Л. Новожилов Рассказ без сюжета Городского Бомжа

          Леонид Новожилов
 О «Рассказе без сюжета» Городского Бомжа

                http://proza.ru/2000/12/01-17

          Рассказ читался трудно, мучительно,  как будто я брел против бурного течения, и меня то и дело сносило назад; камни, на которые я опирался, вдруг вымывались из-под ног, я плюхался в воду, вставал и снова шел вперед в надежде, что в конце пути меня ждет вознаграждение за мое упорство.
 
          Увы!..

          Я так и не понял, что хотел сказать автор этим бессюжетным рассказом, какую мысль он хотел донести до читателя.
 
          Хотел, может быть, просто повеселить?

          Так ведь не смешно. Бессмысленные диалоги и выходки говорящего кота, - блеклой тени Бегемота, - на юмор не тянут.
 
          Вместе с тем, первый и последний абзацы исполнены так, что понимаешь: автор умеет писать. И приходит мысль: а не издевается ли он над нами, читателями? Может быть, он нарочно все путает, сбивает нас с толку, потешаясь над нами?

          В таком случае  он особенно обхохочется, когда какой-нибудь просветленный читатель или продвинутый критик найдет в его смысловом компоте глубокую философскую идею.

          Короче, если всё выкинуть, оставив только первый и последний абзацы, а между ними поместить еще пару абзацев о «деревянном домике на тихой улице за пристанью», то получится замечательная лирическая вещь.

          А теперь, чтобы хоть какая-то реальная польза была автору от моей рецензии, привожу список советов по улучшению текста, хотя, если иметь в виду рекомендацию предыдущего абзаца, – это мертвому припарки.

          «Так бывает, в середине осени особенно, сколько…» Здесь, уважаемый ГБ, читатель начинает брать разгон и первую запятую проскакивает. Получается: «так бывает в середине осени». Поэтому «особенно» лучше поставить сразу после запятой. Собственно, в последнем абзаце Вы так и сделали.

          «…смотришь куда-то поверх домов, далеко, где у реки…» Попробуйте вместо «далеко» поставить «в даль». По-моему, так лучше.

          «Во сне, мерцающем всю ночь неясными осколками…» С претензией на красоту стиля, но без ясного смысла. Получается красивость.

          «…почти вплотную, к самым глазам…» Лишнее слово «вплотную».

          «…доставал кубик льда, опускал его в стакан с апельсиновым соком, аккуратно, чтобы мимо ни единой капли» Непонятно: о каплях льда речь?

          «Кот, почувствовав пробуждение хозяина, оставлял подушку у теплой батареи, выходил к столу посреди кухни и томно потягивался, хотя главным предназначением Леонарда – слегка подпорченного сиамца, и этим все сказано - было поминутно мешаться под ногами.» К чему здесь противительный союз «хотя»?

          «это его наверняка бы растормошило, что поутру не настолько уж и плохо, как может показаться на первый взгляд». К чему последний оборот?

          «…пластично избежав столкновения с кошачьим дискантом…» Не могу найти смысла в этой фразе.

          «Проездную карточку к красному глазку, через миг загорается зеленый». Карточку прижимают к желтому кружку, а к красной лампочке прижимать бесполезно. Сам пробовал не раз.

          «Шаг на ступеньку эскалатора - над головой медленно убывающий овал неба» Эскалатор прямо с улицы?

          «…простуженным хрипом сорвалось из динамика над головой». Может быть, «вырвалось»?

          «Бывает, матерится, и нередко!» Наверно, надо что-то одно – или «бывает» или «нередко».

          «нагло уставился в переносицу средних лет дамы напротив под фетровой шляпкой». Очень громоздко. Напрашивается причастный оборот.

          «…Пиваа-а-а-а-а-а!!! – в спину фетровой шляпке, мелко семенящей в противоположный конец вагона, закончил тираду Лео, поочередно обводя оценивающим взглядом пассажиров». Еще хуже!

          «Пассажиров разнесло по периметру». После срыва стоп-крана пассажиров сносит в переднюю часть вагона. Сам пробовал не раз.

          «- Безобразие! – приглушенно слышались из дальних углов редкие голоса».
Мне кажется, «приглушенно» как-то здесь не очень…

          «…обвел вокруг себя недоуменным взглядом» Здесь не очень «обвел». Может быть, «повел»?

          «С третьей попытки ему удалось набросить на Леонардо сумку, застегнуть наглухо молнию и с досады дать пару пинков». Смотрите, ГБ, сказуемое «удалось» здесь относится и к «набросить сумку», и к «застегнуть молнию», и к «дать пару пинков». Последнее не очень, так как дать пинков коту, посаженному в сумку, трудностей не составляет.

          «…вытащил упирающегося Лео и, сдирая с себя остатки пластилина, стал приклеивать к щиту объявлений» Вставьте «его» после «приклеивать».

          В заключение не без колебаний скажу, что размещаю этот отзыв не без колебаний. Может быть, я чего-то не понимаю?


Рецензии
Не без удовольствия прочел рецензию Леонида Новожилова :)
Что бы Вам ответить? В большом, фатальном затруднении. Просить перечитать рассказ еще раз? Это было бы безжалостно по отношению к Вам. Просить прочитать рассказ в первый раз? Вряд ли мне это доставит удовольствие.

Знаете, Леонид. Однажды я случайно на странице Точек Опоры наткнулся на Вашу рекомендацию: Вы рекомендовали миниатюру С.Сложеникина, чем поставили меня в откровенный тупик. Осмелюсь посоветовать Вам не отвлекаться от миниатюр подобного рода. И уровня.

Меня обнадежили Ваши колебания в отношении размещения Вашей рецензии.

Мир. Дружба. Пиво.

Городской Бомж   29.10.2010 14:39     Заявить о нарушении
Уважаемый ГБ,

искренне сожалению, что так глубоко Вас обидел.

Не знаю, может ли служить мне оправданием то, что в процессе написания отзыва я прилагал все усилия к тому, чтобы изложить свои впечатления от Вашего рассказа в варианте, наиболее щадящем авторское самолюбие. Что, поверьте, учитывая качество представленного Вами материала, было весьма нелегким делом.

Одного не понимаю, зачем Вы, походя, задели господина С. Сложеникина. Некрасиво!

Желаю успехов!

Мир. Дружба. Хорошая водка из запотевшей бутылочки, граммов сто. А еще груздочек со смородиновым листом, холодный, хрустящий, посыпанный луковыми колечками; и тут же молодой отварной картофель, на котором оплывает, тая, кусочек сливочного масла… да не расстраивайтесь Вы так, ГБ, напишите Вы еще хороший рассказ, еще не хуже, чем Сергей Преображенский напишите…

Леонид Новожилов   29.10.2010 19:52   Заявить о нарушении
Где Вы увидели обиды, Леонид? Давно так не веселился, читая Вашу рецензию. Особенно в части замечаний :)

зы. Сталкивать меня лбом с Преображенским - не высший пилотаж. Он хороший автор. Да и я не без задатков. С ним существовать в одном поле я могу легко. С Вами - не интересно. Извините.

Городской Бомж   29.10.2010 23:17   Заявить о нарушении
Извиняю!
И Вы меня еще раз извините.

Леонид Новожилов   29.10.2010 23:55   Заявить о нарушении
Уважаемая Мята,
ну, что Вы мне пишите о какой-то запятой!
Тем более, что против этой запятой ничего я не имел .
Прочитайте мой отзыв внимательно.
И не расстраивайте меня больше так.



Леонид Новожилов   31.10.2010 19:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.