Сахалин - Бизнес по-русски

Сколько в моей практике случаев, показывающих истинное лицо нашего бизнеса! Того, который в мире зовут «бизнес по-русски»!

И говорю это не предвзято, так как хорошо знаю и состояние дел в зарубежных бизнесах. Вижу и хорошие, и плохие стороны его. Но наш бизнес уникален. И потому что мы не готовы к нему. И в силу нашего менталитета. И в силу других, в том числе системных, причин. И когда приходится беседовать о нем, критиковать его, привожу нередко примеры из практики. Такие, как этот, случившийся в начале перестройки.



Дело было на Сахалине.

Рабочий день закончился. Я сидел в офисе нашей юридической фирмы, открытой для обслуживания иностранных инвесторов, шедших на богатый лесом, рыбой, нефтью и газом остров.

Вдруг дверь распахнулась, и в кабинет зашел мой друг Николай С.. Пройдя к столу, он молча сел против меня, посидел, потом взял пачку моих сигарет, зажигалку и закурил.

Я отодвинул бумаги, с которыми работал. 

Судя по всему, что-то стряслось. Просто так он не появился  бы. Мы  часто встречались, проводили вместе время, но на работу один к другому не ходили.

Николай затянулся, выпустил дым и вздохнул.

- Привет, Толь... - и помолчав еще спросил вдруг, - Выпить есть? 

Я встал, прошел к шкафу, достал бутылку и стаканы, после чего вернулся к столу.

- Что стряслось? Привет…

Николай отмахнулся…

- А! …

Я плеснул водки в стаканы, пододвинул один к нему.

Он залпом выпил ее, еще сильней затянулся сигаретой и пододвинул стакан ко мне снова, чтобы я налил... Подождав, когда плесну водки, он выпил махом и ее, после чего, скривившись, начал рассказ.   

- Я говорил, что мы купили леспромхоз на севере Сахалина?

- Нет, первый раз слышу, - ответил я.

Он кивнул.

- Купили, чтоб лес покупать не на стороне, а самим иметь. Взяли причал в аренду в Находке, чтоб свозить туда его и экспортировать оттуда. Заключили контракт с японцам.  Все отладили! Отгрузили уже несколько судов! Супер все! Живи - не хочу! - он сделал затяжку. – Ну и вот... Три дня назад получаю факс из Вакканая, что у них в порту готово к выходу в Находку еще судно, забрать очередную партию кругляка. Просили подтвердить, что готова она и что соответствует контракту: полторы тысячи кубов леса длиной 6,5 м….

Я кивнул, что понимаю.

- Ну, набрал Находку я, чтобы проверить все и ответить японцам. У нас там паренек сидит - у штабелей, в порту. Васёк. Родич одного из замов губернатора. Когда открывали портовый склад, тот пристал ко мне как банный лист к заднице «возьми, да возьми мальчика». Умный, мол. Три образования. Университет во Владике*.  Колледж в Англии. Школу «оксфордскую» какую-то закончил. Ну и взял на свою голову…

- Что за школу? – спросил я. 

Николай помолчал, затем пододвинул ко мне стакан и, дождавшись, когда снова налью водки, выпил... его передернуло...

- Ну, открывают у нас школы же всякие, типа курсов менеджмента, маркетинга и всякой всячины. От западных колледжей. Такую какую-то… - он занюхал выпитое кулаком, достал из пачки еще сигарету.

- И что? – мне не терпелось услышать, что стряслось.

- А вот что. Звоню, значит, Ваську этому. Так и так, мол, Васёк, японцы судно высылают. Есть полторы тыщи кубов? «Есть, Николай Иванович». Я ему: «Шесть пятьдесят длиной?». Он  «Нет. Пять шестьдесят». Я и охренел…«Как 5,60? У нас 6,50 по контракту!»  Он: «Нет, 5,60 длина партии этой»…

Он выпучил глаза, показывая свое удивление.

- Ё-моё… Что делать? Ну, крою матом: "Что ж ты молчал до сих пор, что у тебя такой лес там?!". Даю команду проверить длину еще раз и позвонить…

Он опять замер, затем покачал головой.

- Представляешь?! Эта ж длина японцам не нужна! Срыв поставки! Штрафы! - Николай вздохнул в сердцах. – Плесни еще, Толь! Не могу - горит все внутри!

Я налил еще ему.

- Звонит он через какое-то время… «Николай Иванович! Весь лес 5 м 60 см.». Застрелись ситуация, короче?! Что делать?! Набираю Вакканай я, мычу японцам, что накладка, мол. Извиняюсь. Прошу забрать в этот раз такой размер бревен…

- А они? – перебил его я.

- Они? Николай-сан, говорят, такой нам не нужен... Короче, говорили-говорили… Сговорились, что поищут покупателя на этот лес... Но цены будут как за лес второго сорта… И что санкции предъявят… Потому что выбиваем их из технологического цикла… Срываем поставки - уже ими - их продукции. Им же кругляк сушить, потом перерабатывать надо, брус, доску изготовлять. Там целый цикл! Рынок... Отлажено все... Чуть что – сбой! Это у нас "бизнес по-русски"… 

Ситуации была - не позавидуешь Николаю…

- Да, Коль... Найти покупателя – времени требует! Да и гарантий, что найдут, нет! - подытожил я, полагая, что история закончилась этим. – Обидно…

- Обидно?! – перебил он. - Нашли покупателя они. Переделали контракт мы. Судно вышло из Вакканая. А когда пришло в Находку, - он покачивал головой и вдруг рассмеялся, – оказалось, вся партия леса,  как и должна была быть, там 6 м. 50 см…

Я, запутавшись уже в цифрах, поднял руку.

- Стоп! Как? Ты ж сказал, что весь лес был 5 м. 60 см.?

Николая прорвало.

- А он и был там весь 6,50! Просто Ваську-трубачку… му-му этому… задницу лень было оторвать от стула, пойти и замерить бревна! Я: «Слушай, откуда ты взял этот размер?!». Он: «У меня в компьютере такой!». Я: «Так русским же языком поручил проверить длину?!». Он: «Дождь был, Николай Иванович. Выглянул – промокну. А в компьютере – этот размер». Представляешь, Толь?! 

Он в сердцах придвинул ко мне свой стакан, и я плеснул в него еще водки.

- Три образования! Японский городовой! – продолжил он с возмущением. - А не может элементарного! У них в компьютере все! Вся жизнь там! Заставь «два» и «два» сложить – полезет туда, чтобы узнать, что - «четыре»! Возьми метр, замерь бревно, придурок! Посмотри,  такие ли и остальные! И отдыхай! Нет…  Недодумался… - Николай заскрежетал зубами даже от злости. - Сам ошибся, впечатал в компьютер «6» и «5» вместо «5» и «6»… А проверить – лень! Дождь у него! Дождь у них всех, едрена вошь! По хрену им, сынкам этим все! Не уволят же! Из-за дождя… «В компьютере у меня»… «В компьютере у меня»… - передразнил он своего паренька.   

Я улыбнулся.

- Это как в анекдоте про Брежнева… «Уважаемая госпожа Тэтчер» читает тот с бумажки на встрече с Ганди. Ему помощник: «Леонид Ильич, это Ганди!», тот «И я вижу, что Ганди, а написано Тэтчер!». Вот и Васек твой… В компьютере 5,60…  Как  против компьютера?! – перешел на смех я.

Николай выпил то, что было налито, бросил тяжелый взгляд на опорожненную больше чем наполовину бутылку и, помолчав, помотал головой.

- Я что понял, Толь. Мы росли в той системе – советской. Там спрос был. Каждый день отбор. Повсюду! Всех! Чуть подставился - граната! Сколько ребят отсеялось, карабкаясь на управленческие «горы» эти! Кто из-за пьянки погорел… Кто из-за баб… Кто из-за того, что умом не вышел... А сейчас нет этого! Прыг-прыг-прыг по вузам - за папины деньги! Шлеп-шлеп-шлеп – насобирал дипломов! А работать не может! Учить еще надо! Как по Райкину – «забудьте то, что учили в институте! Но «оно» губки раскатывает - не хочет учиться после вуза! Гарвард, Сорбонна, Кембридж! Подавай супер-пупер после этого "ему"! Причем, в инофирмах! С зарплатой западной! Суперу… А я его супер-интендантом на овощную базу бы не поставил! Потому и это – целое дело!   

Он бросил глаза бутылку и махнул рукой.

- Давай последнюю! И забудем! Не пью ж! А тут пью - не пьянею! Надо идти! Людка дома прибьет…

Люда была его женой. У них была хорошая семья. Трое сыновей. И я любил бывать у них в гостях, когда выдавалась возможность. 

Я налил ему водки и засмеялся.

– Не расстраивайся! Сколько потерял хоть?

Он выпил, скривился, вытерся кулаком, занюхал им же и кивнул.

- Много…

- То есть? - поинтересовался я.

Он засмеялся, уже расслабленный, и засмеялся. 

- Выживу! Не дождетесь! – и вдруг замер, вернувшись мыслями к тому, что рассказывал. -  Знаешь, это урок мне… Не пацан виноват, а я! Я должен был разжевать ему, как делать все! Что надо метр взять! Что надо на улицу выйти, дождь - не дождь! Что надо замерить бревна! Это ж надо додуматься до всего этого! С тремя дипломами-то! И я должен помнить был об этом. А я положился на него…

Он горько усмехнулся. 

- Как на шоссе! Мало того, что самому надо ехать правильно! Надо и о дураках помнить! О встречных, обгоняющих… Учитывать и их фокусы… 

Он тяжело поднялся, бросив взгляд на почти допитую бутылку, потом улыбнулся и протянул мне руку.

- Бывай!

Я подал ему руку.

- Бывай! Не переживай... Все обойдется...


Рассказывая сейчас эту историю, я заключаю ее одним и тем же. Что в западном бизнесе человек – дождь или не дождь – пойдет и замерит злополучные бревна. Потому что выдрессирован так. Столетиями. Потому что в противном случае потеряет работу. А найти новую будет нелегко …


* Владик - Владивосток   


Рецензии
Интересный рассказ Анатолий, да все Ваши рассказы заслуживают внимания,
безусловно.

Описанная ситуация в рассказе, происходит тогда, когда люди не в деле.
Ходят на работу, отрабатывают свою зарплату, просиживают, выполняют день в
день определенные функции, но они не в деле. Такое происходит когда сотрудники
не являются частью поставленной перед всеми цели . Расслабляются, перестают думать, начинают с безответственностью относится к своим служебным обязанностям.
Очень важно понять и увидеть и вовремя успеть еще что то сделать с таким человеком, чтобы его заново зажечь, иначе он станет совершенно бесполезен.

Мне так понятна эмоция и вся структура бизнес процесса, Вам удается описывать эту
картинку просто идеально, передаете в простом диалоге, всю сложность ситуации.

Если это срез памяти, а не придуманная история, да какие там надуманность,так придумать просто невозможно, тогда Вам огромное Браво Анатолий.

Спасибо за рассказ.

С уважением Евгений

Евгений Косенко   12.06.2016 14:52     Заявить о нарушении
Евгений,мои извинения - только увидел! Спасибо!

Занимаюсь как раз ЭТИМ бизнесом по-русски. Огромный проект выстраиваю. Живу в самолетах. Давно уже все со всеми согласовано, а... пока не видно конца...

Анатолий Косенко   13.12.2017 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.