О вкусной и здоровой пище

   Я как-то писал раньше, что до отъезда в Израиль больше 30 лет работал в крупной легочной больнице в Минске.Там были отделения для лечения больных туберкулезом, диагностическое отделение и легочная хирургия.

   В конце восьмидесятых, в воскресный день у меня было обычное суточное дежурство по больнице, кроме хирургии - там дежурил свой врач. С утра я обошел палаты, осмотрел тяжелых больных, пьяных с утра не было видно...


   После обеда в двери дежурки постучали и вошли двое больных - врач из отдаленного района и бывший директор сельской школы. Оба лечились в нашем стационаре несколько месяцев от деструктивного туберкулеза и я их знал.
   -Владимир Израилевич, в виде исключения, поинтересуйтесь, что несет домой после обеда раздатчица Соня из второй терапии.
   -Что вы имеете ввиду? - спросил я.
   -Она дежурит каждое воскресенье. На работу приходит налегке, а обратно уходит с полными сумками.

   Соню я помнил. Это была полная разбитная бабенка лет сорока, сварливая и скандальная. Она жила в соседней деревне Лесковка с последним по счету мужем-алкоголиком и тремя детьми от разных отцов. Как-то мы разбирали ее поведение на месткоме за пьяную драку с санитаркой.
Обе понесли суровое наказание - им поставили на вид...

   К концу смены в три часа я позвал дежурную медсестру Марию Петровну с поста и пригласил дежурного хирурга. Втроем мы зашли в раздатку 2 терапии. Соня собиралась домой. У порога стояли две сумки.
-Соня, больные говорят, что с работы вы уходите с полными сумками. Покажите, что внутри.
   -Не имеете права!
   -Как раз имею право. Сегодня я дежурю по больнице, а вы обязаны показать, с чем уходите домой. Откройте сумку сами, на проходной охрана все равно не выпустит, вызовут милицию, я им позвонил.

   Упоминание о милиции подействовало, Соня там была не однажды.
   -Что еще за обыски... Ну взяла я детям остатки от обеда,что тут такого. Берите, смотрите...
Она вынула литровую банку сметаны, кусок масла на полкило, пару больших кусков мяса из
супа, банку киселя и несколько пачек печенья.
На свою беду я начал взывать к ее совести и стыдить, что она ворует продукты у несчастных туберкулезных больных, для которых полноценное питание это основа лечения.

   И Соня раскрыла рот...
   -Что вы читаете морали! Думаете,я одна такая? Кто бы работал здесь и глотал туберкулезные палки, если бы нельзя было ничего взять! Все тянут!
   Она сказала медсестре-
   -Ты, Машка, и другие сестры тащили домой новое постельное белье во время списания и подкладывали рубить свои дырявые тряпки из дома, а больные продолжают спать на давно списаном старье.
И спирт домой тащите, а остаток водой разводите и с ним уколы делаете! А старшая сестра лекарствами торгует, что мы, не знаем?
   Затем Соня обратилась к хирургу.
   -И в хирургии врачи деньги берут за операции, а при выписке больные отдельно подарки делают, им же обратно к этим врачам вернуться надо!
Наконец, она повернулась ко мне:
  -Про вас, ИзраИлевич, я ничего такого не знаю, но убирался бы ты скорее в свой ИзраИль и там учил свой жидовский язык! И Соня прочно уперлась руками в бока...

  Я опешил. О том, что я собирался в Израиль я не говорил до поры до времени даже близким друзьям, но носил в портфеле учебник иврита для начинающих. Один раз я оставил книгу на своем столе на пять минут - и моя преданная помощница-медсестра растрепала всей больнице...
   -Все это к вам отношения не имеет. Сейчас мы составим акт и передадим главврачу.
   -Пишите хоть три акта, кто их будет читать. Ничего мне не сделают, кто завтра обед раздавать будет! Думаете, многие набегут сюда на такую зарплату да с тубиками заразными работать, если домой ничего нельзя взять. Нет таких дураков!

   Я написал краткий акт. Соня подписывать отказалась. Продукты сложили в холодильник, раздатку замкнули.
А мне стало плохо. Застучало в голове, повысилось давление, начались боли в сердце. Я присел на диван в дежурке, взял таблетку нитроглицерина и подумал о превратностях жизни - у больных ворует раздатчица, а сердце болит у меня...

   На следующее утро я занес акт главврачу и отдал секретарше Ремуальде Сидоровне. Через час меня вызвали на ковер. Главврач Дмитрий Иванович сказал -
   -Я почитал вашу докладную. Мне легче найти врача на место моего заместителя, чем подобрать раздатчицу, да еще чтобы не воровала. Придется объявить ей еще один самый строгий выговор с последним китайским предупреждением, но оставить все как было...

   Через день по дороге в свой кабинет ЭКГ я встретил Соню. Она везла обед на тележке. Проходя мимо, остановилась и показала мне язык...

   Работая в больнице много лет, я удивлялся до чего невкусная больничная пища. Впрочем, такая же пища была в столовых общепита, где приходилось бывать во время командировок.
Дома из тех же продуктов получалось гораздо вкуснее. Моя жена Тамара прекрасно варила, да я и сам умею неплохо готовить не только яичницу... Иногда я задумывался - неужели все повара общественного питания разучились готовить? Или же это из-за обычного воровства? Все знали что в столовых воруют, но чтобы настолько?..

   Все годы в магазинах не хватало продуктов. Все нужно было доставать. В Минске еще было неплохо, но стоило отъехать от города на 30-50 километров, прилавки были пустые. Так было и в конце пятидесятых, когда я только начинал работать, так было и в начале девяностых, когда мы уезжали из страны. Как-то люди обходились - у одних были связи с деревней, другие получали какие-то заказы, все крутились и были при деле...

   Начиная с 45 года почти каждый год переиздавалась еще довоенная "Книга о вкусной и здоровой пище". Эта книга мгновенно раскупалась. Что там были за иллюстрации! Богато сервированные столы, необычные блюда, вина, сладости, о которых в те послевоенные годы и не слышали! Каждая уважающая себя хозяйка, если такая книга попадалась на глаза, считала нужным ее приобрести. И у нас была такая книга с 1947 года.
Готовить по тем рецептам было нельзя из-за отсутствия упоминаемых там продуктов, но хотя бы можно было вспомнить об их существовании по красивым картинкам...

   Страна лежала в развалинах, в 46 году была страшная засуха, только в конце 47 года отменили продовольственные карточки, а люди в городе раскупали поваренные книги...

Но вот странность. В семидесятых-восьмидесятых годах, когда с продуктами тоже было достаточно сложно, стоило придти к кому-нибудь в гости - на стол выставлялись неизвестно где добытые дефицитные продукты и редкие блюда из той же самой книги... И мы с женой поступали так же.
   Это одна из неразрешимых загадок того времени...

   Но вернемся к больничной пище.
Наша история с раздатчицей не закончилась.
Неугомонная инициативная группа больных увидела Соню на прежнем месте и собрала подписи под письмом сразу в несколько адресов : Облздравотдел, Министерство здравоохранения и ЦК КП Белоруссии.
Больные жаловались,что они болеют туберкулезом, долго лежат в больнице, персонал ворует, администрация мер не принимает.
И хотя у работников ЦК и здравотдела в конце восьмидесятых хватало своих проблем - они были заняты банальным выживанием - решили без особого шума послать небольшую комиссию проверить "телегу".
   Дату налета легкой кавалерии решили держать в секрете. Но за пять дней до посещения зам.зав облздравотдела вызвал нашего главврача и по еще большему секрету сообщил день и час проверки...

   Гпавврач, не лишенный юмора, собрал раздатчиц, санитарок, шеф-повара и других заинтересованных лиц и обратился к ним с прочувствованной речью:

   Дорогие товарищи! Я пригласил вас, чтобы сообщть пренеприятное известие - к нам едет ревизор... простите, комиссия.
Прошу всех вас хотя бы в этот день не тянуть продукты домой.
Шеф-повару оставить свою дурацкую привычку на вопрос об обеде отвечать : "Все кипит и все сырое", а приготовить настоящий хороший обед. Раздатчицам надеть чистые халаты и колпаки, вымыть полы в кухне и раздатках и не трясти волосами над котлами с супом.
Сестры-хозяйки, выдайте больным новые пижамы и перестелите койки чистым бельем. Да погоняйте тараканов в тумбочках у больных. А то в нашем богоугодном заведении есть все, кроме унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла...
Задача понятна? Идите работайте.
   Не обремененные литературными познаниями, санитарки и раздатчицы недоуменно переглядывались - при чем тут унтер-офицерская вдова...

   В назначенный день к обеду приехали две молодые женщины, представились главврачу и прошли на кухню. Попробовали обед и взяли образец каждого блюда в специальные банки.
На этот раз обед был на славу. Больные с непривычки изумлялись - до чего вкусно! Но, как говорят - не долго музыка играла... На следующий день подали обычную бурду.
Жалобщики возмутились и направили еще одно письмо в инстанции. На сей раз комиссия пришла утром и наблюдала за всем процессом приготовления, но опять главврач и все остальные были предупреждены заранее и обед был выше всякой критики, что и было зафиксировано в официальном акте. Все - и ревизоры, и ревизуемые знали истинное положение вещей, знали, что продукты воруют и что все приготовились к приходу проверяющих.

   Впрочем,знающие люди говорили, что результаты любой проверки, как положительные, так и отрицательные в промышленности, сельском хозяйстве и даже в армии были предопределены партийными органами. А отклонения от линии партии не допускались.
Если в обкоме горкоме или райкоме Великой Партии "имелось мнение", что ревизуемого начальника нужно снять - результаты проверки были отрицательными, если же оставить на месте или выдвинуть на повышение - положительными, третьего не дано...

   В нашей больнице игра в кошки-мышки закончилась тем, что смутьянам-больным срочно выдали путевки в санаторий и они уехали долечиваться.
Там были другие раздатчицы, они тоже хотели кушать и тоже их некому было заменить и увольнения они не боялись...

   Несколько слов о больничном питании в Израиле.
За последний год мне четыре раза пришлось лечиться в разных больницах. Недолго, по 3-4 дня, один раз - неделю.
В Израиле долго в больницах не держат, койко-день стоит дорого,а платят за все больничныяе кассы куда ,в свою очередь, вносит взносы все население ...
   Могу подтвердить, что пища по вкусу и качеству достаточна, чтобы не получать передачи из дома.
Вся пища доставляется в готовом виде в раздатки отделений. Общий принцип - разрыв между мясными и молочными блюдами не меньше 6 часов. Никаких котлет или тефтелей наполовину из хлеба - только кусок мяса или рыбы на выбор, несколько сортов гарнира, много вареных овощей, свежие салаты. Завтрак - разные каши, яйца или омлет, запечатанные баночки с творогом, йогуртом, вареньем, медом, чай или кофе.Примерно такой же и ужин.
Всем всего хватает - и больным и персоналу за символическую плату, которую вычитают из зарплаты. Нет смысла уносить домой, если заметят - выгонят, а безработные дышат в спину...

   Не дам гарантий, что кто-то не ворует по мелочам - есть разные люди и далеко не все в Израиле белое и пушистое.
Если воруют в Израиле - то чаще по-крупному. Но если узнают газеты - вцепятся так, что мало не покажется...
   Бывший министр финансов проворовался - сидит в тюрьме, бывший премьер -под следствием, бывший президент - под судом, но этот за якобы сексуальные домогательства..
   Кстати,действующему президенту такое обвинение в любом случае не угрожает - ему больше 85 лет...

   Чуть-чуть о питании в Армии Израиля.
Мой младший внук третий год служит в Армии, в боевых частях, старший уже отслужил.
   Как любого еврейского дедушку меня интересовало, не обижают ли их в Армии, хорошо ли они питаются, нет ли "дедовщины"...

   Дети рассказали, что по приходе в Армию солдат прежде всего учат стрелять. Патронов не экономят.
Первый отпуск домой - только, когда научатся стрелять на приличном уровне, отпускают на побывку с автоматом и боевыми патронами. Этот автомат мальчики и девочки носят на улицах, в кафе, на свиданиях, часто парочки целуются в сквериках, не снимая оружия.

   Когда почти 20 лет тому назад я только приехал в Израиль и впервые увидел всюду вооруженных юных девочек и мальчиков ("израильская военщина"), я старался пройти быстрее мимо - вот,сейчас напьются водки, возьмут автоматы и всех перестреляют.
Но, как можно видеть, этого не случилось...

   Зато когда однажды вечером в нашем городе, на набережной, арабские террористы взорвали переполненное кафе, молодые солдаты, бывшие в увольнении, услышали взрыв, увидели убегавших бандитов и перестреляли их, заодно ранили пару мирных посетителей. Но им за это ничего не было...

   Последние несколько лет внутри страны стало спокойнее, меньше терактов, с оружием гуляют реже.

   На базе в расположении части солдаты живут в комнатах по пять человек, спят на двухэтажных кроватях. Никакой дедовщины. Если кто-то пожалуется - проведут расследование, виновных отдадут под суд, будут военная тюрьма и запись в личном деле, а потом трудности с работой или учебой...

   Призванные раньше, несут больше боевых дежурств и патрулирования, у молодых больше работы внутри части и уборки. Никаких офицерских столовых, все питаются из общего котла и носят одинаковую форму, только погоны разные.

   Питание 3 раза в день, в промежутках - в комнатах на блюде свежие фрукты -яблоки, бананы или другие по сезону, овощные салаты без ограничений. Принцип питания - такой же, как в больницах. Повсеместно придерживаются кашрута.
   Если кто-то после ужина проголодался - попросит дежурного открыть раздатку, там в холодильнике возьмет баночки, нальет чай или кофе ...
На учениях в поле - никаких полевых кухонь. Есть готовые наборы продуктов, упаковки вторых блюд как в самолетах. Командиры следят, чтобы солдаты пили достаточно воды по команде и хорошо питались.
Пища здоровая и вкусная.

   В Израиле любят свою Армию без лишних слов о патриотизме.


Рецензии