Сибирь

Честно говоря, мне очень хотелось на Украину. Благо повод был, а Киев в начале осени, когда желтые каштаны в сияющей лазури разъясняют суть жовто-блакитного стяга, а длинноногие киевлянки, спеша насладиться последним теплом смущают целомудрие командировочных нескромными «мини», Киев в эти дни просто прекрасен. Он завораживает и в мартовскую слякоть, но в начале осени он сказочно великолепен, неповторим, неподражаем (можно продолжать долго, грешен, не видел его весной и летом).
Но человек предполагает, а у начальства может быть своё мнение на этот счёт. Идея командировки в прямо противоположном направлении долго витала в воздухе, но полностью сформировалась и озвучилась вечером в понедельник, а уже в среду, в компании пары коллег-киевлян я вылетел из слякотной Москвы на восток, за три тыщи вёрст от столицы.
Я не был здесь более полугода. Соскучившаяся Сибирь встречала солнышком и двадцатиградусным теплом, жёлтые лиственницы на фоне безоблачного неба старались доказать, что Малороссия не единственное красивое место на Земле, и даже скрипучая, чуть живая «Волга», присланная за нами с Завода не могла испортить настроения. Занятно, когда я летал сюда с Американцами, Швейцарцем или Британцем нас встречала «Тойота», теперь сочли что и «Волги» хватит за глаза (так мне и надо, не флиртуй с секретаршами Гендиректора заказчика, хорошо не один прилетел, добирался бы самостоятельно, впрочем, замнём для ясности…)
Уже в гостинице, расписываясь за правила противопожарной безопасности я понял разницу между иностранцем и россиянином. Гражданам Украины, например, не возбраняется курить в номере, разводить открытый огонь и пользоваться электронагревательными приборами – то бишь можно делать всё, от чего я зарёкся, подписав соответствующую бумагу.  Второй удар по национальному самосознанию нанесли секьюрити Завода – киевляне получили пропуска на весь срок командировки, а мне дали разовый, который каждый день надо открывать заново в бюро пропусков. Ядовитые насмешки коллег я парировал ссылкой на сибирское гостеприимство, что их (коллег) принимают тут как гостей, а меня встречают на равных, как своего, и потому не церемонятся.
Но это всё мелочи. Впервые за двадцать лет я был здесь свободен (этих иностранцев эскортировать необязательно, благо русский не забыли), впервые за эти годы оставался на выходные – и значит приехал не зря.
 Занятно, что сибиряки на вопрос, что здесь стоит посмотреть в свободное время, словно сговорившись, хором предлагают оперный театр. Но я уже был там! (Двадцать лет назад, балет «Пер Гюнт», поход классом, из всего действия наиболее запомнилось декольте блондинки в партере, подробности которого пятнадцатилетние оболтусы тщетно пытались рассмотреть с балкона при помощи единственного театрального бинокля). А что ещё? Пауза. Долгая пауза.
- Ну краеведческий музей есть, ещё картинная галерея… Да вроде и всё.
Не густо. Но на пару дней должно хватить, плюс мои личные персональные достопримечательности, Академ, Универ и ФМШуга – какофония для непосвящённых и музыка для сопричастных. Их оставим на воскресенье. Так гурман приберегает от бесталанных любителей покрытую плесенью, пылью и паутиной бутылку для особого случая, когда никто не помешает насладиться гармонией вкуса и аромата… Это моё. А в субботу – сначала поработаем, а там можно и в музей, и в галерею…
Коллеги конечно проклинали меня в душе, но “Ordnung muess sein”, и я заставил их идти на завод, и возиться с бракованными деталями, и делая серьёзный и неприступный вид пытался убедить самого себя, что поступаю правильно, и ради этого мы здесь торчим и тратим собственное время и казённые средства… Но после обеда я сдался. Пусть будь что будет, но выходные – не моё изобретение, да и когда я вырвусь в музеи, если не сейчас?
От отеля до центра две остановки на метро. Вагоны заляпаны рекламой, порою весьма занятной: If you read this text you have pre-intermediate English level. We have special rapid improvement course for you! Класс! Непременно посоветую американцу взять уроки – полагаю, он тоже сумеет прочитать этот текст…
Каменный Владимир Ильич стоит на прежнем месте перед театром – по мнению местных жителей, в недалёком будущем постамент может быть с успехом использован для другого Владимира с фамилией из пяти букв, и это основная причина бережного отношения к истории. Занятно, для кого зарезервированы улицы Свердлова, Маркса и проч?
Краеведческий музей минутах в десяти от метро. Всего за сорок рублей предоставляется возможность экскурса в прошлое, от времён неолита до Великой Отечественной… Узнал, что когда-то местные племена пытались исповедовать буддизм, но скоро выяснили, что при наличии сибирских комаров заповедь «не убий никого живого» как минимум нуждается в исключениях. Порадовал плуг двадцатых годов, в конструкции которого неизвестный инженер использовал снаряд ста двадцати двух миллиметровой гаубицы и пару ручных гранат. «Перекуём мечи на орало» - лучшей иллюстрации не придумаешь.
Картинная галерея тоже весьма недурна, есть и передвижники, и Репин, и целый зал Рериха (впрочем на любителя). В зале русской живописи восемнадцатого века миниатюрный портрет Платоши Зубова подобострастно косится на матушку-благодетельницу Екатерину работы Левицкого, а чуть в стороне Елизавета Петровна презрительно кривит губы на недостойную парочку… Интересно, кто-то размещал их сознательно, или сама судьба распорядилась?
В Академ, как и собирался, я отправился в воскресенье. Когда-то, двадцать с лишним лет назад я ехал сюда впервые. Настроение тогда было минорное, пасмурная сибирская хмарь по прибытии, на контрасте с недавним ярким среднеазиатским солнышком действовала угнетающе. Первый шаг из детства в самостоятельную жизнь – он тревожен для каждого. «Остерегайтесь укусов клещей» - огромный плакат – первое, что бросилось в глаза, когда мы вышли из автобуса. Как думаете, повеселело?
Город конечно же изменился. Плаката уже нет (про клещей судить не берусь), в Универе меняют окна на пластиковые, готовятся к зиме. И двери тоже новые – холодный алюминий. Когда-то были из цельного закалённого стекла – профессор на лекции разъяснял, что прочность их колоссальна, рассчитана на любые мыслимые усилия и перепады температур… Как выяснилось экспериментальным путём, четверо любознательных балбесов, повисших на ручке, даже без ударных нагрузок способны превратить прочнейшее стекло в груду сверкающих осколков – слава Богу сами отделались мелкими порезами…
И общага всё та же. Кирпичная пятиэтажка, колыбель моей юности. Знакомая до безобразия. Вон моё окошко, этажом выше и вправо – той, которой я был увлечён, а если обойти с тыла, на втором этаже – то самое, из которого когда-то (дабы привлечь Её праздное внимание) я сиганул с пяти метров на лёд… Забавно, за два месяца в «травме» она навестила меня лишь однажды, но я даже не был особенно разочарован, ибо уже успел по уши втрескаться в другую, которая приходила чаще… У Хемингуэя в «Прощай оружие» герой влюбляется в госпитале – очень достоверно! Боль, скука, тоска, избыток свободного времени и невозможность передвигаться – это почище любого приворотного зелья.
Теперь тут живёт другое поколение «фымышыт». Двадцать лет назад их просто не было на этом свете,  и может где-то среди них сын или дочь невольной виновницы моего поломанного хребта… Дай им Господь быть умнее меня!
Я бросил пару монеток в лужу на дне разрытой траншеи у общаги,  мне очень хочется вернуться сюда ещё… Зачем? Не знаю.
Сентиментальное путешествие по студгородку завершил около общаги матфака (ещё одно романтическое воспоминание) и ЦКБ напротив. Где-то там, на втором этаже в палате «беспозвоночных» я и провалялся два месяца, нас было четверо лежачих, и мы развлекались в меру фантазии и возможностей – чужим костылём отдирали марлю на оконной створке, чтобы запустить в палату комаров и охотиться на них. Ха, знаете как непросто ухлопать комара, когда ты лежишь на спине и не можешь даже присесть – радиус поражения ограничен только длиною вытянутой руки! Уничтоженные цели отмечались звёздочками на стене, как сбитые самолёты, набрал пятьдесят –  можешь рисовать звезду «Героя».  Рекордсмен нарисовал четыре таких, но он лежал около окна, а я кажется только две…
Возвращаясь в Город, ехал мимо водохранилища – местного «моря». Никогда не забуду, как окунулся в него в первый раз! За неделю до того купался в среднеазиатском водоёме – вода у берега горячая в буквальном смысле слова, надо зайти хотя бы по щиколотку, чтобы можно было стоять. А плаваешь словно в тёплой ванне, хочешь остыть – ныряй метра на два, там прохладно. Когда же с новыми однокашниками-сибиряками мы пришли к здешнему морю, они плюхнулись первые, и стали восторгаться что вода тёплая, аж горячая… Я знал, что такое тёплая вода, знал, что такое горячая. И тоже сиганул с разбега безбоязненно. И сразу же понял, что моё понимание меры тепла в корне разнится с пониманием местного населения. Потом кто-то из них разъяснял мне, что если вода жидкая – она уже тёплая…
Дилемма свободного времени – куда ехать? На выставку графики Дали и Гойя, или же в зоопарк? Выбор не так прост, с точки зрения эстетики графика предпочтительней, но если нет в душе тёплых чувств ни к Гойя, ни к Дали (готов допустить, что их мнение обо мне гораздо более уничижительное), то плебейская страсть к живой природе в конце концов берёт верх… И правильно делает!
Новый зоопарк, говорят крупнейший в России,  и я склонен этому верить. Просторные вольеры, чистые и ухоженные, красивейшие аллеи, припорошённые опавшей листвой … Со столичным не сравнишь. Тут можно гулять часами.
Львиное семейство сидит в одной клетке, иллюстрируя проблемы однокомнатной квартиры. Мать с отцом выясняют отношения, львёнок путается между,  прыгает и отвлекает от важных дел, регулярно получая несильные тумаки от каждого из родителей.
Подвыпившая компашка кидается сосновыми шишками в бабуина, бабуин, значительно более метко, в них – вопрос, кто из приматов примитивнее?

Мы улетали в среду вечером. На регистрации миловидная барышня в синей форме категорически отказалась предоставить нам три места рядом, «т.к. у нас разные страховки». В результате мы сидели в одном ряду, по разные стороны прохода, а я всё пытался понять, какой же борт безопаснее, левый или правый и как это может быть связано с конструктивной особенностью воздушного судна? Я мог позволить себе пофилософствовать, работа была выполнена неплохо, сделали даже больше, чем предполагал, хотя и гораздо меньше, чем запланировано – но к этому привыкаешь  и не особо удивляешься.
Вечером перед отлётом устроили небольшой сабантуй в номере – коллеги тоже вымотались, они отработали блестяще, и имели право немного расслабиться, это для меня всё только начиналось… Я только старался не думать, что опять нарушаю одно из важнейших правил управленца – отказываюсь от дистанции с подчинёнными. Я нарушал его не впервые, и вряд ли когда-нибудь научусь соблюдать. Командуя иногда просто необходимо абстрагироваться от личностей и принимать решения, которые идут на пользу Делу, а не Людям. И для этого надо уметь видеть в списке фамилий служебные единицы с соответствующим функционалом и компетенциями. А как абстрагируешься, когда за фамилиями ты видишь тех, с кем пил водку из помятых пластиковых стаканчиков в маленьком номере гостиницы на берегу большой сибирской реки?

P.S. После сабантуя мои коллеги презентовали мне бутылку горилки – думаю можно воспринимать как знак, что они не держат зла за рабочую субботу.


Рецензии