Раб с проколотым ухом

24 октября 2010 г.

Каждый может попасть в рабство. Но очень важно из этого рабства выйти и долго в нём не оставаться. Потому что иногда люди остаются в рабстве на всю жизнь. В рабстве своей испорченной природы. В рабстве своего характера. И даже в рабстве у того или иного человека. Написано: «Не делайтесь рабами человеков» (1 Коринфянам 7:23). Оказывается, можно стать рабом человека, не проявив в свободе того, что в тебе заложено от Бога. И в то же время апостол Павел говорит: «Я раб Иисуса Христа» (Римлянам 1:1). Как же в этом во всём разобраться?

Писание говорит: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (От Иоанна 8:36). Человек в Едемском саду попал в рабство. В рабство к кому он попал? – Он попал в рабство греха. Природа греха вошла в естество человека и стала в нём проявляться, и человек с этим ничего не может сделать. Почему? – Потому что в его генетике есть закон греха, который производит в жизни человека смерть. Ибо, если есть закон греха, значит, есть и явление греха, и есть последствия греха. Написано: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:15).

Ничто ведь сразу не рождается. Всегда сначала идёт зачатие, потом развитие и потом уже плод. Сначала в моём разуме что-то рождается. И если это что-то негативное, и я сразу не господствую над этим, твёрдо не стою, то эта мысль начинает во мне развиваться, и я становлюсь средой для созревания негодной мысли. И когда она так развивается, я поневоле отождествляюсь с ней, и потом происходят в моей жизни роды. Мысль материализуется в том или ином грехе, ведущем меня к смерти.

Дети Божьи – это свободные люди. Они свободны от греха. Поэтому они уже не рабы. Иисус называл Своих учеников уже не рабами. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (От Иоанна 15:14). Но они были теми, кто прошёл с Господом определённый путь. А до тех пор, пока человек не познал определённых истин от Бога, он остаётся духовным младенцем. «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего» (Галатам 4:1). Оказывается, младенчество и рабство практически ничем не отличаются! Маленькому ребёнку только дай волю – он может натворить таких дел, что мало не покажется. Напротив, детей надо держать в строгой дисциплине. Иначе из любовно взлелеянных вундеркиндов вырастают такие монстры, которые потом родителей из дома выгоняют, матерят и бьют. И это плоды «гуманного» воспитания.

Если люди, от которых это зависит, поймут некоторые духовные вещи и перепишут психологию, тогда появятся методики правильного воспитания, и возникнут предпосылки для построения общества хорошо воспитанных людей. «Ничем не отличается от раба» – это не говорит о том, что ребёнка надо истязать, бить и относиться к нему, как к рабу. Просто он чётко должен понимать, что если родитель сказал – для него это закон, даже не понимая, почему это так. Вот, в чём суть. Ведь и мы многие законы не вполне понимаем. Для чего тот или иной закон? Мы часто не знаем, потому что просто не размышляли над этим. Но когда мы вникаем глубже, то начинаем понимать, что если этого закона не будет, то в обществе будет проблема из-за этого.

Если ребёнку не поставить определённые запреты, то он возьмёт два гвоздя, например, и сунет их в розетку. Мы же ему всё позволяем! Но мудрый родитель говорит: «Нельзя!» Маленькие дети ещё не могут понять, что такое электричество. Но если они слушаются, то в этом нет проблемы – смогут вырасти и потом понять. А есть дети пошустрее, которые запретов не понимают. Тогда необходим ремешок. И у ребёнка откладывается: если я туда полезу, будет вава. И он туда больше не лезет. Знаете, как кошек отучают, чтобы цыплят не ели? – Дают понюхать цыплёнка и потом иголочкой в носик колют. У кошки запах цыплёнка ассоциируется с болью, и она уже никогда на цыплят даже не смотрит. Но дело в том, что пока у ребёнка ум не разовьётся, он подобен животному. Он неразумен. Поэтому наказание иногда необходимо.

Но когда ребёнок нормально возрастает в семье, к нему приходит сознание. И по мере того, как это сознание развивается, он начинает поступать всё более здраво, аккуратно и осторожно. Пока же этого сознания ему не хватает, ему необходим закон. Поэтому «доколе младенец в детстве, он ничем не отличается от раба». Но знаете, чем отличается раб от младенца? – Раб, он всегда остаётся рабом. А сын постепенно возрастает, научается всему, получает образование, и приходит время, когда ему даётся определённое наследство. Он входит в свой удел.

Библия говорит, что каждому человеку Бог дал определённый удел, Он дал призвание, дал способности, наделил определённым темпераментом. Всё для того, чтобы человек в своём уделе начал развиваться. И если человек в этом двигается, тогда он приносит в жизни плод, потому что в своё дело он вкладывает всю душу. Во всём у него красота, потому что он в свободе раскрывает весь тот потенциал, который заложен в него Богом. А раб всё делает из-под палки, под страхом наказания. Поэтому всё у него получается как попало. И потом люди проклинают его и его дела. Мы не должны быть такими. Мы должны быть людьми благословения.

Вы знаете, сколько проклятий произносится в этом мире? – На нерадивых рабочих проклятия идут, на учителей тоже приходят, на врачей – очень много проклятий, на чиновников – просто лавина проклятий идёт. Но если б не было тех же чиновников, что бы вообще творилось?! Наступил бы полнейший хаос. Поэтому, если мы хотим, чтобы что-то изменилось, надо не проклинать тех или иных людей, а благословлять. Что-то вам не так сделали, надо не ругаться, а молиться: «Я, Господь, благословляю это учреждение, чтобы туда пришли люди, которые честны, справедливы, ответственны и, самое главное, имеющие призвание к этому делу».

По моим наблюдениям, во многих учреждениях находятся сотрудники, которые не могут работать с людьми. Они грубо разговаривают, хамят, небрежно относятся к своим обязанностям. Это и в магазинах, и в больницах, и в госучреждениях. На мой взгляд, если человек избрал профессию, связанную с обслуживанием людей, его надо обучать правильному отношению к людям.

Истинно свободные люди имеют внутреннюю свободу, вдохновение и радость. Если человек с детства воспитывается так, что он понимает установленный порядок и в то же время ему дана свобода для реализации своих идей и замыслов, то он вырастает нормальным человеком. Если же ребёнок растёт в проблемной семье, слышит матерную ругань, которая по своему происхождению является оккультным проклятием, то как же он вырастет нормальным человеком? – Да никак. Один учитель в телепрограмме говорил, что дети матерятся и в ответ на замечание ссылаются на то, что по первому каналу сказали, что материться это нормально. «Пушкин же матерился, и Лермонтов где-то сматерился. Если уж классики матерились, то и нам можно». Ни в коем случае нельзя пропагандировать позволительность мата. Брань не должна почитаться предметом национальной гордости. Потому что она суть проклятие, которое миллионы людей ежедневно тиражируют по всей стране. Это нужно изменять в корне.

Сейчас в нашей стране большая проблема с наркоманией. Власти не знают, что с этим делать. Но в христианстве знают. Недавно была телепередача на первом канале, где Сергей Васильевич Ряховский сказал: «У нас в деноминации работают с наркозависимыми более 500 реабилитационных центров». И православный священник очень хорошо сказал: «Если человек – раб чего-либо, и он находится в таком состоянии, что его зависимость вредит обществу, то этого человека надо от общества изолировать». И не надо обманываться, говорить, что мы такие свободные, что никого нельзя ущемлять. Если человек хочет в свободе жить, он должен соблюдать определённые границы. Если он этих границ не соблюдает, он должен быть лишён свободы.

В СССР было много правильных вещей. Если человек работать не хотел, его могли упрятать в специальное учреждение с целью привития ему трудолюбия. Если человек пил без всякой меры, его тоже помещали в спецучреждение (ЛТП называлось). А что теперь? – Бомжи свободно гуляют по городам страны и роются в мусорных баках и урнах на виду у всех. И люди должны на это смотреть. В том числе и дети. Почему права нормальных людей в этом плане ущемляются? Те люди, которые потеряли способность следить за собой, должны изолироваться от общества в исправительных учреждениях, где с ними будет проводиться работа психологов, врачей и наставников, чтобы они могли заново научиться жить среди нормальных людей.

Человек должен сначала согласиться, что он находится в неправильном положении. Тогда ему можно помочь. Но если он не согласится, тогда его нужно удалить от всего общества. Иначе общество будет разлагаться. И оно уже разлагается. Например, если кто-то себя плохо ведёт, то остальные что делают? – Тихонько помалкивают. Лишь бы не навлечь гнев нарушителя на себя. Боязливость это ведь тоже ненормальное, рабское состояние. Надо менять это. И это должны делать мы, члены общества. В Америке первоначально законы писали простые люди. Они собирались на городское собрание, обсуждали проблему и говорили: «Мы так решили и постановили закон». Так писались законы страны.

«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. С иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел, чтобы ты взял её в наследство» (Второзаконие 15:1 – 4).

Смотрите: интересный момент. Бог даёт в наследство землю и говорит, что нищего на этой земле уже, как бы, не должно быть! Кто такой нищий? – Это человек, попадающий в рабство, который готов работать ради куска хлеба.

«… если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе; ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Второзаконие 15:5 – 6).

Благословение Божие, оно не абстрактное. В чём оно заключается? – Бог даёт малое, и если ты в малом верен, то Бог даёт тебе большее. Если ты понял принципы и начинаешь строить дом, то постепенно ты его построишь. А если ты не будешь ничего делать, то ты его никогда не построишь. Так и наше мышление. Чтобы оно обновилось, надо постоянно над этим работать. Читаем дальше:

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Второзаконие 15:7 – 8).

Нищий – это человек с проблемами. Когда человек находится в таком состоянии, ему надо обязательно помочь, чтобы он мог подняться и начать самому обеспечивать себя. Но когда человек имеет проблемы, и вы ему хотите помочь, даёте ему деньги, а он идёт и растрачивает их не на дело, а на свои прихоти, то второй раз помогать ему не надо. Потому что, сколько денег ни давай, через некоторое время он опять придёт с протянутой рукой. Когда мы такому человеку даём свободу распоряжаться деньгами, то эти деньги не дадут ему никого благословения. Если человек не понял принципы свободы, ему надо какое-то время обязательно побыть в рабстве.

Многие люди желают экономической свободы, но пока они не поняли, как к этой свободе прийти, они должны работать 8 часов в день на чужого дядю. Это неизбежное состояние. Но те, кто стремится к свободе, учатся, приобретают мастерство, приобретают мудрость, те через некоторое время становятся способными открыть уже и своё дело. И в своём уделе они могут всё делать так, как они хотят. А пока этого нет, они должны делать то, что им зададут. Когда ребёнок вырос, он может завести свою семью и устанавливать в ней свои порядки. Но пока он находится в доме отца, никаких капризов не должно быть.

Скажите, кто из родителей хочет, чтобы дети с ними до конца жили? – Да никто не хочет. Все хотят, чтобы дети выросли и жили своей жизнью. Это Божий принцип. Рабство не есть вечный удел. Каждому человеку и каждому народу Бог дал индивидуальность и свой удел, но надо, чтобы каждый человек и каждый народ через развитие своей индивидуальности обрёл свободу и вошёл в этот свой удел.

Чтобы в семье воспитать свободного человека, отец должен установить определённую дисциплину, но постепенно он должен «отпускать вожжи». Он должен знать индивидуальность своего сына и учитывать его желания (в нормальном понимании) и постепенно давать ему больше и больше свободы. Иначе сын никогда не научится жить в свободе. Чем больше ребёнок понимает, тем больше свободы ему нужно для дальнейшего развития. Тогда он день за днём возрастает в самостоятельности, и отец может начинать доверять ему более ответственные поручения. Он даёт ему ключи от машины, он сообщает ему счёт в банке и так далее. И в конце концов, сын становится продолжателем дела отца. Это красиво. Многие мировые корпорации создавались именно так. От отца к сыну. И когда отец передавал дела, и сын через некоторое время начинал вводить какие-то новшества, отец говорил: «Ух, ты! Ты делаешь не так как я. Но мне это нравится! Здорово! Ты меня превзошёл». Но, скажите, сын, чтобы дойти до такого уровня, он слушал отца? – Весь опыт отца, всё понимание, он впитал, как губка. Но он пошел дальше. И это очень чудесно. Читаем дальше:

«Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу» (Второзаконие 15:12).

Говорится о евреях, но принцип применим к любому народу. В те времена рабство было абсолютным. В наши дни мы тоже в каком-то смысле продаёмся. Найм на работу – это есть завуалированная форма рабства. И начальство вправе управлять нами в определённых рамках. А тогда господин имел над рабом абсолютную власть. Почему же человек может попасть в рабство?

В Израиле Бог каждому колену дал свой удел. Так что каждый человек имел свою собственность и был самодостаточным. Только колену Левия Он не дал удела, так как отделил их для священнического служения. Священники учили остальной народ ходить путями Божьими. Потому что, если люди не ходят путями Божьими, они ходят во тьме. Когда я начинаю просвещаться Словом Божьим, ко мне приходит свет. И свет даёт мне возможность ходить в свободе. А тьма приводит к тому, что можно свободно упасть с обрыва в пропасть. Если мы ходим во тьме, мы постоянно попадаем в ловушки сатаны. И мы его ругаем. Но сатана – кто такой? – Он исполнитель. Он наказывает нас за ошибки, которыми являются наши грехи. Но Писание говорит, что «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалом 33:8). Сатана ничего не может нам причинить, если мы находимся во свете.

Итак, всем были даны уделы, но одни люди нормально жили, а другие почему-то стали нищими и проблемными. Почему? – Человек не смог управить тем уделом, который дал ему Бог. Скажите, финансы в жизни у каждого бывают иногда? У кого-то пришло наследство, кто-то хорошо зарабатывал, кому-то акции выдали. Но люди не были научены, что делать с большими деньгами. Они не знали, что деньги должны делать деньги. Что их надо посеять. Они просто взяли и все эти деньги потратили. Купили холодильники, машины, телевизоры. Съели семя. У многих было по много миллионов рублей (в период акционирования предприятий), но от них ничего не осталось.

Все были, плюс-минус, в одинаковом положении. Но кто-то был маленько мудрее. Кто-то открыл магазинчик. Кто-то автозаправку, кто-то ещё какое-то дело открыл, но своё. Этих людей можно было в каждом городе по пальцам пересчитать. И сегодня это состоятельные бизнесмены, живут в свободе, их семьи обеспечены. А кто-то находится у разбитого корыта. Скажите, кто виноват?

Проблема в чём была? – Мы были не научены. Мы были рабами советской системы. Предприимчивость осуждалась. Но сейчас другие времена. Нам надо возрастать и постепенно из рабского состояния выходить. Если мы будем верными в том деле, которое делаем, работая на кого-то, то будет действовать принцип Иосифа. То есть, обязательно мы будем подниматься по карьерной лестнице, и однажды наступит время, когда мы сможем и сами чем-то управлять. Надо иметь мечту и идти к ней поэтапно. Надо много трудиться и учиться, и когда-нибудь мечта станет действительностью.

«Если же он скажет тебе: "не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой", потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею» (Второзаконие 15:16 – 17).

Как много людей желают быть и остаться рабами с проколотым ухом! «Хорошо мне возле мамы и папы сидеть» – это сразу говорит, что моё ухо уже начинает протыкаться шилом. Некоторые люди не хотят делать шаг, брать ответственность. Поэтому они остаются рабами с проколотыми ушами. Это вечное рабство.

Есть такое толкование, что раб с проколотым ухом – это человек, повстречавший Иисуса, который никуда от Господа отойти не хочет, а хочет быть Его рабом. Но я хочу эту мысль развеять. Смотрите, что говорит Иисус: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (От Иоанна 15:13 – 15). Мы уже не рабы Господа, но Его друзья. Почему? – Потому что получили определённое познание от Господа.

Когда жена почитает мужа, как господина – это хорошо. Но муж не должен на этом основании относиться к ней, как к своей рабыне. Когда дети почитают родителей, это тоже не значит, что они являются рабами, которыми можно помыкать. Когда они приходят за советом к родителям, в этот момент начинает действовать сверхъестественное помазание. Я в своей жизни это много раз ощущал. Дух премудрости приходит, и вдруг открываются такие тонкости, что своим человеческим глазом, их бы и не увидел. Но если ребёнок не почитает родителей, то он остаётся без вот этого Божьего благословения, благодати и премудрости. Он является вероломным и гордым. А гордым Бог противится. Он вообще воюет с гордыми людьми.

Знаете, кому цари открывали весь замысел сражения? – Не полководцам. А своим сыновьям. Взрослым сыновьям, на которых он мог вполне положиться. Так и Бог Свои тайны будет открывать не всем, а только Своим возросшим детям. И наследство перейдёт не рабам, а детям. Причём мудрые люди оставляют наследство детям не всё, а только в той части, с которой дети способны управиться. Один олигарх сказал: «Оставь ребёнку миллион, и он станет успешным человеком. Оставь миллиард, и он убьёт его». Поэтому очень хорошо возрастать на том месте, на котором мы находимся, и не перепрыгивать через ступеньки.

И когда мы возрастаем, Бог время от времени раздвигает наши границы, чтобы мы могли перейти в новый уровень. Но мы иногда не хотим оставить зону комфорта, чтобы двигаться дальше. И если мы так поступаем, то можем однажды обнаружить себя у разбитого корыта. Надо идти вперёд и становиться первопроходцами, которые осваивают новые территории. Когда люди начинают двигаться, начинает жизнь меняться. Один пример. В Германии женщина работала кинооператором у нацистов. И после войны ей, как пособнику фашистского режима, запретили профессиональную деятельность. Но она очень хотела этим заниматься. Тогда она внимательно изучила приговор суда и нашла, что о съёмках под водой там ничего не сказано. Поэтому она на законных основаниях стала снимать подводный мир. Какая энергия и жажда творчества! Она прожила больше ста лет, занимаясь любимым делом. А мы, тем более, не должны руки опускать и опять идти в рабство. Бог желает, чтобы каждый человек вошёл в уровень творчества и был свободным.

Писание говорит, что «Жена да боится своего мужа» (Ефесянам 5:33). Сарра называла Авраама господином. Но на самом деле Сарра была рабой в своей внутренности? – Не была. Это очень хорошо видно в том, как она распоряжалась своими служанками. И вообще, если мужчина будет жить с женой-рабыней, ему это очень быстро станет неинтересно. Потому что если человек не проявляет свой потенциал, свои желания, он малоинтересен. Чувства влюблённости пролетают быстро. А отношения можно строить не с рабом, но с равным тебе. Но женщина должна иметь мудрость, чтобы занимать правильную позицию рядом с мужчиной. Она должна, прежде всего, мужчину поднимать, а не унижать. Тогда мужчина сможет достигнуть своих высот, и ей тоже будет хорошо. Те женщины, которые этого не понимают, могут поменять хоть десять мужчин, но всё равно будут оставаться несчастными в жизни.

Мы, когда к Богу приходим, говорим о себе: «Я теперь раб Иисуса Христа!» Но Иисус так не считает. Он говорит: «Ты – Мой друг». А о женщине Писание говорит: «Ты – сонаследница благодатной жизни (1 Петра 3:7). Ты царица, которая разделяешь престол с царём». Многие женщины «сделали» великих мужей и через них сыграли большую роль в истории. Потому что сильнейшее влияние на мужчину может оказать женщина, которую он любит. У женщины есть ключи от сердца мужчины. Поэтому мужчина должен быть всегда на страже, чтобы принять от женщины верный совет или отвергнуть неверный. Ведь всё равно, решение должен принимать и нести за него ответственность мужчина. Если женщина, пользуясь своим влиянием на него, начинает манипулировать мужчиной, это называется и является действием духа Иезавели.

Находиться в свободе, значит находиться в глубочайшем подчинении. В подчинении истине. Это есть высочайший уровень жизни. А рабское состояние – это нежелание подчиниться закону. И многие люди не желают жить на свободе. Им легче украсть, выпить и – в тюрьму. Многие из таковых даже неплохие ребята, в душе, но они просто не умеют жить в свободе. В детстве он жил с родителями-алкоголиками, потом в 16 лет сел «по малолетке», затем влился во взрослую банду и так далее. Он просто не видел хорошей жизни. И привести таких людей в нормальное состояние – это очень и очень сложно. Одна молитва может дать то, чтобы привести человека к вере в Иисуса Христа. Но дальнейшее преобразование души и мышления – это продолжительный и глубокий процесс.

Важно сделать первый шаг. Вы знаете, если человек начинает ходить в белой рубашке, он начинает понимать, что надо тогда и мыться по три раза в день, надо и то место, где работаешь, сделать чистым, чтобы не мараться. Точно так же и в нашей жизни. Чтобы мы могли по-настоящему ходить в белых одеждах святости, надо изменить всё вокруг.

Некоторые люди неправильно понимают свободу. Например, мы свободны в том, чтобы сахар есть целыми килограммами? – Вроде и да, но мы понимаем, что в таких количествах сахар будет для нашего организма ядом. Или много соли, или много жирной пищи человек может много есть. Или ходить раздетым зимой. И потом он жалуется: «У меня вот тут болит, вот здесь болит». «А кто тебе виноват? Ты же в свободе жил». Мы не должны быть «абстрактными» людьми. Мы живём на Земле, где есть определённые условия, и надо соблюдать определённые законы. Зимой надо тёпло одеваться. Питаться надо правильно. Ездить надо по Правилам Дорожного Движения. Если мы соблюдаем Правила и машина наша в исправности, мы можем добраться из пункта А пункт Б. И это является нашей свободой. Точно так же мой внутренний человек должен быть в духовной исправности, и тогда я по закону Божьему могу двигаться из одного состояния в другое, более прекрасное. Это есть исполнение моего предназначения и исполнение воли Божьей. И тогда я буду не рабом, а свободным человеком.

Отчасти, все мы находимся в рабстве. Пока мы возрастаем и учимся, мы находимся в подчинении. И не надо обманываться. Написано: «Почитай начальства и власти». Но приходит время, когда мы всё более и более входим в свободу и в наследственный удел. И тогда мы получаем возможность и право определять что-то в нашей жизни. В любой фирме главой является основатель. Он обладает полной свободой, а все остальные ему подчиняются. Но по мере того, как тот или иной сотрудник возрастает в своём опыте и проявляет верность принципам этой организации, хозяин доверяет ему всё больше власти. И он начинает в своём отделе иметь свободу распоряжаться выделенными ему ресурсами и людьми. В Боге точно так же.

Поэтому, пусть сегодня каждый осознает, к чему он призван, и что для осуществления этого призвания ему нужно быть свободным человеком, постепенно освобождаясь от рабства, в котором каждый из нас рождается. Истинно верующий человек никогда не захочет становиться рабом с проколотым ухом, то есть вечным рабом, потому что это состояние исключает спасение. Богу нужны не рабы, а друзья, которые, свободно возрастая, становятся более и более подобными Ему во всём. Аминь.


Рецензии