Урок географии
Однажды, когда прозвенел звонок с урока, и весь класс готовился выйти в коридор школы на ушах, Валентина Леонтьевна, закрывая классный журнал, попросила меня остаться.
- Валера, - сказала она. – На следующей неделе мне предстоит командировка на три дня,
и на один из них выпадает урок географии, не хотелось бы, чтобы вы проболтались зря, попробуй, подготовься, и проведи его вместо меня. Нам предстоит пройти Канаду, а там есть провинция Квебек. Так что дерзай. Только прошу подойти к вопросу серьёзно, и меня не подвести. Сходи в библиотеку, напиши конспект…
У меня пересохло во рту. Одно дело сидеть за партой или столом, растопырив уши, и внимать учительскому слову, совсем иное дело это слово нести ученику, ладно бы пятиклашкам, или шестиклашкам, а своим одноклассникам… Честно сказать, я трухнул, и хотел было отказаться на следующий день, но Валентины Леонтьевны в школе не встретил. Так что пришлось идти в библиотеку, писать конспект тронной речи.
В классе мгновенно стало известно, что я готовлюсь к уроку. Хихикали, подначивали – учитель нашёлся! Чё паришься – говорили, срисуй с учебника, вот и конспект весь, хоть на уроке побалдеем. Халява!..
Я пообещал наставить частокол колов, чем настроил против себя класс.
- А мы будем играть в карты,- сказал мне Васька, показывая на Кольку, а вякнешь, получишь в нос. Васька пошутил, но шуткой как бы отгородился от меня на будущем уроке.
Этот чёртов урок не выходил у меня из головы, стал сниться. Я представлял себя у доски с указкой, и мысленно репетировал свои движения в подкреплении рассказа. Как стоять к классу – боком или полубоком. Можно было встать тушканчиком, оттарабанить малосвязно начитанное – и всё, отчитался, или спрятаться за доску, и оттуда орать про хорошую страну – Канаду, какие там ветра, какие полезные ископаемые в недрах разведаны, мно-ого чего можно было наговорить умного.
И вот наступил час икс... Учились мы во вторую смену. Я с утра навёл стрелки на брюках – порезаться можно, сдул налипшие пылинки с пинджака, прочитал ещё раз конспект – и поскоблил в школу, не забыв одеть брюки и рубашку, и даже пинджак.
Пинджак написан без ошибки, так мы говорили с подковыркою.
Васька на перемене мозолил мне глаза, назойливо тасовал карты перед носом, издевался, но прозвенел звонок, и класс в расслабленном состоянии, позёвывая и почесываясь, стал занимать насиженные места за столами. Васька - сдавать карты на двоих…
Тут открывается дверь и в кабинет входит директор школы – Зорина Людмила Николаевна. Класс подскочил со скоростью распрямляемой пружины, будто каждому ученику вонзили шило из-под сиденья, мгновенно стих шум, головы вначале повернулись в сторону директора, потом в мою… Как на обречённого... Будто над моей головой нависла гильотина. В сквозной тишине Людмила Николаевна прошла к столу у окна и села.
- Садитесь, - сказала просто. Сказала так, будто она здесь случайно, шла мимо и присела на скамеечку. – Или у вас нет учителя?
Взглянув на меня пронзительными глазами в роговых очках, произнесла с какой-то вкрадчивостью: - Ну!..
- Валерка, ты готов? – спросила свистящим шёпотом Ольга Рябущенко – классный комсорг, сидящая за моей спиной. Я кивнул головой и понёс её на эшафот…
- Спасибо Валентина Леонтьевна, спасибо за подарок!.. - благодарил я своего учителя географии в далёкой командировке, мысленно чертыхаясь. Зачем согласился на эту авантюру. Чувствуя, как тонкая струйка пота холодной ящеркой скользит по моему позвоночнику, открыл конспект и приступил к рассказу…
Сегодня я знаю что такое педагогический эксперимент, и он нужен, он даёт ощущение уверенности ученику в будущем, если последний ответственно отнёсся к порученному уроку, делу – можно придумать любое определение, и это поднимает его осознанное Я на высоту птичьего полёта.
Читать лекцию в присутствии директора школы мне ещё не приходилось. Да такого уважаемого директора! Её сильный, пронзительный, с металлом голос, бросал в дрожь любого, а хулиганистую пацанву пронимал до печёнки, а уж если она повышала его на одну октаву на первом этаже, на третьем ходили по струнке.
Я сразу взял быка за рога и меня, как Остапа, понесло. Ступор длился недолго, и я не мямлил. Ввернул какую-то шутку насчёт чего-то канадского, отчего шелестнул смешок, я даже посмотрел в заинтересованные глаза Людмилы Николаевны, чтобы оценить её реакцию. Похоже, что лекция катилась с горки ровно и я не подвёл Валентину Леонтьевну, потеряв на подготовку уйму времени. Потерял ли… Наконец, открылась последняя страница, подбежала последняя строчка и я произнёс последнюю букву заготовленного конспекта и выдохнул: - Всё!..
Уфф! С моих плеч - будто камень-валун долой, а из головы на кафедру высыпался весь песок начитанного из книжек!..
В классе установилась удовлетворительная тишина, мол, знай наших!..такой предшествуют дела хорошо проведённые, её флюиды, кажется, проистекают из глаз, отражаются от стен и наполняют особо тёплым светом воздух вокруг.
- Что ж, в общих чертах рассказчик отразил неплохо жизнь провинции, - поднявшись из-за стола, и выйдя к доске, - сказала Людмила Николаевна, - я хочу лишь дополнить… - и до звонка рассказывала о далёкой северной стране Канаде, похожей на матушку-Сибирь.
Конечно, по школе я прогремел. По делу, и не по делу меня хвалили. И даже был разговор о географическом факультете...
Спустя семь лет, когда моя младшая сестра училась в девятом классе, а я жил в другом городе, этот конспект был извлечён из архива Валентины Леонтьевны, - педагогический эксперимент!.. прочитан, а история была подана в таком духе, что, как мне рассказала при встрече сестра, она неслась домой из школы будто на крыльях с гордостью за брата, и запиналась, не видя дороги…
Свидетельство о публикации №210102801315