Хитрый урок

Кученков М.






Хитрый  урок


пьеса для театра кукол
Инсценировка сказки братьев Грим
« Ёж и Заяц»


Действующие лица



Ёж – Пых          (деловитый)
Ежиха – Пыхтя       (ответственная)
Заяц - …     (хвастун)
Хор лесных птиц

















Кострома 2001
Действие происходит на опушке леса, близь деревенской окраины. Звучит вступительная увертюра. Открывается сценическая площадка, на которой появляются лесные птицы и поют свою песню.
Хор птиц

                Мы в гости пришли к вам, ребята привет!
День добрый девчонки, мальчишки!
Хотите услышать, узнать, посмотреть
Историю про хвастунишку?

Представьте картину вот поле и лес,
И где-то на этой опушке
Семейка колючая в лучшем из мест
Живёт себе в норке-избушке.

Ежи симпатичная пара вполне
Участвуют в нашем спектакле
Нельзя различить их! Похожи как две…
Как сколько?
                Как что?
                Как две капли!

Во время песни как бы в предутренней дымке появляются декорации края леса, часть полянки с  подворьем и домиком, напоминающим пенёк под крышей, где живут ежи. Под окошком находится небольшая клумба с яркими цветами.  Плавно вступает музыка утреннего леса, свет становится ярче, из домика выходит ежиха и осматривается.

Ежиха:   (потягиваясь)  Утро! Как хорошо! Доброе утро, лес! (лес отвечает шуршанием травы, покачиванием ветвей деревьев, шелестом листьев, отзвуками машущих крыльев и эхом птичьих голосов.)  Доброе утро, цветочки (цветы слегка кланяются, приветствуя её нежным звоном колокольчиков)
Ёж:          (высовываясь из окна домика, смачно крякает,  увидев ежиху,  бодро здоровается)  Доброе утро, Пыхтя!
Ежиха:   Доброе утро, Пых!
Ёж:           Утро, в самом деле, доброе! В это время дышится легко, мысли в голове светлые и хочется делать что-то хорошее!
Ежиха:   А что же мы сегодня будем делать?
Ёж:          Дела всегда найдутся, главное не лениться! (оглядывает двор) Надо подмести тропинки вокруг домика. Набрать шишек для самовара, натаскать сухой соломы и зимой у нас будет мягкая и тёплая постель.
Ежиха:   А я тогда схожу в лес за земляникой и листьями смородины для чая. Потом наберу много грибов, повешу сушить, и всю зиму мы будем кушать вкусную грибную похлёбку с желудями и корнями одуванчика.

             (Ежи, переглянувшись, весело принимаются за работу и поют свою песню)

Песенка ежей
               
Много дел…
Много дел…
Нам с тобой нельзя лениться
Лень прогоним, пусть уйдёт
Важно каждый день трудиться
В жизни так лишь повезёт

Не ленись, трудись до пота
Добрых дел не перечесть
Тем, кто славно поработал
По труду хвала и честь
Много дел…
Много дел…
            
Музыка песенки продолжает звучать. Пыхтя, собирается в лес, надевает фуфаечку, берёт корзинку и уходит. Пых в это время  таскает шишки,           несёт охапку соломы, затем принимается подметать двор. Работа кипит.

Ёж:         Вот и хорошо. Кое-что уже сделано. Можно немного отдохнуть. Буду корзинку плести.
           Пых отставляет метлу, уходит в домик. Возится там, но не долго. Выходит с не доделанной корзинкой, принимается доплетать. Издалека с нарастанием слышится суматошная музыка,  вперемешку с собачим лаем.
                Что за переполох? Кто-то бежит?
             С другой стороны от дома выбегает взъерошенный заяц с морковкой в лапе.
Заяц:      (кричит в сторону, откуда бежал)  Ну что догнал?
Ёж:          Здравствуй, Заяц.
Заяц:       (оборачиваясь, испуганно вскрикивает) А - ай!
Ёж:          Чего испугался? Это же я.
Заяц:       А- а. Это ты, колючий. Привет.      
Ёж:           Кто это тебя гонял?
Заяц:       Чего!? Скажешь тоже, гонял. Так, размялись немного.
Ёж:         А что это у тебя? Морковка?
Заяц:       Ага! Только – что с грядки. Я в деревню, на огород бегал. Ох, и полакомился! Одну, другую, третью… Вкусно! Съел бы больше, да деревенский пёс Чижик помешал. Как кинется за мной, хотел поймать, но я убежал (протягивает ежу стащенную морковку). Угощайся!
Ёж:         Э-э нет. Не надо!
Заяц:      Бери. Мне не жалко. Я ещё натаскаю.
Ёж:          Да ведь это не хорошо.
Заяц:       Что не хорошо?
Ёж:      Чужое брать. Люди эту морковку сажали, поливали, пололи, целое лето ухаживали. А ты пришёл и взял её без всякого разрешения.
Заяц:       Так ведь она не одна, там её целое поле растёт.
Ёж:          Дело не в том сколько, а в том, что без спроса.
Заяц:      Подумаешь! Съел пару штук. Не убудет!
Ёж:          Не ты ведь сажал.
Заяц:       Не надо меня учить.
Ёж:         Тебя надо не учить, а проучить!
Заяц:      Уж не ты ли собираешься это сделать? Посмотрите на него! Этот маленький пучок с иголками собирается меня воспитывать.
Ёж:          Если ты будешь мне грубить, я тебя накажу.
Заяц:       (нарочито) Ой как я испугался, (с насмешкой) догони сначала.
Ёж:         (утвердительно)  И догоню!
Заяц:      (удивлённо)  Кто? Ты? (дико смеётся)
Ёж:          (твёрдо)  Да! Я!
Заяц:      (давясь от смеха)  Ты это серьёзно?
Ёж:          (с иронией)  Вполне.
Заяц:      (хвастливо с помпой)  Я же первый бегун в лесу.
Ёж: Был первым, станешь вторым! Посмотрите на этого длинноногого хвастуна, он думает, что бегает быстрее всех. Я, Заяц, тебя не только догоню, но и перегоню.
Заяц: Да-а? А может, посоревнуемся?
Ёж: Хорошая мысль.
Заяц: Тогда бежим кто быстрей!
Ёж: Чуть позже, Заяц.
Заяц: Это почему?
Ёж: Хотя бы потому, что… мне нужна тренировка. Я должен подготовиться, размять ноги…

Заяц: Размять чего?.. Ноги?.. Вот эти кривые, короткие топалки! (звонко смеётся)
ЁЖ: Ты можешь смеяться, сколько хочешь, но соревнования начнём ровно в полдень, по третьему сигналу кукушки! (зовёт птицу) Кукушка! (кукушка прилетает, ёж объясняет ей) Сегодня в полдень дашь старт нашему соревнованию. (Кукушка одобрительно отвечает и улетает, ёж обращается к зайцу) Бегать будем от моего домика до морковных грядок и уговор! Проигравший никогда больше не будет шастать по чужим огородам. А ещё…
Заяц: (быстро перебивая ежа) А ещё… Проигравший никогда больше не будет воспитывать и перестанет совать нос в чужие дела. А к ужину приготовит большой яблочный пирог.
Ёж: (задорно, утвердительно) Согласен
Заяц: (ехидно хикикает) Тогда до встречи!
Ёж: (с издёвкой) К старту не опоздай, (заяц, продолжая смеяться, уходит) зря смеёшься глупый зайчишка. Я знаю, как тебя обогнать.
Ежиха: (появляется из леса, на колючках грибы, в одной лапе корзинка с ягодами в другой пучок веток с листьями, Пых её не замечает) Пых, вот и я! Смотри, сколько всего набрала.
Ёж: Пыхтя, ты пришла во время. Я сейчас такую кашу заварил!.. С пирогом!..
Ежиха: Вот молодец, давай обедать.
Ёж: Обедать?.. Но обед не готов.
Ежиха: Не готов?.. А каша?.. А пирог?..
Ёж: Пирог у нас будет на ужин, а вот кашу нам придётся расхлёбывать вместе.
Ежиха: Я ничего не понимаю. Ты можешь толком мне сказать, обед готов или?..
Ёж: Пойдём в дом, я тебе всё объясню.
.
В это время, птицы, узнав о необычном споре ежа с зайцем, начали бурно обсуждать эту проблему. Каждый пытался отстоять своё мнение.
Хор птиц
                Поверьте мне, глупый пустой разговор
Ведёт себя ёж как мальчишка.
Напрасно затеял он весь этот спор,
Что нынче обгонит зайчишку.

Не знаю, не знаю, наш ёжик умён,
Он толстые книжки читает.
Надеяться будем, что выиграет он…
Куда там, ваш ёж проиграет.

Задиру зайчишку пора проучить.
Ёж действовать должен умнее,
Сумеет он в споре тогда победить.
Но бегают зайцы быстрее.

Спор выиграют вместе не ёж, а ежи,
Они как две капли похожи.
                Пусть заяц один эту трассу бежит,
Ведь он различить их не сможет.
Закончив спор, птицы с гамом разлетаются в разные стороны. Из домика выходят ежи. Если до этого на них были надеты различительные детали одежды, то теперь, без этих деталей, они стали абсолютно одинаковые. Чувствуется, что Пыхтя в заметном  волнении.

Ежиха: Ой, Пых, боюсь, что из твоей затеи ничего не получится.
Ёж: Не волнуйся, Пыхтя, главное будь сосредоточенной и сохраняй серьёзный вид. Пойми, только так мы его сможем проучить. А зайчишке и в голову не придёт заподозрить нас в подвохе. (Пыхтя пытается что-то возразить) Пора идти, скоро полдень. Тебе нужно скорей добраться до морковных грядок. (Потихоньку пыхтя и охая, ежиха уходит) Бегать с зайцем на перегонки дело не лёгкое для ежей даже безнадёжное. Но!.. быстроту его ног можно победить. Как?.. Вот тут и нужна смекалка. В общем,  Зайца надо проучить, (слышится музыкальная тема зайца) вот и он лёгок на помине. (Ёж уходит в дом, к домику выбегает разгорячённый заяц)
Заяц: (притворно удивлённо в сторону еженного домика) Что это? Меня никто не встречает? (начинает по детски куражиться) А может этот колючий выскочка испугался? Ага-А, он понял, что меня ему не обогнать и сразу взялся готовить мой любимый яблочный пирог!..
Ёж: (выходит из домика) Уже готов?
Заяц: (удивлённо с испугом) Кто, пирог?..
Ёж: (с усмешкой) Нет, ты, Заяц.
Заяц: (возмущённо) Издеваешься?!.. Давай на старт!
Ёж: (спокойно) Давай на старт. (Зовёт кукушку) Кукушка!
Кукушка: (подлетела к ежу) Ку-ку.
Ёж: Начинаем.
Кукушка: (одобрительно) Ку-ку.
Ёж: (командует) На старт!
Кукушка: Ку-ку.
Ёж: Внимание.
Кукушка: Ку-ку
Ёж: (резко) Марш!
Кукушка: Ку!
Заяц резко бросается с места, Ёж делает небольшую пробежку и возвращается к домику, общается с кукушкой.
Ёж: (с преувеличенным умилением и смеясь) Хороший старт. А какой финиш будет. Пыхтя только, не подвела бы, а то засмущается…

Кукушка, соглашаясь с ежом, кивает головкой и,  хихикая,  кукует. Здесь
смена картин. Декорации двора ежей меняются на панораму  открытого поля, по которому, не спеша, бежит заяц и самодовольно  поёт свою песенку.

Песня зайца

Бегу, бегу, бегу, бегу,
Я всех быстрей бегу.
Сомненья нет, что всех вокруг
Я обогнать могу.

И даже спорить нечего,
Что нет быстрее ног.
Ежу придётся к вечеру
Готовить мне пирог.

Бежит дальше. Смена картин. Здесь часть огорода с морковными грядками.
У изгороди стоит Пыхтя, прислушивается к пению. Под конец музыки
выбегает  заяц, натыкается на ежиху. Оторопел.

Ежиха:  (слегка смутившись) До чего же ты хорошо поёшь. Просто талант. Я и не знала. (Чувствуя, что оговорилась, запела) Ла-ла , ла-ла. Не знал я.
Заяц: (откровенно удивлён) Ты!?.. КАК!?.. Почему!?..
Ежиха:  Почему не знал-то, так ты раньше не пел.
Заяц: (взбешённо) Не-е-ет! Почему ты здесь?
 Ежиха:  (притворное удивление) А где мне быть, мы же соревнуемся. Сам видишь, Я первый к финишу пришёл.
Заяц: Нет! Это я пришёл, а ты, наверно, на чём-то прилетел! (Созрела догадка) Воспользовался моей заминкой!.. Пока я там ля-ля-ля, Ты прошмыгнул незаметно. Какой хитрец!
Ежиха:  Сам виноват, не отвлекался бы. А-то, ля-ля, ля-ля!
Заяц: Не считается, бежим ещё раз!
Ежиха: Как ещё? Бежать обратно? Мы так не договаривались!
Заяц: А хитрить договаривались!
Ежиха: Но ты же сам…
Заяц: (резко осекает) Без разговоров. (Командует) На старт!
Ежиха: (недовольно пыхтя) На старт, так на старт.
Заяц: Внимание.
Ежиха: (ехидно) Я жду тебя у своего домика.
Заяц: Марш!

Заяц срывается с места и исчезает, ежиха смотрит ему в след.

 Ежиха: Резво сиганул. Молодец. Только ведь опять проиграет. Сейчас его там  Пых встретит, уж он то не растеряется. А я… Я пока здесь посижу, на всякий случай.
Смена картины. Декорация поля. Заяц бежит в обратную сторону               
ускоренным темпом. Поёт песню.

Вторая песня Зайца

Бегу, бегу. Быстрей, бегу.
Лечу,  не чуя ног.
Понять ни как я не могу,
Как обогнать он смог.

Придётся мне резвей бежать,
Бежать ещё шустрей.
Пирог добуду у ежа!
Я бегаю быстрей!

Смена картин. Здесь дом ежей. На крыльце сидит Пых, плетёт корзину.
Выбегает заяц, увидел ежа, оторопел.

Ёж: (увидев зайца, деловито) А-а, прибежал, наконец-то. Я уж пол корзинки сплёл. Где ты ходишь! (Усмехается)
Заяц: (изумлённо) Кто?.. Я?.. Прекрати надо мной смеяться!
Ёж: Что ты, Заяц, как можно. Я не смеюсь, я удивляюсь! Как ты убежал от деревенского пса Чижика, если не можешь обогнать меня.
Заяц: Я в панике! Такого просто не может быть! В чём здесь секрет?
Ёж: Секрет?.. В том, что я хочу попробовать твоего яблочного пирога.
Заяц: Не дождёшься! Меня же в лесу засмеют. Где это видано, что бы ёж обогнал зайца. Бежим в последний раз. На старт.
Ёж: Ещё раз?
Заяц: Внимание. Марш! (Убегает)
Ёж: Эх! Глупый зайчишка. Полагаясь на свои длинные ноги, совсем забыл про голову. (Уходит в домик)

Смена картин. Заяц, под ускоренную мелодию своей песни, мчится  по полю
в сторону огородов. Смена картин. Изгородь морковных грядок. Вперёд,
назад раздражённо ходит ежиха, ворчит.

Ежиха: Эта затея мне порядком надоела!.. Сколько же я буду прохлаждаться?.. Что у меня других дел нет?.. Чего стою? Кого жду?  Бегуна этого длинноного? (Вдалеке слышится музыка, напоминающая о приближении зайца) Опять бежит. Я так и знала. Всё, хватит! ( Вбегает заяц, ежиха ему в упор) Я говорю, хватит! Если тебе нравится бегать, пожалуйста, бегай, но без меня! Так я могу до утра стоять и ждать, когда ты набегаешься, всё! Я ухожу. Вместо догонялок лучше бы делом занялся, лентяй.
Заяц: Так это что?.. Я проиграл?.. (Хлюпает носом)

Грустно звучит музыка, под которую заяц так весело бегал. Повесив голову, заяц уходит. Слетаются птицы, обсуждают произошедшее событие.

Песенка птиц

Вы слышали новость? Вот это рекорд!
Шумит вся лесная округа!
Ёж выиграл у Зайца, и я очень горд
  Победой колючего друга

Ура победителю! Ёж - чемпион!
Хвастун проиграл состязанье!
И, кстати, пирог-то печёт нынче он,
Такое ему наказанье

Нельзя победить на пролом и в наскок,
И Заяц признал пораженье.
Дал ёж хвастунишке хороший урок
Достоинства и уваженья.

Смена картин. Декорации дома ежей. У домика стоит стол. Пых выносит самовар, Пыхтя две чашки. Готовятся к ужину.

Ежиха: Всё готово, можно ужинать.
Ёж: Давай немного подождём. А на стол, я думаю, надо поставить…          
(Уходит в домик, возвращается я чашкой).
Ежиха: (возмущённо) Третью чашку?
Ёж: Конечно, у нас же будет гость.
Ежиха: (с укоризной) Кто? Этот нахальный Заяц? Думаешь, он придёт, да ещё с пирогом? (Сердито) Сомневаюсь!
 Ёж: Вот увидишь, Зайчишка придёт. Он только с виду задиристый. Теперь ему стыдно за своё поведение, он же   проиграл.
Ежиха: Это не он проиграл, это мы его обманули.
Ёж: Нет! Мы его не обманывали, мы с ним играли. Это игра такая.
Ежиха: Какая такая «Кошки-мышки» что ли?
Ёж: (раздражённо) Да нет же «Кошки-мышки» это игра на ловкость. А мы играли на внимание.
Ежиха: Да, вон оно как?  
Ёж: Да, так! Он должен был отличить нас друг от друга. Догадаться, что здесь у домика один ёж, а у морковных грядок другой. И будь он немного внимательней, наверняка бы выиграл.
Ежиха: (искренне сожалея) И всё же мы его обманули.
Ёж: (раздражённо) Думай, как хочешь, но Зайца подвела самоуверенность.
Ежиха: Вот по этому он и не придёт!
Ёж: А как же уговор? Он слово дал!
Ежиха: Ой, Пых, какой может быть уговор с воришкой, таскающим чужую морковку!  (Звучит музыка на появление зайца)
Ёж: Это он, я же говорил.
Ежиха: (торопливо уходя в дом) Надо же едёт!

Тихо бредя, опустив голову, к дому ежей подходит Заяц, неся с собой какую-
то коробку.

Ёж: (немного растерянно) Добрый вечер, Зайчик.
Заяц: (с деланной заносчивостью) Привет!.. Ждёшь?..
Ёж:      (как бы пытаясь в чём- то оправдаться) Да я вот…Да вот я…
Заяц: (продолжая в таком же тоне) Ага, думал я не приду?
Ёж: Да нет… Да я…
Заяц: Ага, думал, раз я проиграл, так и совесть потерял? Держи, тебе. (Протягивает ежу коробку)
Ёж: Спасибо, ты не обижайся.
Заяц: Какие обиды, сам виноват. Понадеялся на себя, не рассчитал силы, не оценил противника, вот и результат.
Ёж: Как ты верно говоришь.
Заяц: Да, в спорте не до шуток.
Ёж: (открывая коробку) Какой прекрасный пирог!
Заяц: (переменив тон, с детской радостью) Правда?
Ёж: Сразу видно, ты очень старался.
Заяц: (довольный собой) Чего там, я ещё не это могу.

Из домика выходит Пыхтя, на ней надеты платок и фартук. Увидела Зайца.

Ежиха: А, гость долгожданный, пришёл таки.
Заяц: (удивлённо) Ой! А это кто?
Ёж: Пожалуйста, познакомься, это моя жена, Пыхтя.
Ежиха: Ну, хватит говорить, хватит. Давайте за стол.
Заяц: (что-то заподозрив) Погодите, погодите, какая жена? Я это «хватит» Уже слышал! Там, у морковных грядок. (Всматривается в ежей) А вы подозрительно похожи друг на друга. (Восклицает) А-а, я понял!..
Ёж: Послушай, Заяц, позволь мне объяснить.
Заяц: Не позволю! Теперь мне понятно как ты меня обогнал!
Ежиха: Он тебя правильно обогнал, не будешь задираться!
Ёж: Что же ты сердишься, заяц?
Заяц: А вы на моём месте, что бы делали? Молчите? Обманщики.
Ёж: Мы тебя не обманывали, мы тебя наказали!
Заяц: Виноват-то я в чём?
Ежиха: А в том, что ты зазнайка, задира и хвастун! По этому и получил по заслугам. В следующий раз будешь знать, как обижать других.
Заяц: Я ни кого не обижал.
Ежиха: Не обижал? А вспомни-ка.
Ёж: Разве ты забыл, как сегодня утром смеялся надо мной. Неужели не помнишь: «Маленький пучок с иголками, у которого кривые короткие потолки». Ты сейчас обижаешься, винишь нас за то, что мы тебя обманули. А разве мне не обидно было, когда надо мной надсмехался зазнавшийся мальчишка. Вот я и решил проучить тебя. Уговор помнишь?
Заяц: (пристыжено тихо) Помню. Никогда не брать чужого.
Ёж: А я уж подумал, что память у тебя короче твоих ног.
Заяц: Простите меня, пожалуйста. Я понимаю, что вёл себя не хорошо.
Ежиха: Не то, что не хорошо, просто отвратительно.
Ёж: Подожди, Пыхтя, нельзя же так. Видишь ему стыдно. Видишь, он осознал своё не правильное поведение. Так ведь, Зайчик?
Заяц: (заяц соглашается, чуть не плача кивает головой) Да…
Ёж: И теперь он знает, что за любые проступки неизбежно придётся отвечать. Верно, я говорю?
Заяц: (в том же состоянии) Да…
Ежиха: (успокаивая зайца) Вот и правильно. Вот и молодец. Хорошее поведение это целая наука.
Ёж: Совершенно верно, будем считать, что сегодня мы тебе преподали первый урок.
Ежиха: Урок вежливости и уважения.
Заяц: (просветлев от улыбки) Ёжик, а все-таки согласись, это был хитрый, очень хитрый урок.
Ёж: Иногда случается так, что без хитрости никак нельзя.
Заяц: Я понял, спасибо вам. Вы такие умные и добрые! Можно мне к вам в гости приходить?
Ёж: Конечно можно, будем дружить!
Ежиха: Ну, хватит, хватит говорить, давайте пить чай!
Заяц: С пирогом?
Ёж: С твоим вкусным пирогом!

Все дружно смеются и садятся пить чай. Слетаются лесные птицы, обсуждают между собой происходящее, поют финальную песню.
Хор птиц

На этом закончился хитрый урок.
Желаем сказать в завершенье
Здесь дело не в том кто готовил пирог,
А в дружбе, большом уваженье.

Отныне стал Заяц гораздо умней.
Вы это увидели сами.
Он понял, как трудно прожить без друзей
И легче быть вместе с друзьями.

Дразнить, тех, кто слабже и меньше, нельзя!
Нельзя обижать и смеяться!
Вам всем за вниманье спасибо, друзья.
Пришла нам пора расставаться.



К О Н Е Ц



                Кученков Михаил Юрьевич


156002 Кострома.
Д т (4942)45 33 24
Gsm 8 953 65 42 42 7
skazoved@mail.ru
kychenkov@rambler.ru

Право на постановку с согласия автора.


Рецензии
Поздравляю со 150 000-м!

Рафаил Габдулин   29.10.2010 19:24     Заявить о нарушении
Чтобы понять, что это у вас за число 150.000, приглашаю:
http://www.proza.ru/2010/10/29/70
С уважением -

Леонид Николаевич Маслов   30.10.2010 17:13   Заявить о нарушении