества. Мобилизующей идеологией может быть только  идеология, которая объединяет людей вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Возможно, это будет активно формирующаяся в развитых странах идеология верховенства закона, толерантности и прав человека.


Рецензии
Всё верно.

А это:

"В много конфессиональном государстве, с большей атеистической составляющей, поддержка государством одной конфессии вызовет неизбежный распад общества. Мобилизующей идеологией может быть только идеология, которая объединяет людей вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Возможно, это будет активно формирующаяся в развитых странах идеология верховенства закона, толерантности и прав человека".

особенно верно.

Троянда   23.11.2011 03:04     Заявить о нарушении
Спасибо за внимательное прочтение.

Юрий Бахарев   23.11.2011 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.