***

КАШТАН

Когда в душе полярная зима,
И неизвестно, подойдет ли лето,
Бывает очень нужно, чтобы тьма
Пересеклась порой полоской света.
Эдуард Гольдернесс

         В один из холодных дождливых дней октября на фоне багряных листьев  я увидела цветущий каштан. Положила руки на ствол, обняла его, и он поведал мне свою историю.               
         Он был стар и мудр, но среди своих собратьев отличался стройностью и открытостью. Широко раскинутые ветви, словно руки, тянулись к небу стремясь обнять его. Но каштан обладал ещё одним удивительным свойством: он чувствовал людей, не только их настроение – сердца читал, души видел.  Что - то его радовало, но в основном этот дар приносил боль и разочарование. Знойное солнце обжигало крону, лютые метели ломали ветки, но это было ничто по сравнению с переживаниями от людских страданий, трагедий, от их цинизма и равнодушия.
     Словно в немом кино проносились воспоминания. Он помнит рыдающую женщину, обиженную подонками, оседающего у его ствола парнишку, получившего удар ножа, погибшего в аварии мальчика. Много чего помнит. Шумные свадьбы, радость от рождения детишек. Интересно, как разбиваются мечты и где люди теряют своё счастье?
       Дети. Каштану они нравились, особенно маленькие. Они такие чистые, наивные, искренние. Но ту потешную девчушку из соседнего двора он любил особенно. Она пряталась за ствол дерева, обнимала его своими маленькими ручонками, закрывала глазки и кричала маме: «Я спляталась, нетю». От этого прикосновения по стволу быстрей бежал сок, а ветки тянулись ввысь, благодаря небо за это мгновение.
      Девочка быстро росла и все реже обращала внимание на дерево. Если только осенью поднимет пару гладеньких каштанов, покрутит в руках и бросит.  Совсем недавно она делала из них смешных человечков и медвежат. Ему это так нравилось. А теперь, вот…. 
     Закончила девочка школу и с радужными мечтами уехала поступать в институт.
      Он всегда её помнил и узнал бы из тысячи. Она вернулась через много лет, осенью, неся на себе тяжесть нескладно прожитых лет. В глазах не было тех искорок, которые он так любил, только боль и безысходность. Её страдания отдавались в нем. Каждый день грустная, с потупленным взглядом она проходила мимо, обходя лужи, прячась под зонтом и зябко передёргивая плечами. Как хочется ей помочь! Напомнить о том, что холода не вечны, будет весна, возрождение! Надо только верить и не терять надежду. Он хотел согреть её своей любовью, подарить ей весну, но как?
     Был обычный серый дождливый день. Слякоть под ногами лезла женщине в душу. Чтобы привлечь её внимание, каштан сбросил колючий сундучок, который ударил её по руке. Женщина  сердито подняла голову: «Ах, это каш…». Увидев ЭТО, закончить мысль не могла. Замерла. На голых мокрых ветках старого каштана в обрамлении ярко-зеленых молодых листьев, словно в руках, в небо устремлялись белые «свечи». Она медленно подошла к дереву, положила ладони на ствол – вспомнила игру в прятки, смешных человечков, выпускной бал, мечты и надежды…. 
    Капли дождя падали на лицо и стекали по щекам, смешиваясь со слезами. Она пыталась сдерживаться, но, словно прорвавшуюся плотину, слёзы было не удержать. Это было очищение, обновление, пробуждение. В её сердце вошла весна.
                Ирина Виксниньш


Рецензии