Когда понимание движет. Часть 2

      (Гуру – Е.К.Рерих). Понимание жизни, утвержденное на Основах, нельзя сравнивать с пониманием обычным. Поэтому все, о чем мыслит обычность, подлежит проверке, прежде чем это принять или отвергнуть.
   Грани Агни Йоги, 1970 г. 470. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.


                КОГДА ПОНИМАНИЕ – ДВИЖЕТ (2)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Относительность человеческих представлений окружающего людей мира поражающая. Все зависит от широты и ступени развития сознания. Обычно даже не понимают, насколько могут разниться эти представления у двух рядом сидящих землян. Чтобы хоть как-то разобраться в этом, необходима какая-то степень самоотрешенности. Но все наполнены только собой и только своим. Где уж тут думать об особенностях чужого сознания. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Сколько голов, столько и миров». Проникать в чужое сознание можно, можно являть понимание, но требуется тонкий подход, который обуславливается любовью, то есть сердцем. Любящее сердце прекрасно чувствует особенности и своеобразие любимого человека. Сердце – ведун, сердцем легко проникнуть в сознание другого человека. Познание разнообразия душ человеческих достигается сердцем. Каждое сознание окружено мыслеобразами, которые оно создает.

      Мыслящий о Красоте создает и прекрасные образы. Сущность узора каждого духа, оставляемого им в пространстве, определяется принципом Красоты. Породители безобразия действуют по принципу, диаметрально противоположному. Каждый может оглянуться назад и посмотреть мысленно, какой узор мысленных образований оставил он после себя, какой мир представлений окружал его в течение его жизни. Этот мир последует за ним и дальше, и каждый мыслеобраз, созданный им, предстанет перед ним, чтобы получить окончательную оценку, получить либо признание, либо отрицание. При признании мыслеобраз остается с человеком, который берет его дальше с собою и использует его для жизни в Надземном, варьируя его на всевозможные лады. При отрицании человек должен от него освободиться и нейтрализовать вложенные в него им самим энергии, то есть его победить или разрушить, чтобы он не сопутствовал ему дальше. Это касается, прежде всего, мыслеобразов, несущих на себе печать безобразия.

      Встреча со стражами Порога включает в себя также и этот процесс. Тот, кто при жизни земной порождал безобразие, должен встретиться лицом к лицу с объективными видимыми формами своего творчества и или преодолеть их, отбросить и разрушить, потушив пульсирующие в них энергии, или войти с ними в сочетание и погрузиться в них. Если они сохранили для него привлекательность и притягательную силу, борьба трудна. Если он их изжил и перерос, встреча будет победной. Все люди постоянно творят различного вида мыслеобразы. Очень важно, чтобы они не были безобразны, но чтобы соответствовали принципам Красоты. Контроль над мыслью следует направить на это. Сила мыслеобраза обуславливается чувством. Даже малое сознание, вдохновленное чувством самоотвержения, творит прекрасные формы в пространстве. Это его будущие друзья и сопутники. Процесс искупления, то есть нейтрализации и погашения безобразных мысленных форм и в них заключенных энергий, неизбежен, если узор духа не соответствует принципам Красоты.
 
      (Гуру – Н.К.Рерих). За каждым положением Учения стоит беспредельность. Каждое положение можно углублять, расширять и развивать бесконечно. Незаконченные формулы даются, и ступени познания ведут вверх по лестнице, не имеющей конца. Это понявший имеет в своих руках ключ, пользуясь которым он может, взяв любое звучащее ему положение, раскрывать скрытый в нем смысл и извлекать его содержание, обогащая свое понимание. Учение Христа в Учении Живой Этики получило более полное выражение глубины тех вечных и непреходящих истин, которые выражены в его кратких, чеканных и четких формулах. Учение Христа дало ступени к пониманию дальнейшей преемственности последовательно выдаваемого Сокровенного Знания. В будущем его понимание будет все время расширяться и развиваться, достигая постепенно таких высот, о которых в настоящее время люди не могут даже мечтать. Беспредельность во всем. Знания не имеют пределов.

      Символизм ведет свое начало из глубочайшей древности. Каждый из символов имеет свое особое значение. Он как бы окружен Светом и излучает свои светоносные эманации. В святилищах храмов всегда находились те или иные символы, охраняющие их неприкосновенность. Темные обычно не дерзают приближаться к таким священным местам. Сила символа, чтобы проявилась ее мощь в полной мере, нуждается в осознании. Все священные предметы насыщены светоносными вибрациями, при объединении их с сознанием сила воздействия их возрастает. В различных религиях символы разные. Чем выше религия, тем символы ее мощнее.

      Мощь символа усиливается при огненном коллективном воздействии верующих, если эта вера огненна и сильна. Человек, непоколебимо убежденный в силе символа, имеет непобедимое оружие защиты. Утрата веры в мощь символа и отрицание его могут свести почти на нет силу воздействия даже очень могучего символа. Именно, необходимо осознание сокровенной силы символа, признаваемого и утверждаемого сознанием. Попрание символа равносильно кощунству. Разрушение, происходящее при этом в Тонком Мире, губительно отражается на допустившем кощунство. Оно всегда будет темным деянием, ибо цель его – потушить светоносные излучения символа. Тушители Света всегда от тьмы.

      Изучение и понимание символизма вводит человека в область Сокровенного и приобщает его к Путям Света, по которым шло человечество в течение долгих тысячелетий. Символы древности и символы современные остаются священными для тех, кто проникает в их сущность. Иерархия тьмы тоже имеет свою символику, по значению прямо противоположную символике Света. Ее касаться не будем. Наш путь – путь Света. Когда человек теряет веру в мощь и значение символа, то этим он не лишает его заключенной в нем силы, но лишает себя благодати его излучений. Без символизма нельзя, ибо вся жизнь человеческая – символ, и символика разлита кругом. Все в природе является как бы символом или отражением внутреннего содержания, выражаемого во внешних формах. И орел в поднебесье, и гады ползучие, и цветущая роза, и ясный Солнца восход, и грозная свинцовая туча, несущая ураган, – все символично. Символы религиозные и символика природы заслуживают глубокого внимания и изучения со стороны того, кто хочет знания.

      (Гуру). Каждый к Свету идущий выдерживает жестокую борьбу со своей низшей природой и со своими недостатками: один – с одними, другой – с другими. Они есть у всех, но в степени разной и различны по своим свойствам и характеру. Понимание этого обстоятельства помогает изъять осуждение при анализе характера окружающих, тоже к Свету идущих, и даже неидущих. Учитель не знает осуждения, встречая даже очень несовершенных людей. Он Знает их сущность, Он Видит их со всеми их недостатками. Он Взвешивает их на весах справедливости и, зная, все же не Осуждает. Научимся отличать суждение от осуждения и, научившись, применять будем только первое. Аура человека, уявляющего суждение правды, – светла, аура осудителя запятнана тьмою и омрачена.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Всем своим существом, каждой мыслью своей, всей жизнью своей Гуру являл собой сущность Учения Жизни, сущность Учения Владыки, ныне даваемого людям. Отделить его личность от Учения Жизни нельзя, ибо слито оно с ним неразрывно. Поэтому не будет ошибкой, если считать, что все данное в Учении Живой Этики полностью и безусловно разделяется Гуру, принято им. Для понимания характера Гуру и его творчества это очень важно, ибо, исходя из этого, можно безошибочно определить его характер, его творчество и его жизнь. Он являл собою Учение Огненной Йоги так, как понимал его, и выливалось это понимание в яром приложении на деле, в жизни.

      (М.А.Й.). Во всех трех мирах на Постоянном Дозоре находятся Высокие Духи, Служители Света. Дозор означает состояние бодрствующего сознания. Все слои пространства охраняются стражами Иерархии, наделенными соответствующей властью. И в то время как в низших слоях низкие духи поглощены своими вожделениями и страстями и заняты ими, в то время как в средних слоях та же занятость своими переживаниями, на уровне более высоком, и в то время когда в Девачане духи погружены в личные ощущения радостных чувств и мыслей, Служители Света Стоят на Дозоре и яро Работают в полном сознании на Общее Благо. Отрешение от себя и своих переживаний допускает свободу сознания и возможность его сохранить вне зависимости от связанности ими. Надземная свобода духа сильно отличается от обычных представлений о свободе. Понимание ее утверждается на Земле и осуществляется в Мире Надземном.
 
      Человек в физическом теле является трехпланной сущностью, ибо живет в трех мирах, и его семеричная форма состоит из трех земных принципов (физического тела, эфирного двойника и праны) и высшей четверицы, относящейся уже к Тонкому Миру и выше. Первые три умирают вместе с плотным телом. И тогда человек становится двухпланной сущностью Надземного Мира. Он уже не может обычно проявляться в плотном мире, и его тонкое тело подчиняется законам уже Тонкого Мира, различие с земным планом велико. Понимание этого различия и знание свойств Тонкого Мира и особенностей тонкого тела позволяют свободно ориентироваться в новых условиях и привыкать к новой жизни.

      Многое, столь нужное на Земле, там становится совершенно ненужным, и очень обременительным, и мешающим, если берется с собою. Сколько чисто обиходных вещей необходимо в жизни земной: зубная щетка, мыло, полотенце, ложки, чашки, ножи, вилки и так далее. Нелепо брать все это и многое другое с собою в своем сознании туда. Но большинство развоплощенцев это делают, ибо психически не могут расстаться с тем, к чему так привыкли при жизни на Земле. Ведь часто они не понимают, что умерло их физическое тело и что все вокруг изменилось. Там – жизнь по сознанию, но если сознание не разобралось в происшедшей перемене, то войти в ритм новых условий не так просто. Особенно большая разница в способах передвижения.

      Тонкое тело очень легко и подвижно и передвигается под воздействием мысли, и притом с быстротой необычной. Но и эта легкость весьма относительна. Не все ей обладают. Все зависит от состояния сознания и степени освобождения от плотных частиц в тонкой материи, входящей в состав тонкого тела. Двухпланная сущность не нуждается в том, в чем нуждалось физическое тело. К этому тоже приходится привыкать и убирать земные привычки. Взаимоотношения общественные меняются в корне. Многое делается ненужным, что является обязательным на Земле. Нет государств, нет документации, отчетностей милиции и полиции и других земных учреждений и институтов. Но есть воображаемые дома, в которых ютятся бывшие земляне, есть и двойники всех земных построений, есть и сообщества родственных по духу людей. Есть любовь и ненависть между развоплощенными, есть неизжитые страсти и чувства, есть все то, с чем ушел человек внутренне из мира земного. Двухпланная сущность, не имеющая богатств внутреннего мира и знаний, может там влачить очень жалкое существование. Но и там можно трудиться, и приобретать и накапливать знания, и вести очень интересную и содержательную жизнь. Мир Тонкий – это мир неограниченных возможностей, где осуществляются самые дерзновенные духовные устремления человека и где все достижимо.

      Только отдачею всего себя – всем устремлением, всем желанием, всеми чувствами, всеми мыслями – преуспеете. Сокровенное Знание предъявляет определенные и очень суровые требования к тому, кто хочет им овладеть. Если предпочтение, или преимущество, или любовь отдается чему-либо другому, в сферы его не пройти. Если ради него человек не может от чего-то отказаться, или оставить ту или иную привычку, или отбросить какое-либо неизжитое свойство, они надолго задержат его на ступени, дальше которой он продвинуться будет не в силах. Отдать все, поступиться всем, оставить все позади, даже воспоминания, – будет правильным решением духа, для которого возврата назад уже нет. Не будем преувеличивать значение этого решения. Дух просто дорастает до понимания, что сокровища, которые он приобретает, превышают по ценности своей все, что он имел до сих пор. Ни унынию, ни сожалениям, ни колебаниям, ни оглядыванию назад места уже не остается. Можно ли променять радость пространственных полетов и познания новых условий на способы передвижения по Земле или даже в самолетах? Они несравнимы. Можно ли променять радость ощущения Ауры Учителя на соприкосновение с излучениями ауры землян? Или вибрации Сфер Высших на тяжелые эманации земных слоев? Не жертва и отказ – но понимание и осознание бесценного сокровища достижений и сравнение их с тем, что было когда-то, когда Знание не озаряло сознания устремленного духа.

      Беспредельность означает также и необъятность, то есть невозможность ее вместить в писаные страницы. Все написанное будет ничтожнейшей частью того, что не написано и что записать невозможно, ибо Беспредельность не имеет границ, в которые можно было бы ее заключить. Огненное озарение дает некоторое представление о Беспредельности, но оно не вкладывается в писаные листы. Поэтому будем радоваться каждой возможности запечатлеть хотя бы то немногое, что наше сознание охватывает в данный момент. Со временем сферы Беспредельности будут все более и более расширяться в человеческом представлении.

      Сравнив понимание Беспредельности человечеством две, три тысячи лет тому назад с тем, которое дается людям в настоящее время, легко усмотреть, как расширились даваемые возможности осознания этого великого понятия. Термины бесконечности и вечности так мало включали в себя конкретных мыслей и представлений. Учение Жизни расширило их и включило в сферу Беспредельности все явления видимого и Невидимого миров. Беспредельность облеклась плотью мысли. И даже время вошло в нее, правда, утратив свою абсолютность и приобретя совершенно неожиданно для науки черты условности и относительности, до конца ею еще далеко не понимаемой. Утверждение Ангела Апокалипсиса о том, что «времени уже не будет», не кажется столь странным и фантастическим, как это могло казаться раньше, даже с точки зрения современной науки. Солнце восходит «над добрыми и злыми». Теперь можно сказать, что в Беспредельности есть место и тем и другим, но в сферах различных, если они вне Земли. На Земле пока еще вместе, но только пока, но времени остается уж мало до наступления Эры Света. Вошли уже в полосу великих открытий и великих перемен в жизни людей.

      (М.А.Й.). Какая богатая внутренняя жизнь течет в сознании идущего ученика. Сознательно говорю – «идущего», ибо многие топчутся на месте, многие заняты своими личными делами и переживаниями или погружены в звучание суеты, многие сомневаются, многие забыли о нас и считают, что окружающее имеет большее значение, чем жизнь духа. Знаете о символе «идущего Архата», то же понимание приложимо и к ученику. И не близостью плотной измеряется близость в духе. Часто именно дальность обуславливала ярое огненное сближение. Близость в духе не зависит от расстояний, не зависит от того, в каком теле, не зависит ни от чего внешнего. И утверждается она поверх внешности плотной.

      Как много теряет иногда ученик от нежелания поднять меч очищения. Неполезный груз мешает сознанию освободиться для нужных восприятий. Нельзя сравнить то, что при этом теряется, с тем, ради чего это делается и ради чего ученик лишает себя новых возможностей. Если посмотреть со стороны на это мешающее, то окажется оно столь не соответствующим высшим устремлениям духа, пространственной свободе и праву подниматься в Высшие Сферы, что одно только понимание этого даст силы разбить цепи рабства. Их надо разбить, каких бы усилий и труда это ни стоило. В царство духа можно подняться только в светлых одеждах. Сколько читающих Учение, но силы в себе не находящих себя преодолеть и освободить сознание от всякого сора. Какой трудной преградой для дальнейшего продвижения окажется этот сор в Мире Надземном. Именно, необходимо осознание того огромного ущерба и вреда, которые наносятся самому себе человеком, который не в состоянии поднять меч очищения.

      (М.А.Й.). Особенность синтетического сознания заключается также и в том, что оно, анализируя любое явление и охватывая его в целом, углубляет и расширяет его понимание, как бы раскрывая в нем нечто новое, нечто большее, нечто совершенно ускользающее от обычного сознания. Умение смотреть вглубь, за пределы поверхностной видимости, сопутствует синтезу. Именно мудрость обладает качеством синтетического мышления, именно синтез приводит к пониманию единства миров и всего Космоса как одного нераздельного целого.

      (Гуру). Когда Учитель Говорит: «Устремитесь ко Мне, направьтесь ко Мне, держитесь за Меня крепко», – Он Хочет вызвать к добровольному, самостоятельному и самоисходящему выявлению огненную силу свободной воли, чтобы Мог Он свободно к ней приложить силу Свою. Пока не выявлена свободно сила своя, бессилен Учитель помочь, ибо не к чему приложить. В древности требовалась хотя бы крупица или искорка веры, чтобы приложение Силы Учителя могло совершиться. Понимание этого закона обязательно для ученика. Даже в обычных делах Учитель Говорит: «Помогу, но приложите усилие», чтобы было к чему приложить Ему Свою Силу. Поэтому особенно ценится каждое добровольное, самоисходящее действие, устремленное к Свету. Поэтому отнимается у неимеющего и то, что имеет, но щедро дается тому, у кого уже что-то есть, то есть имеется то, к чему можно прибавить.

      Явим понимание происходящего. Конец Кали Юги и начало Сатиа соприкасаются. Уходящая и нарождающаяся эпохи стоят лицом к лицу. Энергии их сталкиваются, и происходит последняя борьба уходящих энергий с идущими им на смену. Люди изнемогают под давлением перекрещивающихся токов. Сознания подвергаются воздействию и тех и других, тяжко переживают эти столкновения. Все чувствуют, что что-то обстоит не так, как надо, но не понимают причин. Особенно страдают чуткие организмы. Перегорают не могущие выдержать. И знающим не легко. Знание не освобождает от ощущения мирового неблагополучия. Но знающий знает сущность того, что происходит вокруг и в пространстве, и знает, что Юга Света должна заменить Кали Югу.

      (М.А.Й.). Малое дитя водят за ручку, но воин Света, поставленный на страже планетной, стоит на дозоре один. Потому и поставлен, чтобы охранять доверенное его дозору. У Владык столько забот о Земле, что каждая помощь ценна и имеет значение. Учитель тоже признателен, когда воин, стоящий на дозоре, не требует тратить на него энергию, которая так остро нужна где-то. Желание помочь Владыке и умение помочь и сберечь Его Огненную Силу для приложения там, где она особенно нужна, и тем облегчить Его непомерную Ношу, будут одобрены очень и покажут глубокое понимание момента.

      (Гуру). Напрасно полагают, что если ребенка нужно примирить с первою болью, то не нужно примирять взрослых, и уж не с первой, а со многими, на которые не скупится жизнь. Только понимание смысла страданий и испытаний допустит возможность примирения с ними, то есть стойкое их перенесение и сохранение равновесия духа. Осмыслить их надо, иначе трудно не ввергнуться в отчаяние и безнадежность. А для этого нужно знать. Это знание цели земных воплощений и всего, что связано с ними, Учитель Дает, чтобы дух в себе силу нашел победно выдержать все до конца.

      (Гуру). Понимание смысла каждого испытания позволяет выдержать его успешно. Хорошо понять самому, без посторонней помощи и сделать соответствующие выводы. Не бывает испытаний бесцельных. Жизнь – это школа, и каждый предметный урок должен быть понят. Карма не мстит, но учит. Хороший ученик учится на всем и всегда и делает это сознательно.

      (М.А.Й.). Имеющий недостатки и их сознающий, но к нам устремленный, освободится от них и будет с нами. Но как освободится от своих недостатков тот, кто не желает их признавать, кто доволен своей хорошестью и своими достоинствами и достижениями? Так, осознание собственных несовершенств и стремление от них освободиться, к нам устремляясь, непреложно приведет к желаемой цели. Критике и даже осуждению можно порадоваться, ибо если они справедливы, то помогут скорее избавиться от ненужного груза, если несправедливы и незаслуженны, то послужат уроком познавания человеческой сущности. Поэтому и критика и осуждение безусловно полезны для осуждаемого. Мудрый будет им радоваться и извлекать из них ценный урок. Многие явления приходится пересматривать заново и изменять отношение к ним. Обычное понимание приятного и неприятного, пользы или вреда придется оставить. И тогда радостно и сознательно можно будет извлекать полезные и ценные частицы из всего, что противодействует, и что огорчает, и что еще недавно считалось неприятным, огорчающим и омрачающим сознание.

      (М.А.Й.). О Днях Жертвы Великой нельзя забывать. Значение этого Светоносного Подвига в том, что он был совершен для будущего и во имя будущего. Была заложена ступень на Лестнице Света и в спирали эволюции, которая в определенном будущем должна принести новое понимание мира и новое сознание. И какое бы расстояние во времени ни отдаляло заложенную ступень от сужденного его будущего, оно состоится. Поэтому значение этих Памятных Дней велико, и велико именно своей жизненностью и актуальностью. «Было и прошло», – полагает невежда. «Было, есть и будет, – и принесет во времени свои светоносные, сияющие, победные следствия, неотвратимые, как путь солнца», – так мыслит мудрость.

      Степень и силу давления окружающей среды и окружающих людей на сознание можно определить, лишь вырвавшись из нее на время хотя бы мысленно. Незримо, незаметно, неосознаваемо давит она на психику, вызывая ощущение железной руки кармы. Это тяжкое давление безусловно полезно, ибо вызывает противодействие духа, усиливая его огненную энергию сопротивления внешним воздействиям. Велико различие в излучениях ауры ученика и людей, ни к чему не стремящихся, и особенно людей недобрых, замкнутых в малом круге своих личных интересов и самости. Снизиться до них и в них замкнуться – значит угасить огни устремления и прекратить движение по пути. Но все в духе, в духе и путь, к Свету ведущий. И никто и ничто, кроме самого путника, не может преградить этот путь, ибо он в духе, то есть поверх всех временных плотных условий. Образ Учителя в сердце – как путеводный огонь, как луч маяка, пробивающий непроглядную тьму и указующий направление устремленному духу. Лик Учителя именно будет Ведущим. Когда Он неотменно Стоит перед мысленным взором, путь к Свету открыт. Понимание того, что ничто и никто не может закрыть, преградить или пресечь пути духа, кроме воли самого идущего, очень помогает продвигаться поверх ограничений и тесноты всевозможных условий земных. И тогда уже не имеет особого значения, как и где совершается восхождение, если оно непрерываемо и если дух человека в себе силы находит подняться поверх внешних и тесных явлений текущего часа.

      (М.А.Й.). Сокровища духа нельзя собрать сразу, ибо препятствием служит степень вместимости сознания. А оно растет и расширяется медленно. Поэтому собирание ценностей духа происходит по мере роста и расширения сознания. Даже Учитель не Может дать поверх его вместимости, то есть больше того, чем оно может понять и воспринять. Но каждую крупицу знания, вновь обретенную, следует отмечать и сознательно откладывать в хранилище Чаши. Именно сознательное откладывание, или накапливание, особенно ценно. Много ценностей может пройти мимо неосознанными, и не столько из-за невозможности сознания вместить, сколько из-за неумения усмотреть и удержать усмотренное. Все таким образом пропущенное бесследно проходит мимо. Вот почему каждодневные записи столь полезны. Пользуясь расширением сознания, Учитель Посылает новые мысли и новое понимание явлений. Их уловивши, хорошо записать, и не столько для себя, сколько для тех, кто пойдет после.

      (Гуру). Чтобы войти в Новый Мир желанным и званым, необходимо сменить одеяния духа и создать новые, достойные и приличествующие моменту. В старых в него не войти. Забота об одеянии духа – наиглавнейшая. Напрасны все чаяния и надежды иметь в нем достойную долю, если внутреннего преображения не совершилось. Не о каком-то особенном огненном озарении говорится, и не оно имеется в виду. Говорим о том, чтобы очистились мысли, упорядочились поведение и поступки и изменилась речь, чтобы слова, не соизмеримые с будущим, бесконтрольно уже не срывались с языка. Говорим об утверждении требуемых качеств духа и освобождении от нежелательных свойств, слабостей и недостатков. Говорим о том, чтобы человек сделался лучше и добрее. Понимание Нового Мира накладывает известные обязательства на понимающих. В старых лохмотьях туда не войти. От многого придется отойти и освободиться. Свет впереди.

      Итак, «человек – это процесс», процесс сложный, идущий во всех его оболочках. Это движение имеет направление. Сознание расширяется, углубляется понимание. Не так уж трудно отдать себе отчет в том, в какую сторону идет развитие сознания, в сторону тьмы или Света. На протяжении веков и тысячелетий может идти возвышение или падение духа. На протяжении одного воплощения можно отметить, в чем преуспел воплощенный и в чем допустил инволюцию тех или иных качеств духа. Сознание человека есть арена борьбы между стремлениями, увлекающими его вверх или вниз: одни усиливаются и побеждают, другие ослабевают и отмирают совсем. Если отмирают влекущие вниз, благо победителю. Важно, чтобы равнодействующая всех устремлений, импульсов и желаний давала преобладание энергиям светлым. Тогда восхождение духа идет неуклонно вверх по Лестнице Света. Но, к сожалению, вместе с добрыми всходами попадаются и сорняки, которые тоже растут и укрепляются во времени. Каждое воплощение может дать возможность роста и другим. Себя надо знать и честно и нелицеприятно оценивать свои положительные и отрицательные качества: первые – для утверждения, вторые – для изживания. Печать непреклонного решения воли на утверждение положительных качеств духа даст им возможность развиваться и положит узду на качества отрицательные. Последние нуждаются в обуздании и сдерживании. Иначе они будут расти безудержно. Есть люди, которые ни обуздывать, ни сдерживать себя не хотят, и особенно в мыслях. Но кармически именно мысль имеет решающее значение в развитии качеств, ибо каждому действию предшествует мысль. Овладение мыслью будет предшествовать овладению чувствами и желаниями. Мысль первее всего.

      (М.А.Й.). Да, да, да – нужно знать больше и лучше. Знание дает понимание и силы для правильного действия. Человек не бросится в пропасть, ибо знает, что разобьется о камни, не станет ходить по колючкам, чтобы не поранить ступни, не положит руку в огонь, ибо обожжется. Так знание следствий освобождает от ошибочных поступков. Надо именно знать: явно, точно, безошибочно и до конца. Контроль над негожими мыслями установить нелегко. Но если знать до конца, в какой ужас вовлекается дух нечистым мышлением, на какое будущее готовит себя он в Надземном, если это понять, то найдутся и силы себя обуздать. И так только надо знать, точно, ясно и непоколебимо. Было Сказано: «Познаете Истину, и она сделает вас свободными».
 
      (М.А.Й.). Вся земная жизнь человека есть испытание его духа, помещенного в земную оболочку. Плотные формы подвержены всем случайностям и трудностям плоти, и все они стареют, болеют и умирают. И духу надо понять всю непрочность плотных условий, чтобы укрепиться не на них, а на бытии в духе. И осознать другую сторону своего существования, не связанную с телом земным. Именно надо научиться жить в этом мире, но быть не от мира сего. Многому надо научиться человеку, и лучшею школою является его жизнь на Земле. Только такое понимание жизни позволит ему примириться с трудностью многих жизненных уроков и их успешно усвоить. Так и смотрите на все происходящее с вами как на учебу и на каждую подробность, приятную и неприятную, – как на очередной урок, даваемый для усвоения и познания чего-то, очень нужного и важного для будущего.

      (М.А.Й.). Когда выяснено, какие именно вредные накопления загромождают сознание, возникает следующая и уже более трудная задача, а именно – освобождение от них. Трудность в том, что желание это сделать не всегда достаточно сильно, несмотря на понимание нужности этого шага. Курильщик знает, что курение вредно, и все-таки курит. Многие понимают, что их губит вино, и все-таки пьют. Одного понимания недостаточно, необходимы крепкая воля, и твердое решение, и прежде всего сильное желание освободиться от того или иного вида рабства. Многие виды всевозможного рабства яро процветают среди людей, считающих себя свободными. В этом трагедия мира.


Рецензии