Ранние дневники 65 Жизнь в деревне Федово

Ранние дневники 65 Жизнь в деревне Федово

       В литературе самое интересное дневники,  остальное - ерунда

                И. А. Бунин

Бог, видя внутреннее всех вещей, внешнее их пронизал красотою.

Что меня держит в мире? Мощный инстинкт жизни. Что мне дороже всего – общение с Иисусом.

16/VII Деревня Федово. Храм здесь сгорел в 30-е годы.

Христос, приходишь ли Ты в селения, где разрушены храмы?

17/VII С мужем Любы Борей на велосипедах ездили за молоком: 6 км туда, 6 км обратно. Восторг от движения. Живописная дорога.

Стендаль: «Чем возвышеннее у женщины характер, тем страшнее бури».

«Я не верю в Бога, потому что слишком много зла кругом», - говорит Маша, сестра Л.

Изменился ли человек за миллионы лет?

Борис баптист, он отвергает все, кроме Евангелия. Я поймала его на нелогичности мыслей, но ему ничего не сказала.

Как мне дороги люди, которые принимают все конфессии.

18/VII Людмила Гурченко своей книгой таки втянула меня в свою жизнь.

Маша сидела на веранде и курила. «Как ты относишься к Марине Цветаевой?», - спрашивала она меня несколько раз, пока я не рассказала ей о 1965 годе, о Наталье Львовне, о крещении своем. Маша крестилась сама в 18 лет.

19/VII Л. Гурченко стала мне дорога. Маша в библиотеке дала мне книгу о Томасе Карлейле. (ЖЗЛ), дала «О Сонечке»  М. Цветаевой, это её любимая книга. Маша подарила мне цветы, угостила клубникой.

Идешь в баню, под ногами сочная трава, пахнет деревней, свежестью, чем-то непередаваемо прекрасным. Дивный запах сена. Разгребали его вилами с мамой Маши и Любы Зинаидой Владимировной.

20/VII Сон: наша с Колей Л. квартира, в ней три двери, на одной сломался засов. Вижу много испорченных вещей. К. сидит в углу, а я не хочу его видеть. К. начинает соблазнять Клару Фотиеву.

Слушала А. Дольского о Маленьком принце песню. Я люблю его и жду с ним встречи, сердце сжалось. Маша согласна со мной, что Антуан де Экзюпери не выдумал его, а действительно с ним встретился.

Люба пригласила меня посетить ее знакомых в двух деревнях. В одном доме Аня нас напоила кофе, в другом, где 4 детей, Валя учительница накормила нас, а потом быстро испекла два пирога с творогом и смородиной и пирожки с луком и яблоками. Это было пиршество. Атмосфера в доме теплая, чудесные дети. Глядя на них, мне захотелось опять иметь детей, да побольше. Но не от кого их приобретать. К. на все мои многочисленные просьбы отвечал отказом, он не хотел иметь детей.

«Ты похожа на Ахматову. На вид тебе 28 лет», - говорит Маша. Мне с ней очень легко.

21/VII Мне снился Андрей Г. Сначала лицо его было старым и некрасивым. Потом он неожиданно крепко схватил меня по руку и куда-то повел. Лицо у него было уже другое – помолодевшее и красивое. Когда он появлялся, у меня во сне начинало болеть физическое сердце. Вышла бы я замуж за него, если бы он захотел этого? Да. Мне нужна семья. И тихий ласковый друг, который не будет меня убивать.

22/VII Вечером слушали кассеты Пети Старчика.

23/VII Сенокос. Уже легче работалось. Купанье в студеной реке. Я готовила ужин. Трое незнакомых мужчин, которые помогали, работая с сеном, ужинали с нами. Всем дали водки. Один стал петь песни, другой хотел целовать женщин, языком своим не владел. Жалко было этих парней и в их лице всю пьющую и забывающую себя Русь.

В деревне хороши природные вещи. Но печально смотреть на людей. Да что там говорить…

24/VII Блаженство после купанья. Магическая сила воды, очищающая и тело и душу, веселящая ее.

Читала о Сократе.

Гуляли с Машей: «Ты познала себя – свои высоты и паденья?» Маша: «Думаю, что да». Наташа К. несколько раз говорила мне в Питере о Маше: «Она святая».

25/VII Укладывала тяжелые дрова в сарай, пришлось попотеть.

Разговариваю с Сократом, влюбляюсь в него.

День памяти Высоцкого. Высоцкий – это какая-то глыба, вулкан, талантище удивительный. У него не было кожи. Кто он был в прошлых жизнях?

26/VII Приехали на велосипеде с Любой в деревню за 3 км от нас. Собрали чернику. В доме, где мы остановились, живут три сестры со своей мачехой А.В. Она накормила нас грибным супом. Потом пили из самовара чай. На противнях лежали 4 вида пирогов. Низкие потолки, темные бревенчатые стены, маленькие оконца избы, чистота, уют. Меня охватило ощущение счастья. Захотелось плакать и говорить: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно».

Оплакиваю Сократа. Где он теперь? Я хотела бы его увидеть.

Сон: меня долго и непрерывно рвет. Какой-то голос произносит: «Ты теперь можешь очищать себя сама. Перед очищением ты должна себе сказать одно только слово: «Успокойся».

27/VII Дети, окружающие меня, предоставлены сами себе, никто их не воспитывает, никто ими не занимается, маленькую 3-х летнюю Вилену обижают, колотят. Я пошла с ней гулять, учила её говорить, она повторяла за мной слова, я её хвалила. Говорит она невнятно, не умеет строить фразы. Она нервна, истерична, часто плачет. Это её оружие против равнодушия к ней людей. Бабушка с ней груба, говорит, что её нагуляли, мать от нее отказалась. Ложится спать В. в 12 часов ночи, днем не спит. Бабушка выпивает и матюгается.

Вечером я всем читала стихи, но потом мы слушали голос А. Вознесенского. Его чтение раздражало меня. Я привыкла к благородной школе Н. Л. Дружининой.

Молилась о Коле со слезами.

28/VII Приветливые поля лежали по обе стороны дороги, когда я шла 2 км на сенокос. Почти в первые в жизни меня наполнило чувство к родной земле, к родине, до слез это чувство пронзило меня.

Я работала наверху стога сена, уминая его, держась за шест, вокруг которого делают стог. Шест называется стожар. На вилах меня спустили вниз. Потом я стояла в машине, куда со всех сторон с вил летели на меня охапки сена, я опять его уминала, еле справлялась.

Коля муж Маши очень одинок, горд, с детьми резок. Глаза блестят, верхних зубов нет, худ невероятно. Мы с ним незаметно перешли на «ты», обменивались репликами. «Галя не от мира сего, она ни на кого не похожа», - сказал он Маше.

Снился Владыка Антоний Блум, Римма.

Я была во сне рыжая, меня стригли.

29/VII У Маши вечером я сказала после упоминания о Данииле Андрееве и Юрии Петровиче Любимове: «Надо внимательней относиться к людям. Может быть сидишь рядом с гением и не чувствуешь этого, а потом человек умирает и ты ничего о нем не можешь вспомнить». «Это у вас в Москве гении», - заметила Маша. «Почему? И у вас это может быть. Вы оба – гении. В нас не видно гениальности лишь потому, что мы не открыты, закомплексованы, дурно воспитаны, имеем неважную наследственность…», - сказала я.

30/VII Во сне В. Высоцкий помогал мне попасть на его концерт. Я спросила его: «Какие песни Пети Старчика Вы любите?» «Я пою теперь немецкие песни», - ответил он. Весь сон был пронизан его присутствием. И когда днём этот сон вспоминала, чувствовала его душу. Люблю его.

У Маши очень быстрые реакции на слова. Она как-то сказала: «Я не хочу верить в Бога». С ноября месяца каждый год у нее начинается депрессия. 

Я в одиночестве моём
Весь день пишу, читаю, думы
Лелею только об одном –
О том, по ком болит душа.

В исполнении чтицы Тамары Давыдовой мы слушали композицию в стихах и прозе об Ахматовой и ее стихах. В тот момент, когда речь пошла о встрече Ахматовой и Цветаевой – я ощутила жар сердца и подумала: «Вот – две богини встретились!»

Лицо Маяковского сегодня на одном портрете поразило мне сходством с древним римским императором.

1/VIII Маша завтра едет в Ленинград. Я так к ней привыкла. Как я буду без нее…

Коля стал ругать Машу, я просила его не думать дурно о людях. «Все женщины одинаковы, все хотят красивой жизни. Стихи… музыка… а я - профан». Маши не было.

С Любой и Борей читали, слушали Вертинского и старинную польскую музыку.

2/VIII Холод, руки стынут. Читаю о Толстом. Я помогала в библиотеке, расставляла книги по полкам.

Я жду от Коли чего-то человеческого.  Напрасно.

Удивительной чистотой, музыкой веет от стихов Николая Рубцова. Это истинный поэт, тихий, грустный, с тонким вкусом, влюбленный в родимую землю. Никакого мусора в словах.

3/VIII Бессонница. Со слезами молилась о Л.Н. Толстом, о Януше Корчаке, о Жерар Филиппе – моих любимых, о многих молилась.

Лес. Малина, черника, земляника, костяника, брусника. Воздух можно пить.

Репин о Л. Н. Т.: «Только мудрецы всех времен и народов, возлюбившие Бога составляют его желанное общество… Его религиозность несоизмерима ни с каким определенным формальным культом религий, она у него обобщается в одном понятии: Бог – Один для всех».

Что Коля? Полюбит ли он Бога?

4/VIII Читала о Толстом, помогала З. В. в библиотеке.

5/VIII Зачем я с 13 лет пишу дневник?

Самое интересное на свете – люди. Душу мою удивляют встречи с единомышленниками. Мои друзья: Марина, Галя Могилевская, Лариса А., Боря Т., Одик, Валя А., Никита Любимов и Никита Гаранин – вот и все, с кем я изредка вижусь. А я жадная, мне все мало.

Не люблю Колину искаженность, не люблю себя, жившую с ним и подпадавшую под магию зла.

Как много, неисчислимо много жертв пало уже в роковом поединке добра и зла.

Лицо философа Томаса Карлейла  из тех лиц, что мне милы.

6/VIII Нынешние мужики едва ли бы понравились Толстому, а колхозе едва ли бы Л. Н. стал работать. Смешно: известный комбаньёр Л. Н. Толстой.

Коле я не нужна более, чем рабыня. Я буду жить и стареть без мужа.

На улице стоит мат-перемат. Люди потеряли человеческую речь и перешли целиком на язык бесовский.

Владимир Васильевич Стасов не знал гениев выше Толстого и Герцена.

7/VIII После собирания малины, варки варенья и черной бани, я зашла к тете Оле посмотреть кино, Коля радостно меня встретил, называл Галочкой. «Вы такая тихая,
незаметная, ненавязчивая…», - сказал мне Коля. Он продолжил: «Мне велено поговорить с Вами. Маша сказала: «А ты поговори с Галей». Я: «Боюсь, я не готова. А о чем говорить?» К.: «На любые темы».

Мы говорили о театре, о Гамлете Высоцкого с гитарой в руках, о пьяницах, о мате, о вере в Бога, об Америке, о Рамакришне, об одиночестве, о любви.

Что Вас интересует?», - спросил Коля. Я сказала: «Всё... Что самое интересное для Вас на свете?», - был мой вопрос. «Театр». Коля спросил: «А можно быть женатым и любить другую?» Я: «Все можно. Можно влюбиться в собственного племянника».

Коля: «Я хотел бы поверить в Бога, но я ни во что не верю. Мне кажется, желание поверить происходит от неблагополучной жизни». Он 4 года вел дневник, потом сжёг его. «С Машей у меня контакта нет», - говорит он. Любит цыганские песни, много думает. «У меня бывают интересные мысли». «Записывайте», - говорю я. «Не могу, нет рук». Он еле ходит, у него давно уже паралич.

8/VIII Шла в баню постирать, солнце грело, дул ветерок, чувство радости и любви охватило душу, любви к Богу.

Много трудилась. Радость весь день.

9/VIII Узнала, что Колю вчера парни били, вероятно, за то, что он и его мама тетя Оля спекулируют на водке.

Иллюстрация: рисовала Лина Докторович,  я чуть прикоснулась.


Рецензии