Ранние дневники 66 В деревне пьют многие мужики и

Деревня Федово под Архангельском

1983 год

Опять радость от Бога и природы. На велосипеде я приехала к полю, где паслись священные животные. Ветер, низкие тёмные облака над полем, цветы раскачиваются.

С любопытством и брезгливостью рассматривала червяка на дощатом тротуаре. Работник земли, который занимается порученным ему делом, некрасивый и беззащитный перед любой тварью, которая захочет его уничтожить. Странное это было зрелище.

Мама Коли запила. В лице её, как некая тень, поселилось выражение человека, который пьёт.

В момент смерти меня страшит агония, физические муки и то, что откроется мне, когда я выйду из тела, что это непонятно. Страшна ответственность за всё.

11/VIII В лесу прекрасно, сказочный мох. Приехали с Любой домой, она одна взяла еду и стала есть, не обращая на меня внимания. Она делает, что хочет, мне в ее доме делается не по себе. Маша бы так не поступала – многие люди, с которыми я общаюсь, начинают меня выталкивать или причиняют мне боль. Это закон жизни моей.

Зинаида Владимировна много печального рассказала мне о Коле и Маше. Перед родами он покидал её и предавался своим удовольствиям. Всё одно и то же. Кроме семьи Могилевских я не знаю ни одной приличной семьи.

12/VIII Вернулась из Питера Маша – оживлённая, быстрая, милая.

В деревне пьют многие мужики и бабы, стали пить молодые женщины. Духовных интересов нет. Телевизор не заменяет гуру.

14/VIII Загораю, лёжа на мокрой траве. Вспомнила о муже своём, стала молиться о нём и вдруг душа наполнилась благодатными слезами и мир снизошёл в сердце. Да будет благословенна эта минута, когда я молюсь о несчастном муже, глядя на стебли травы, украшенные каплями дождя.

15/VIII Читаю Авдотью Панаеву. Маша и З. В. сетуют, что я рано уезжаю.

Ходили с Машей в лес по грибы. Маша говорит мне: «Если бы я не была в маниакальном состоянии, я не вышла бы замуж за Колю. То люблю его, то ненавижу». «Зачем мы любим, страдаем?», - спросила я. Маша: «А что была бы наша жизнь без этого?»

16/VIII Я угорела в чёрной бане. Меня одели, вывели на улицу, в стенаньях я дошла до дома и легла. Прищла я в себя быстро.

17/VIII Встала в 6-45 утра. Молясь святому Николаю, добралась до станции Плисецкая. Маша подарила мне большую корзину, её мама З. В. ситец. Прощаясь со мной, З. В. плакала, звала приезжать на следующее лето. «Не забывай Бога», - сказала я Маше. «Я часто стала о Нём думать», - ответила М.

18/VIII Москва. Звонила свекрови.

19/VIII Отец Владимир не советует видеть Колю. Я согласна. Была в гостях у Марины, подарила ей розы и чашки. Маша повзрослела. Ей часто снится отец её Леонид Тёмин любящий, нежный. Молча молились втроём о нашей церкви.

20/VIII Сон: я глажу Колю по голове, жалея его.

Молилась Божией Матери о Коле. Боря Талесник говорит мне по телефону: «Мы не имеем покоя. Надо сказать себе, что мы обыватели и мещане, мы ищем благополучия». Я: «Всё это – слова. Нужны кардинальные внутренние перемены».

21/VIII Я была в мастерской у Коли. Он погладил меня по голове, лицо у него не было злым. Мы с его мамой прибирали квартиру, он живёт очень неаккуратно. Я стала молиться о Коле святому Николаю, Коля подошёл и встал рядом. У меня сильно заныла грудь адской болью – сердечная чакра так реагировала. Я насторожилась. Такая боль бывает у меня, когда рядом человек, на котором порча. Если это так, то порча на него наведена страшная. Кто навёл её? Может быть, та женщина, с которой Коля был до брака со мной.

Я провожала его на вокзал. У него было всё время весёлое лицо. Я трижды спросила: «Как ты живёшь?» Ответа не было. «Пиши», - сказала я.

Вечером говорили со свекровью о Коле. После этого меня стало трясти. Бесовщина на лицо...

Я люблю К. человечески, христиански. «А ты Богу молишься?», - спросила я его на вокзале. «Буду молиться», - сказал он. Я перекрестила его.

22/VIII Много молилась о Коле Матери Божией, много плакала. Слышит меня Она и не оставит без присмотра душу Николая.

28/VIII Познакомилась с Машей из Костромы через Олега Кроткого. Она у меня в гостях. Я ей показываю фотографии. Она говорит то, что видит в человеке. Костя Кузьминский – человек уникальный. Может сделать открытие. Человек он хороший, лёгкий в смысле коммуникабельности, но не постоянно. С ним интересно. Он очень уязвим, жутко ранимая душа. В нём есть романтизм. У него проскакивает наивность. Я: «Он на меня похож?» Маша: «У него есть тот же стержень, что и у тебя».

Колины фотографии я показываю Маше разные и через интервалы. Паспортная фотография: «Ух ты, с этим человеком тяжело, особенно по началу. Долго стеснялся, потом стал похамывать, чтобы скрыть застенчивость. Бешеный эгоизм. У него трудный путь. Он должен всё попробовать, через всё пройти своей шкурой. Может сказать глупость, а может, сказать нечто глубокое. Очень одарённый духовно человек, но его всё время что-то закрывает. Или это порча, или он это делает сознательно. Одержимый бесом, может статься. Он может погубить. С ним лучше не общаться. Его скорей всего заколдовали. Заколдовали, чтоб другим не дать». Коле на фотографии 18 лет: деспот. Он хочет быть умней, чем тот, кто рядом с ним. Не добрый. Может заставить плакать. Он устаёт с умными женщинами, ему нужны глупые.

Коля в очках – интересный человек. Всё ему надо прощать. Он должен сделать что-то великое. Он может причинить боль другому человеку. Он способен любить только ту, что встретит раз и навсегда. Долго-долго не будет получаться у них двоих. События будут развиваться годами. Он может кого-то очень продвинуть вперёд.

Профиль Коли: странный человек. Странные у него увлечения. Поглощающий человек. Властелин. Хозяин. Коля с мамой – жестокий человек.

О Коле Танаеве – его кто-то предал. Он очень рано созрел духовно, раньше чем его сверстники.

О его сестре Ларисе Т. – несчастный человек. Её никто не понял. Добра.

Об Илье Ш. – очень властный. Всё хочет схватить. Ты для него тайна непознанная и его к тебе влечёт. У него могут быть волшебные руки.
 
О брате Германе – с ним трудно, когда долго общаешься. Людей, которые появляются изредка, он может очаровать.

О Саше Фрумкине: В нём есть какое-то великое зерно. В нём доброта есть.

О Лине Докторович – она добрая, от неё идёт тепло.

Надя Б. – жена Ильи Ш. – кого-то она шибко ненавидит. Хитра, коварна, лукава. Страшенная эгоистка.

Володя  Литвяк – это дитя очень противоречивое. Его любят женщины. Инфантилен, избалован.

Вера Х. – хищная. Льстивый человек.

Лена – внешне она людей любит, в душе их презирает. Она дворянка по происхождению? Она лицемерка. Добивается своего. Было в ней хорошее. Беги от неё – актриса.

Белла Гольдштейн – её окружающие не понимают, думают о ней хуже, чем она есть. Умна.

О моём друге Толе В. – он мне нравиться. Он мастер?

Бабушка Нина Владимировна Пехтерева – Здесь есть демон, он мучает её и других.
 
Леня Бабаджанян – он хороший. Много страдает, трудно живёт.

Маленькая фотография Кости К. – хороший человек, но может обмануть.
 
Иосиф Бродский – хороший, но есть недостатки, может обидеть.

Обо мне 18-тилетней – хороший человек, которого могут обмануть и могут заставить обманывать.

О Славе Ф., муже Леры Маша сказала: «В нём какая-то ложь. Он слабый».   

Маше об Игоре Нагишкине – «Это не он, за ним кто-то стоит. Он - одержимый». 
               
***

Вчера я слушала Петра Старчика. Покой, мир, тишина в душе, любовь после его музыки. Гуляли в лесу.

Маше 17 лет, с 2-х лет она пишет стихи. Очень много пережила, много знает, чувствительна, влюбчива, как я, хочет подражать Марине Цветаевой. Маша католичка. Мне было с ней очень хорошо и интересно. Весь день мы провели вместе. Она осталась ночевать. Мир струился в сердце от её присутствия. Маша говорит: «Есть давательная любовь и брательная».

29/VIII Вечером меня посетил Саша Кырлежев. Его сразу приняли во 2-й класс семинарии. «Во мне нет сенситивности, и я рад этому», - говорит он.

Я устаю от людей.

30/VIII Пётр Старчик: «Есть любовь платоническая, а есть захват».

Я призываю Борю Талесника к непрестанной молитве. «Или я не верю в силу молитв, или я ленив», - говорит он. Боря упрекал меня, что я перескакиваю с предмета на предмет, это антидуховно.

Маша человек, с которым мне было хорошо молиться, лучше, чем с Сашей Кырлежевым вчера.

«Как Маша?», - спросил меня по телефону Олег Кротков. «Интересный человек». Когда она уходила от меня, я стала плакать. «Не плачь, всё будет хорошо. Я буду молиться за тебя», - сказала Маша.
 
Я сегодня провожала Машу. Она была трагична, её друг Володя не пришёл её провожать. Она положила руки мне на плечи, и в меня полился поток благодатной энергии, как будто Машины руки были руками священника. «Ты благодатное существо. Ты Его посланница. Ты можешь исцелять», - сказала я, пережив это чудо. «Но меня опечалило, что ты только плохое видишь в людях. Я сегодня весь день от этого больна. Надо верить в людей. Плохое – это ведь болезни, которые пройдут».

Маша: «Я тебе желаю добра. Ты исцелишься. Таких людей, как ты, не забывают. Я тебе сразу напишу». Я: «Какой самый главный недостаток мне надо исправлять?» Маша: «Тебе надо быть проще».

Много думаю о муже, сейчас он представляется мне диким, странным, порочным, одиноким.

31/VIII День памяти Марины Цветаевой.

Олег Кротков: «Вчера я почувствовал в тебе тяжесть, которая связана с Колей». Он ещё сказал, что Коля должен пострадать, я не должна смягчать его путь ко мне, он должен сам идти, я не должна ему помогать.

Послала письмо Маше в Кострому.

1/IX Снилось, что из Колиной комнаты выходит его первая жена Лена. Я говорю ей: «Ты что, издеваешься?» Она морщит нос. Потом Коля обнимает меня. Проснулась с тягостным чувством.
 
Была в школе, на лицах детей просматриваются звериные инстинкты, немногие лица светлы и грустны, на некоторых хищность или порча.

Я, конечно, люблю Цветаеву, жалею, преклоняюсь перед величием её гения. Вчера молилась о ней. «Великая душа», - говорит о ней Пётр Старчик. Марина была ли титаном? Она родилась на земле с каким-то знанием. Мне это не дано.

2/IX Вот опять московская усталость обнимает и калечит сердце.

4/IX В книге «Посох путника» сказано: «Вы не могли поступить иначе». Значит, я не могла не стать женой Коли? Звонила  Маша Часовникова из Костромы. Она любит Петра, написала ему стихотворение, он назвал его «Алмазом». Петя хочет ехать в Кострому с Верой Х.
 
7/IX Гуляла с сыном Ани Г. Серёжей Шаргуновым, ему 3 года. Он говорит: «Что-то небо какое-то неправильное, какого-то другого цвета. Кто это его испортил?» Потом о ком-то спрашивает меня: «Ты этих парней боишься?» Я: «Нет пока». С.: «А когда начнёшь бояться?»

8/IX День святой Натальи. Снилось, что я в тюрьме и хочу свершить с кем-то побег.

12/IX Снилась дочь Лены сестры, которая стала моей дочерью, и я полюбила её.

13/IX Свекровь: «Мне тяжело смотреть, как ты собираешь вещи». «У меня нет надежды», - говорю я.

14/IX Пишу Маше Ч. уже третье письмо.

15/IX Была у Алёны Арманд. В ней появилась какая-то сухость. Я предложила перейти на «ты», она задумалась и согласилась. Моя влюблённость в неё погасла. Как жаль. Так мало тепла расточает сердце, а когда никого не любишь, то и вовсе холодно.

Мой рисунок.


Рецензии