Рецензия

Набралась смелости и решила написать рецензию на произведение Г.Гессе-"Игра в бисер".

Главное произведение последних тридцати лет жизни Г.Гессе роман «Игра в бисер»,написанный в период с 1930 по 1942 г.,в годы фашизма в Германии. Автор решил показать и раскрыть существующую реальность, которая в те годы отсутствовала, лишь по выражению лиц и печальным глазам можно было «считать» всю переносимую людскую боль и разочарование, рассеявшееся со времени отмены фашизма. В эти годы погибли родственники жены Г. Гессе, и так внезапно оборвалась жизнь его брата Ганса, и все,казалось бы, должно разрушиться не только вокруг, но и в душе самого автора, но это не остановило его перед тем, чтобы создать произведение, носящее таинственное название «Игра в бисер». Действие романа отнесено в далекое будущее - за сотни лет вперед от современности, века мировых войн и катастрофических потрясений, на развалинах этой эпохи и начинает свое возрождение игра в бисер - поначалу она простая и примитивная, со временем усложняющаяся и в финале преобразовавшаяся в сотрясение структур и формул.
Роман состоит из трех совершенно не равных по объему частей: это вводный трактат, в котором,наиболее полно описывается история Касталии, жизнеописание главного героя,произведения самого Иозифа Кнехта и трех опусов.
В данном повествовании,безусловно, является отличительной чертой то, сколько внимания Г.Гессе привлек к описанию самой Касталии. Обязательным условием является отказ от собственности,семьи, аскетизм и пренебрежение к комфорту - это и есть та высокая плата за готовность мира содержать республику ученых. Но, что самое парадоксальное,Касталия и Игра не является главной темой романа. Постепенно завеса тайны спадает, и нашему вниманию предстают вопросы человеческого существования.Например: «Что же такое устремление?» «Действительно, все лишь игра или это скрыто под жизненной необходимостью?» Это безусловный плюс не только для книги являющейся романом, перед нами глубокое философское произведение одного из крупнейших немецких писателей XX столетия, раздумья о цивилизации, развитии мира, не напоминает даже отдаленно агровацию или аффектацию, а действительно вызывает живой интерес и волнение.
Г. Гессе повествует о мире «Игры», что удивительно, в котором нет четкого определения отрицательных личностей. Безусловно, присутствуют сомневающиеся, гордые и надменные персонажи, но это не скрыто под маской слова «плохо» и даже отдаленно не напоминает эскапизм самого автора произведения. Вся книга пропитана уважением и любовью к людям. В начале ознакомление вызывает некоторое безудержное восклицание, прежде всего от осознания, что в Касталийском ордене нет явного понимания любви, а поэтому нет и понимания Бога, экспансированные чувства и эмоции просто скрыты от читателя зачастую под улитарной псевдодействительностью.
За несколько сотни лет лишь один бывший «Магистр музыки» достигает уровня святости, и это поражает всех окружающих. Касталийцы не знают что это за состояние в целом,которое можно поставить в жесткие рамки, при этом, дав сухое определение, и это показывает насколько, к великому сожалению, тонка и идеалистична основа подобного ордена.
Безусловно, намой взгляд, нельзя не выделить то, что не является бесспорным плюсом данного романа- философского рассуждения, то, что повествование не только изложено от 3 лица,но и оформлено как сухое доказательство происходящей в то время неизбежной действительности, оперирующей бесспорными фактами, носящими собой нанизанную последовательную нить. Рассказано о некоем Иозефе Кнехте, взятым когда-то в Касталию скромным учеником, ставшим с годами магистром музыки, а история его гибели окутана тайной, записанной в виде легенды.
Составленное мною убеждение носит положительный характер. В «Игре в бисер» герои живут именно так, будто это последний их день, что не может не радовать, так как человек должен ориентироваться на суровые жизненные реалии, несомненно, связанные с теологическим мышлением о религиозной жизни. Они ищут главное, стараются сосредоточиться на смысле своей судьбы, но этого недостаточно для представления наиболее полной идеалистичной и развернутой картины происходящей целостной ситуации мира, окутанного недвижимыми стереотипами. Немало важно раскрыть глубину проблемы не только«массы» убежденных скептиков, но хотя бы душевную составляющую одного человека.
Автор показывает Кнехта в минуты прозрения, или, как называет эти состояния он сам,«пробуждения». Тревожась о судьбах Касталии, Кнехт говорил, что «этого воздуха и этой земли может не стать, что воздуха нам когда- нибудь не хватит, а земля уйдет у нас из под ног». Сама Касталия продолжает не просто существовать, но и«жить» после смерти главного героя десятки лет. Герман Гессе сказал своё твердое «нет» фашизму, и показал насколько высоко душа может парить над небесами.


Рецензии