Когда не было войны 10 - Караул!!!

                Это мои армейские воспоминания одного из периодов в нашей стране, КОГДА РЕАЛЬНО НЕ БЫЛО ВОЙНЫ. Венгерские события уже прошли в 1956 г., а Чешские ещё только будут в 1968 г.

              Кстати, моя дивизия, в которой я так мирно прослужил три года,  была участником и тех прошедших и этих будущих событий по причине близости расположения к этим двум границам. Я же, действительно, совершенно мирно прослужил в этой опасной точке, без всяких поездок в соседние страны.
              В основу этого мемуарного повествования положены письма, присланные мне в армию моей первой женой Ириной, за период службы с 1963 г. по 1966 г.


10 глава.   КАРАУЛ!!!

          Моя работа по дооформлению Ленинской комнаты продолжалась довольно долго, практически я всё начал делал по своему, причём, в современном по тому времени духе. Мой великовозрастный предшественник ,при всём моём уважении к нему за открытый им секрет, был явно человек со взглядами совершенно не прогрессивными, и скорее всего получил образование живописно художественное. а не оформительское. Я же получил хотя и школьные, но, тем не менее, совершенно правильные понятия именно в оформительском плане, а это совсем иное направление в искусстве. Насколько помню, все материалы я расположил на отдельных стендах, развешенных по всему периметру комнаты, и все стенды были выполнены в одном стиле с преобладанием красного цвета, получилась подобие красной полосы опоясывающей всю комнату. Никакого тайного умысла на кровавость режима у меня в то время ещё не было. Я, как и все Хрущёвцы того времени, верил, что всему виной маньяк Сталин и, конечно, Берия, его верный исполнитель репрессий. Истинные Ленинцы, не будь они уничтожены этими маньяками, конечно, привели бы нас к светлому будущему - КОММУНИЗМУ. Следовательно, достаточно возродить этих истинных Ленинцев, и светлое будущее наступит ещё при нашей жизни, лет через двадцать, а может и раньше, если постараться.


   Фрагменты из писем Иры (с 13-го по 15-е письмо).

       Здравствуй, мой любимый. Я опять пишу на истории искусств. Так что, наверное, будет половину непонятно. Ну, ничего, ты поймёшь. Только что прочитала твоё письмо. Ты настаиваешь, чтобы я писала без марок. Это не от меня зависит, так как в нашей почте напротив института нет писем без марок, а в другие мне ходить некогда. А те несколько – без марок – мне дала твоя мама, когда я была у вас.

       Да, вчера я тоже была у тебя дома, относила вещи для посылки. Познакомилась с твоей тётей.

       ((Наверное, это приехала тётя Маня из Еревана, мамина сестра. Моя мама Вера Осиповна - армянка по национальности, так что я на половину армянин не знающий ни одного слова по-армянски. История знакомства мамы с папой хотя и романтичная, в смысле интересная, но довольно длинная. Если в двух словах, то они познакомились в дороге, а вернее на пароходе, если ещё точней - у кассы на этот пароход, совсем в другом городе, где-то на Волге. Папа помог ей с покупкой билета, а она обещала к нему приехать жить, если уладит свои семейные дела. Она сдержала своё слово и однажды приехала, дома была бабушка, но отец её предупредил, что однажды может приехать девушка, которая будет с ними жить. Когда он пришёл с работы, то с этого момента  они и стали жить вместе и прожили всю жизнь, пока не стало мамы.

        Так вот, родственники мамы иногда приезжали к нам в гости, а так как раньше приезд в Москву приравнивался к поездке за рубеж, то они большинство времени посвящали покупкам в магазинах. Именно приезжие из других городов покупали вещи и всё другое, стоя в огромных очередях. Москвичи, как правило, все работали, учились, и, следовательно, не могли стоять в этих очередях, и для них был только один выход из этого положения -  БЛАТ. Поэтому все везде имели БЛАТ, кто-то больший, кто-то меньший, но только через БЛАТ можно было что-то приобрести.)).

       Она купила 4 чудных кофты, шерстяных, крупной вязки и мелкой. Такие красивые, чудо! Вот, а мне вчера купили зимние ботинки. Они на нейлоновой подошве, серовато-бежевые, с зеленоватым оттенком. И знаешь, какие сейчас модные? Помнишь коричневые туфли, которые тебе нравились, с дырочками, вокруг которых тёмные расплывчатые круги? Так вот эти тоже с тёмными разводами. А внутри их белый мех. Очень красивые! За ними сейчас гоняется вся Москва, а мы достали совсем свободно, так как приехали в ЦУМ к открытию. Зато я опоздала в институт. Вот! А папа мой – молодец, все-таки заплатить 45 руб. за мои ботинки, когда у самого нет пальто хорошего.

       А Нанка, вчера, когда увидела их, устроила скандал. Да такой, что мы с мамой плакали, а у папы было плохо с сердцем. Она заявила, что все девчонки у них в школе носят очень хорошие туфли, а вот Иринке покупают, а ей – нет. В общем, почти никто не спал всю ночь.

       Да, ты всё время пишешь о фотографии. Так вот. Женьке некогда, а идти в фотоателье я хочу, лишь сделав укладку. Но для этого надо очень много времени, а у меня его нет. А потом я хочу, чтобы ты написал, в каком платье или костюме мне фотографироваться.

       Теперь. Ты пишешь о цветах. Цветы мне очень понравились, очень. Я уже писала тебе об этом, но оно видимо, лежит в Хусте. Ведь белая хризантема – мой любимый цветок.

       Да, а ты знаешь, что Леонардо да Винчи первый придумал танк? Не знаю, что там у вас говорится на занятиях, но об этом нам заявил лектор по истории искусств.
       Да, тебе привет от Екатерины Петровны

        ((Екатерина Петровна или просто Катя - наша учительница по английскому. Впоследствии она стала женой нашего школьного друга Вити Борисюка, и это обстоятельство сильно осложнило отношения между частью наших друзей. Дело в том, что моя сестра Наташа на тот момент заканчивала одиннадцатый класс, и родители решили, что для поступления в институт ей желательно подтянуть английский. Вот они и договорились с моей учительницей о репетиторстве)).

       Наташка твоя  говорит, что довольна её уроками. Это хорошо.
       Уже начинается математика, а я хочу дописать, так как я уже две лекции не записывала. А мы проходим детерминанты, и я боюсь засыпаться.   
       Ну ладно. Он уже начал…
       Целую. Твоя Ирина.

       Здравствуй, дорогой Эдька! Поздравляю тебя с праздником! Учти, это письмо будет небольшим и чисто поздравительным.

       Эдинька! Я очень, очень рада за тебя. Если бы ты видел, как у твоего хлюпика задрался нос от гордости. Да и ребята наши довольны за тебя и шлют приветы. (Это Вовка, две Тани и Алка Чернета). Да, а ещё я тут встретила в метро Юльку Глазкову.

        ((Юля Глазкова – девочка, которой я симпатизировал до знакомства с Ирой. Может быть Юля даже и есть самая первая моя любовь, но, к сожалению, любовь эта была совершенно безответная. Как я, кажется, уже упоминал, Ирина пришла учиться в нашу школу не с девятого класса, как мы все, а с десятого. Следовательно, один год, очень важный год, когда мы все перезнакомились, когда мы организовали наш театр, когда мы допоздна сидели в школе и ходили домой только поспать, в это время Иры с нами не было.

         Зато с нами была Юля, она хорошо играла на фортепьяно, и все наши спектакли музыкально оформлены были ею. Кстати, Юля не была из нашего класса, она даже не была из художественных классов, она по профилированию была машинисткой стенографисткой. Фортепьяно и машинопись не плохо согласовываются, вот Юля и преуспевала на том и другом поприще. Я же постепенно влюбился в Юлю, но признаться ей в этом я не мог. Однажды, уже в конце первого учебного года я набрался храбрости и рассказал ей о своих чувствах. Ответ Юли был безапелляционный, категоричный, и я бы сказал по-взрослому успокаивающий, и это при том, что Юля была самая маленькая по росту из всех девочек нашей школы. Смысл был приблизительно такой - не отчаивайся, какие твои годы, тебе ещё встретится такая, которая тебя полюбит. Вот тогда я и пережил впервые это щемящее чувство потери, именно потери, а не утраты. Как выяснилось впоследствии - потеря гораздо предпочтительней утраты.))

         Она поступила, довольна, и рассказала мне про Лильку Пронину. Ты, наверное, знаешь, что Лилька видела себя в списках поступивших, потом эти списки сняли.  Так вот, всё уладилось. Лилька уже учится. И оказывается, что в их институте работают Сашка (пы а Льва сын) и Лешка Зелёный, работают художниками. Здорово, да?

      ((Лиля Пронина, в отличие от Юли - девочка уже из нашего класса. Лиля очень красивая, к сожалению, с тяжелой судьбой человека, который страшно переживал неминуемые возрастные изменения. Но пока всё прекрасно, даже улажена неприятность со списками в институте. Лёшка Зелёный в школе намекал, что он как бы внук Рины Зелёной, но я думаю, что это его байка для нас. Байка по многим причинам, и самое первое несоответствие в этой байке -  это как раз фамилия. Поляков Сашка помимо нашей компании дружил в школе с Лёшей. И вот они даже устроились вместе на работу художниками в институт, но по дальнейшей жизни Саша оказался самым большим моим другом, причём до сих пор.))
 
       Так вот, мой родной комсорг и редактор, я (как говорят все наши ребята в группе) «в тоске». Ты, наверное, теперь зазнаешься и забудешь свою «молекулу». И писать будешь реже. Вот и сегодня я так ждала письма, а его не было.

       Дорогой мой, любимый! Как мне трудно без тебя. Ты знаешь, я сегодня пошла в зимнем пальто. И мне так стало грустно, что 3 года никто не будет греть свой нос  под воротником. Никто не поднимет мне воротник, никто не поцелует мой замёрзший носик. Господи, сколько ещё ждать! Ты знаешь, мне кажется, что теперешняя моя жизнь – не настоящая, что только когда ты будешь со мной, я действительно буду жить. Знаешь, мне просто жалко носить новые зимние ботинки. Зачем? Для кого? Ведь тебя нет! Мне хочется всё хорошее, красивое сохранить для тебя…….. 
    
         Теперь я жду телефонного звонка каждый вечер, я придумываю, что я тебе скажу. И всё мне кажется, что я упускаю самое главное. И так повторяется каждый вечер.

       А сейчас я пишу на истории искусств. Я совсем больная (но ты не пугайся), у меня вспухли железы от физкультуры. Мы вчера при -4 градусов занимались на улице. Вот. Так что я не могу повернуть голову. Ну, ничего, до нашей свадьбы заживёт! Правда?

       Так вот, Эдька! Ты говоришь об эскизах. Мне было некогда ничего нарисовать и даже подумать, но я сейчас попробую.
       Знаешь, мне кажется, ты должен вспомнить работу Тер-Григоряна «Манолис Глезос».
       По-моему, что-то в этом роде было бы неплохо. Тем более, что у тебя теперь есть темпера.
       Ну вот, на большее у меня фантазии не хватило. Да и сегодня уже 2-е. Боюсь, что моё поздравление запоздает.
       Эдинька! Я кончаю, темно совсем, и у меня очень болят глаза……..

       Твоя невеста, твой хлюпик, твоя молекула, твоя Ирина.

       Эдька! Это продолжение, так как я всё равно уже не понимаю. Я собираюсь взять сегодня у Прилепского тетрадь и переписать

        ((Володька также из нашего класса. В последствии, уже учась с Ирой в архитектурном институте, он очень удивил нас. Вдруг он стал ПрилеНским, что конечно лучше ПрилеПского, каким он был в школе. Наверное он поменял паспорт и заменил букву П на букву Н. Хотя я и далёк от предрассудков, но замена этих букв не прошла для него бесследно. Вовка совершил головокружительную карьеру и чуть ли не стал самым молодым главным архитектором Москвы, но очень несправедливая судьба не позволила этому случиться. Именно его ранний уход из жизни,  явился очень печальной для всех нас утратой.))

    А пока делать нечего и я решила ещё пописать. Вчера было комсомольское собрание с 3-х до 6-ти. Но мы: Марина, Таня, Найденов, Звездкин и я – удрали в 5. Сейчас я хочу рассказать о Женьке Звездкине. Он прославился тем, что уполз с технологии строительного производства. У нас на этих лекциях «интимный полусвет», а ему надоело, он потихоньку опустился на четвереньки и пополз между рядами по проходам. Никого нет, а дверь сама открылась и закрылась. А дальше, он сам рассказывал, так мы все просто умирали от смеха. Он выползает из зала и видит, что на него смотрит проректор. Смотрит такими удивленными и испуганными глазами. Женька закрыл дверь, встал, отряхнулся, поправил очки и с достоинством прошел мимо него. После этой вещи он стал знаменитостью нашей группы, и мы выбрали его в бюру (бюро, но мне просто лень зачеркивать «у»).

       У меня дела ничего. Вчера писала контрольную по начерталке. Эту контрольную мы изучили до каждого штриха, так как до нас ее писали 3 группы.
 
       Ну вот. А позавчера у нас должна была быть физкультура, но из девчонок я была одна и два парня: Звездкин и Найденов. Так мы должны были ехать в Сокольники, но куда точно, мы не знали. Шел дождь, и вообще, бегать, конечно, не очень хотелось. И я предложила им такую аферу: поехать не в Сокольники, а на стадион. На стадионе, конечно, никого не было, и мы отправились в кино на фильм «Улица Ньютона, дом 1». Фильм так себе. Ничего. Но знаешь, что я обнаружила? Что мы видели, как снимался один кадр этого фильма. Помнишь, как-то на верхней площадке «России» два парня как бы ругались. Один маленький, в кожаной куртке, похожий на Белова, а другой высокий, черный. Помнишь, этот черный останавливает того, а тот ему что-то зло говорит, отстраняет его и снова идет? Так вот, этот эпизод из этого фильма. А еще там очень симпатичная девочка в главной роли. Содержание писать не буду, так как сам, наверное, посмотришь.
 
       Ну что еще тебе написать? У нас очень холодно. Лужи уже все со льдом, и идёт мелкая белая крупа. Я уже хотела одевать зимнее, да решила доходить эту неделю в том.
       Вот. Ну, сейчас совсем не знаю чего писать. Хочешь стихи?
       Я не буду много, только чуточку. Цветаеву.

       Вот опять окно
       Где опять не спят.
       Может пьют вино.
       Может так сидят,
       Или просто рук
       Не разнимут двое.
       В каждом доме, друг
       Есть окно такое.
       Не от свеч, от ламп,
       Темнота зажглась
       От бессонных глаз
       Крик разлук и встреч,
       Ты, окно в ночи.
       Может сотни свеч
       Может три свечи.
       Нет и нет уму моему покоя,
       И в моём дому завелось такое.
       Помолись дружок за бессонный дом,
       За окно с огнём.

       А вот это уже не Цветаева, но, по-моему, чудное стихотворение. Я не помню его точно, но что помню, напишу.

       Однажды ночью в армянской сакле
       Приснилась мне жена.
       Капли падали, потом иссякли,
       Потом была тишина.
       И вёрсты, долгие вёрсты разлуки,
       Ручными легли у ног.
       И я с уваженьем потрогал руки,
       Которыми столько мог.
       И ты мне припомнилась жилкой каждой,
       Каждым бликом в глазах,
 Такою, какою случилась однажды,
       Четыре года назад.
       И тут я подумал, что много напутал,
       И всё-таки так прожил,
       Что ночи припомнишь, и ночи как будто
       Во веки веков хороши.
       А счастье шумит на пыльных дорогах,
       Хохочет в толпе ребят,
       Такое глазастое, такое строгое,
       Похожее на тебя.
       Так ночью, однажды, в армянской сакле
       Приснилась мне жена.
       Капли падали, потом иссякли,
       Потом была тишина.

       Тьфу, черт! Начала писать на разорванном листе. Вот дура-то. Ну ладно. Поэзии с тебя хватит, теперь расскажу анекдот, который произошел с дядей Серёжей. (Друг Ирининого папы преподаватель из Строгановки) В Строгановке туалеты расположены через этаж, то есть, этаж – женский, этаж – мужской. Так вот около входов в мужской всегда стояли деревянные решётки с цветами, а в этом году их поставили у женских. Так вот, он спешит на занятие, и решил зайти. Увидел решётку - и туда. Только закрыл дверь кабинки, и вдруг - женские голоса. С ним чуть плохо не сделалось. Он еле дождался, пока они ушли, и тихонько приоткрыл дверь. Увидев, что никого нет, он коршуном вылетел в коридор. С разбегу влетел на следующий этаж, увидел «М» и распахнул дверь. Представь его ужас, когда он увидел у окна тонкую фигурку в розовом свитере и берете. Он захлопнул дверь и бегом. Он подумал, что, видимо, только хотел подняться на этаж выше, а сам находится на том же, где и был. Бегом он взобрался на следующий этаж, но там было «Ж». Он прошёлся по коридору, сомнения не было, это был 4-й этаж, на котором был женский туалет. Первой его мыслью было: «От этой диссертации я, видимо, сошёл с ума!» Он спустился на этаж ниже, о занятиях он уже забыл. Осторожно приоткрыл дверь. Ему навстречу шёл тоненький парнишка в розовом свитере и в берете. Дядя Серёжа со злостью плюнул и пошёл на занятия.

       Сейчас рядом Танька Муравлёва сидит и выдумывает различные вариации на тему: «Однажды ночью в армянской сакле…» А я хочу есть. Ужас как. Да, хочешь, я нарисую тебе, как папа хочет сделать мебель на нашей маленькой комнатке.

       То есть он хочет во всю ту стенку, где стоит наша с Нанкой софа, сделать длинный стол. Над ним – полка во всю длину стола. А над ним на кронштейне передвигаются два светильника, которые могут двигаться вдоль стола и опускаться или подниматься на нужную высоту.
       1 – один шкаф, 2 – наша софа, 3 – второй шкаф, у окна – торшер.       Целую. Твоя Ирина.

        ((К сожалению, приводя фрагменты из Ирининых писем, приходится опускать те замечательные рисунки (вставки), которыми буквально испещрены все её тексты, на фотографии в начале главы пример малой толики этих рисунков.))

           Вся работа по оформлению Ленкомнаты совершенно не исключала моего хождения в караул, как и для всех остальных солдат нашей дивизии («через день на ремень»). Ещё раз напоминаю - дивизия кадрированная, материальная часть - полностью, а солдат в десять раз меньше положенного. Пушек, снарядов, складов, машин и всего-всего в десять раз больше на каждого, вот и делайте вывод сами. Вот мне, как и всем, пришлось чередовать – оформление Ленкомнаты с караулами по охране складов или автопарка. Иногда это разбавлялось нарядами на кухню или сутки дневальным. Пока скажу только одно, обычно в других частях наряд на кухню - это что-то в виде наказания за провинность. Помните, в фильмах про военных коронную фразу командиров - «солдат получите два наряда в не очереди», так вот у нас наряд на кухню был хуже, чем дежурство дневальным, но лучше чем в обычный караул на охрану складов или автопарка.  Сразу злопыхателей предупреждаю, наша система караула в сто раз хуже, чем менять скаты у «КАТЮШ». Те, кто писали Устав, в буквальном смысле садисты и человеконенавистники одновременно.

          Только маниакальным натурам могло прийти в голову создать караульное расписание в том виде как оно записано в Уставе вооруженных сил бывшего Советского Союза. Я, конечно, не знаю, как сейчас, в ещё более славной Российской армии, но подозреваю, что всё так и осталось, если не стало ещё хуже. Скажите мне, какую больную голову надо иметь, чтобы предложить следующий порядок охраны объектов: по Уставу было положено следующее расписание.

          Сутки делятся на четыре части по шесть часов, допустим, ладно, можно и так поделить. Далее, каждые шесть часов делятся на три части по два часа, чисто арифметически, и это вполне приемлемо в смысле арифметики для первого класса. Удивительно, но эти умники, как ни странно, всё правильно поделили без ненужных остатков тут к ним трудно придраться.

           Осталось самое главное, как всё это применить на практике. Оказывается, в их понимании во всё это очень просто вставляется винтик в виде Советского солдата, и механизм начинает безотказно работать. Вам предлагается, а вернее предписывается провести эти сутки в необычном, очень оригинальном режиме.

           Например, вам предлагают, а вернее предписывают, а попросту приказывают, сначала два часа поработать, то есть постоять в карауле, смениться с поста, и два часа отдохнуть, бодрствуя в караульном помещении, просто сидеть и тупо бодрствовать. Потом, через два часа бодрствования разбудить очередную смену идущих на пост, а самим лечь на их место на нарах. Причём, без матрацев, прямо на доски, вповалку, на нары, и, конечно, замечательно выспаться аж целых два часа, отведённых вам по Уставу. И вся эта карусель за сутки несения караула повторяется четыре раза. Такой экстремальный аттракцион хорош для любителей экстрима, да и то не «через день на ремень».
 
           Теперь посчитайте время и вы поймёте, что, составляя этот гениальный график, пеклись, оказывается, только о вас, в первую очередь о вас. В результате вам предоставлено ровно 8-часов работы согласно КЗОТА, 8-часов отдыха и даже 8-часов сна. Замечательного полноценного сна, как положено по всем медицинским учениям наших Советских профессоров. Естественно, после такого, практически санаторного отдыха, вам положено как следует потрудиться на следующий день, что, кстати, и было всегда, мне ещё практически в начале повезло, я оформлял Ленкомнату, а кому-то и ямы копать пришлось.

           Уточняю, вы наверняка не совсем меня поняли? Смена караулов происходит по утрам, так вот, вернувшись  из караула, вы не ложитесь спать, а целый день работаете, и спать ложитесь после общего отбоя в 22-00. И даже если  это утро случайно выпало на воскресенье, то вы, конечно, не работаете, но всё равно не можете лечь и выспаться раньше, чем общий отбой в 22-00. Более того если ваш караул выпал на воскресенье, то оно для вас просто пропало и единственное успокоение для вас, что на следующей неделе в воскресенье вас не направят в КАРАУЛ!!!

           Безусловно, «армия - это не сахар», и я вполне согласен, иногда надо научиться преодолевать трудности. Если бы дивизия была полной, а не кадрированной как наша, то хождения в караул были бы не столь частые. В месяц раз вполне можно пережить такую напасть, но «через день на ремень» - это слишком круто, а главное во всей этой истории отсутствует тот замечательный фактор, который я отметил во время переобувания КАТЮШ в армии, и ЗАМЕНЕ РЕССОР уже на гражданке. В этих экстремальных случаях была возможность, за счёт приобретённого навыка, выполнять тяжёлую работу впоследствии даже легко. Конечно, исходя из ситуации отсутствия солдат, можно было изменить график отдыха, ну хотя бы на четыре часа сна без перерыва, но в том то и беда, что есть «железобетонный» Устав, положено и всё, хоть тресни, но выполняй. На мой взгляд, глупо, в случае с караулом тебя ставят в такое положение, что невозможно приобрести навык спать по два часа в течение суток и выспаться. Конечно, и здесь приходилось изловчаться, и об этом я ещё расскажу попозже.
         
  P.S.   Хочу добавить в бочку дёгтя ложку мёда.  Мне трудно объяснить почему, но я заметил по прожитой жизни, что мне почти всегда всего хватает, мне никогда ни холодно, ни голодно, ни жарко или, например, не бывает, что так пить хочется, что сейчас упаду и не встану.
            Может из-за этого дурацкого караульного расписания?

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Когда не было войны 11 - Новобранцы.
http://www.proza.ru/2010/10/29/783


Рецензии
Да, Караул - это просто караул!!! Честно, не знал о делении суток в карауле. Каким человеконенавистником надо быть, чтобы составить такое "идеальное" расписание!

Михаил Бортников   31.08.2016 09:29     Заявить о нарушении
Ответ МИХАИЛУ.

Спасибо за прочтение. Я не очень умею обрамлять свои воспоминания ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬЮ, но вот отображая факты того, что сам испытал, продолжаю удивляться, зачем был нужен столь зверский график УСТАВА.
Такое впечатление, что те, кто писал УСТАВ, хотели специально создавать чрезвычайные ситуации на опасных военных объектах. Ведь если взять меня, то половина моих караулов - это охрана складов с боеприпасами. Создавая такие условия солдату можно ждать любых нарушений. И склады взрываются довольно часто.
В моём случае всё это было ещё более гипертрофировано, жизненной необходимостью посылать нас, солдат, в караул буквально через день «НА РЕМЕНЬ», ремень - это от «калаша», с двумя рожками по тридцать патронов.
Нарушить УСТАВ и изменить график при всём желании не может даже генерал, командир дивизии.
Вот такие извращения, и непонятно зачем.

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   03.09.2016 23:22   Заявить о нарушении