Отражение

Я оторвалась от статьи по психоанализу, встала из-за компьютера и побрела на кухню: надо же поесть хоть раз за день. Проходя через гостиную, привычно посмотрела в висящее на стене зеркало и… застыла на месте – что-то жутко странное было в моём отражении.  Всмотрелась внимательно и похолодела: из зеркала на меня смотрело чужое лицо! Нет, не в переносном смысле - в прямом! То, что я видела в зеркале – было явно не моим отражением! Чем дольше я  вглядывалась в это лицо, тем страшнее мне становилось. Из зазеркалья  с удивлением и страхом смотрела черноволосая  худая  женщина лет пятидесяти. Огромные черные  глаза, обведенные темными кругами, тонкий удлиненный нос, желтоватая дряблая кожа,  худая высокая шея…
 "Что это со мной?!  Этого не может быть!  Наверное, это какой-то вид галлюцинации и надо просто  переключиться". Я сделала над собой усилие, оторвала взгляд от зеркала, быстро прошла на кухню, села за стол и попыталась найти разумное объяснение увиденному.   Сердце тяжелыми ударами билось в грудную клетку, словно я только что пролетела стометровку, спасаясь от  стаи волков. Мысли путались, а перед глазами навязчиво всплывало  увиденное  лицо.  Где-то в области солнечного сплетения всё ощутимее  росла  тревога, тянула к горлу  холодные пальцы,  перекрывая дыхание комом  тошноты.  "Нет, паники нельзя допустить!". Я  постаралась наблюдать реакции тела как бы со стороны - дело привычное. Не хотелось думать, что я сошла с ума…
 "Надо понять, что происходит. Господи, помоги!" - зашептала я. И тут память услужливо высветила картинку -  мой эксперимент с зеркалом, который я проводила несколько лет назад. 

Тогда я  решила испробовать тратаку – это одно из упражнений йоги,  во время которого нужно смотреть немигающим взглядом  в одну точку. Тратака помогает  лучше понять принцип работы ума,  развивает концентрацию, расширяет осознание, а еще улучшает зрение.  В те годы  я как раз  почему-то стала хуже видеть. Впрочем, я  не очень-то и верила в чудодейственные лечебные свойства этого метода, но страсть ко всему неизведанному и таинственному  подстегивала моё любопытство.
 Что  конкретно меня может ожидать во время  этой своеобразной медитации - я толком не знала,  но постаралась  в точности соблюдать все рекомендации, описанные в книге индийского автора. Я закрылась в темной ванной комнате, зажгла две свечи, села напротив зеркала, и сосредоточила взгляд  на своих глазах в отражении. Так, глядя глаза в глаза, необходимо было сидеть не более пяти минут, но моргать настоятельно не рекомендовалось. 
И вот я сидела  на неудобной табуретке, таращилась в собственные глаза и наблюдала проплывающие мысли. А мысли были примерно такие: «Вот идиотка! Почему я  блюдце-то под свечи не поставила – сейчас воск накапает с подсвечника на полку. Совсем ничего интересного не происходит, чего я тут сижу... Нет, надо же расслабиться: было сказано, что нельзя напряженно ожидать».  Глаза начали слезиться уже на первой минуте, смотреть становилось всё труднее, а вскоре слёзы потекли из глаз ручьями, но зато мысли сами собой исчезли.
И вдруг я заметила, что кое-что изменилось – противоположная зеркалу стена с дверью и свечами вдруг  стала  исчезать…
В течении нескольких секунд в зеркале, кроме моего отчетливого отражения, не осталось ничего – словно белый туман окутал лицо и плечи. Я не выдержала и оглянулась – стена была на месте, как и все остальные предметы. Я снова посмотрела в зеркало, но там  тоже  появилось обычное отражение. 
"Тьфу ты! – подосадовала я. – Какого черта я  не сидела смирно! Теперь придется все начинать сначала". Я снова уперлась взглядом в свои глаза с твердым намерением  досмотреть до конца, что бы там ни стало происходить. На этот раз все пошло гораздо быстрее – видимо потому, что моя вера в чудо усилилась –  уже в первую минуту  пространство возле моего отражения затуманилось и исчезло. А затем и само отражение стало расплываться, подернулось дымкой, а зеркальная поверхность превратилась в какую-то жидкую  субстанцию, похожую на  расплавленное серебро. 
Я вглядывалась  в центр зеркала, где только что было мое отражение, и ничего не видела, кроме маленькой темной точки: она находилась в центре неглубокой колеблющейся воронки, в которую превратилась зеркальная гладь.
Но вот точка начала разрастаться и стала быстро превращаться  в отражение. Оно проявлялось всё отчетливее, пока не показалось лицо...  совершенно незнакомой  женщины. Я напряглась: почему-то подумала, что она сейчас со мной заговорит. Жуть! Усилием воли я заставила себя остаться на месте, вспомнив о коварстве воображения, если позволить страху разрастаться.  "Я не нервная дамочка, я - образованный человек, изучающий  работу сознания. И то, что я вижу - это просто  работа ума. Всего лишь мысленная картинка –  нужно наблюдать спокойно, что будет дальше».
Это осознание   меня как-то очень успокоило, и я  стала  даже с интересом  разглядывать лицо незнакомки. (Уже после  эксперимента я вспоминала, что в тот момент я не удерживала взгляд на одной точке, а слезы перестали щипать глаза). Женщина в зеркале была чем-то неуловимо похожа на меня, но была значительно старше. Она смотрела мне в глаза усталым, но спокойным взглядом.
"Может быть, я вижу саму себя, но в будущем?" – мелькнула догадка. И эта мысль каким-то образом всколыхнула, как бы  вспугнула зеркальную поверхность, и она снова стала изменяться. Изображение незнакомки  плавно трансформировалось, и на месте её головы возникло бородатое мужское лицо. 
"Ну это вообще  ни в какие рамки не лезет! Это еще кто?" – снова заметался страх. Но его  тут же одёрнула четкая и ясная  мысль, словно выплывшая  откуда-то со стороны, она не была окрашена никакими эмоциями: «Просто наблюдай - не пытайся анализировать». И я  послушно успокоилась.
Так одно за другим  лица  в зеркале сменяли друг друга, и когда на месте последнего из них проявилось моё привычное отражение, я даже не сразу его узнала. Смотрела  на своё лицо и удивлялась: столько всего нового открылось в нем, вернее того, на что я привычно и давно не обращала внимания. Я смотрела оценивающим взглядом: как на лицо знакомого человека,  которого  давно не видела.   

После того эксперимента прошло много лет. Тратаку я практиковала  не очень долго, но  сделала для себя  много разных открытий, многое поняла, стала иначе относиться к своему отражению в зеркале. Зрение, кстати, нормализовалось.

Эти воспоминания немного успокоили меня, словно  ожидание чего-то неминуемого ослабило хватку  и дышать стало легче. Я произнесла  как заклинание:
- Любое отражение - это просто умственная картинка.
"Но как же это произошло сегодня! Каким образом  без всяких  медитаций я увидела какую-то тётку вместо своего отражения! Неужели от усталости... Хорошо, – решила я, - раз я сейчас  понимаю, что это было мимолетное  «выпадение из привычной реальности», надо пойти и убедиться, что все нормально".
Я решительно поднялась и снова пошла в гостиную. Но чем ближе я подходила к зеркалу, тем меньше становилась моя решимость,  а сердце вновь усиленно заколотилось. И когда я подошла вплотную, что-то уже было не так: сама комната как бы неуловимо изменилась.  Я медленно подняла взгляд с пола на зеркальную поверхность и  ахнула: из зазеркалья на меня по-прежнему смотрела все та же испуганная черноволосая женщина. Её взгляд пронзил меня иглой страха и от этого пространство вокруг начало колыхаться и надсадно звенеть каким-то противным нудным звуком, словно туча комаров.
- Да кто ты, черт возьми! – крикнула я и отпрянула от зеркала. И вдруг случилось самое непонятное: отражение в зеркале не повторило моих движений. Это было  более чем странно!   Незнакомка словно окаменела от ужаса и молча смотрела на меня  выпученными немигающими глазами. Отчаянье  заметалось в груди и сдавило тисками желудок.
И тут  я сделала то, что всегда делаю в минуты крайней опасности –  взяла себя в руки. В прямом смысле охватила  ладонями виски, с силой сжала, потёрла лицо, зажмурив глаза - мысли на несколько секунд исчезли.  Я  потрясла головой, с шумом выдохнула и отошла от зеркала вглубь комнаты. Главное в такие минуты – успокоиться и отключиться от всех эмоций, уступив место холодному рациональному уму.
"Так… Во-первых, я не могла сойти с ума – я не слабонервная психопатка. Во-вторых, я не настолько устала, чтобы видеть всякие глюки. Какое может быть разумное объяснение происходящему?"
Привычка сделала своё дело - тело  расслабилось после постановки  вопроса, я отключилась от всех размышлений, и  тут из пустоты, откуда-то издалека, пробившись сквозь тёмные  тучи страха, прилетела ясная мысль и озарила : «СОН. Да это же сон! Я просто сплю! Вот балда! Надо же, какой реалистичный сон!"
Я быстро оглядела комнату, ища в ней те детали, которые не совпадали бы с моей реальной квартирой. Со мной уже случались подобные прозрачные, как их принято называть, сны, когда спящий человек внезапно осознает, что видит сон. И сразу после осознания я всегда начинала замечать несовпадения с реальной жизнью. Так и есть!
Комната  совсем мало похожа на мою: другие обои, ковер, диван стоит не на том месте… Слава Богу! Страх  растворился, и я облегченно вздохнула.
Ну, теперь можно и поговорить со «своим»  здешним отражением. Во мне проснулся учёный, а вместе с ним исследовательский интерес.
"Как-то странно оно себя ведет!- удивилась я. -  Если я сплю и вижу сон, то во сне я могу быть какой угодно, но отражение-то все же должно повторять мои жесты. Или не должно? Во сне действуют другие законы."
Я  подошла к зеркалу и смело в него взглянула.  Тётка  смотрела на меня из зазеркалья, словно кролик на удава. 
- Да, не бойся ты! –  буркнула я   и  натянуто улыбнулась: почему-то её затянувшееся непонимание и испуг начали раздражать . - Это просто сновидение. Я вижу сон, а ты - персонаж моего сна, - но, взглянув  в её недоверчиво прищурившиеся глаза,  добавила, - Понимаешь?
И сама тут же пришла в некоторое замешательство: "А сама-то я всё ли правильно  понимаю!"
Я вспомнила, что и раньше в осознанных снах  пыталась рассказывать людям, обитателям моего сна, что они всего лишь персонажи моего сновидения,  но они никогда мне не верили.  С какой стати  мне должна поверить женщина, которая даже не является  человеком: она моё отражение. Но она же так не думает! Ведь именно меня  она считает своим отражением.  Опыта общения с отражениями у меня еще не было - дурдом какой-то... И тут я услышала ее сдавленный голос:
- Я сошла с ума?!
"Приплыли, – удивилась я, - отражение еще и разговаривает, причем, совсем другим голосом, чем у меня, но мысли мои улавливает".
- Да нет, нет! Что ты! –  я уже ничуть не сомневалась в своей гипотезе, и мне хотелось, во что бы то ни стало, её успокоить. И тогда я решила зайти с  другой стороны.  - Не знаю как тебе объяснить…Это на самом деле сон. Ты спишь и видишь меня во сне – это просто кошмарное сновидение. Сама подумай, разве отражения  могут разговаривать?  Я тебе обещаю, что вскоре ты проснешься  и поймешь, что видела сон.  Но сначала ответь мне на один вопрос.  Какой ты меня сейчас видишь? Как я выгляжу...э... с твоей стороны?" 
Было заметно, что женщина мне поверила или просто немного успокоилась, глядя на  мое спокойное поведение. Во всяком случае, взгляд у нее стал более осмысленный, и несколько мгновений она смотрела на меня оценивающим взглядом. Более ровным, чем до этого, голосом она начала говорить:
- Ты черноволосая, худая. У тебя темные большие глаза, прямой тонкий нос. Ты выглядишь усталой. А...
- Подожди, – прервала я её на полуслове, - это  тебя  я вижу такой. Но в реальной жизни я  зеленоглазая шатенка с волнистыми волосами и вздернутым носом и у меня вполне здоровый вид…
- Так это ты меня сейчас обрисовала! – воскликнула  незнакомка.
- А как тебя зовут? Не Надежда случайно? – спросила я, хотя уже догадывалась, каков будет ответ.
- Да, Надежда. А откуда ты знаешь?  И как звать тебя?
Я рассмеялась и объяснила больше себе, чем ей:
- Ну, конечно же! Как еще могут  меня звать, если не Надежда – я же твоё отражение.
"Слава богу, - обрадовалась я, - хоть имя осталось прежним. Внешность в этом сне у меня другая, но  имя и воспоминания  о прошлом все же остались реальные. Странно только то, что она более пуглива и менее сообразительна, чем я. Хотя…Чего на зеркало пенять, коли рожа крива!"
Моё отражение обиженно поджало губки, но гордо промолчало, словно прочитав мои мысли.  До меня стало доходить…
"Вот это сон! Да это же настоящий урок! Я вижу в отражении свои… ОСУЖДЕНИЯ. Ведь мне на самом деле не нравятся  трусливые  истеричные люди. Я  с некоторым презрением  отношусь ко всяким нервным особам, которые по всякому пустяку готовы пустить слезу. Меня раздражают обидчивые натуры. Так как всегда считала  обидчивость проявлением слабости, а слабость  это так ненадежно. Я осуждаю глупость и несообразительность. Вот они – осуждения! Я не хочу быть такой, боюсь этого. А еще мне неприятны изможденные люди: они напоминают о болезни и смерти, вызывают жалость. А жалость - это так больно!  Вот  это прозрение! Вот к чему этот сон - мне показались мои осуждения, отрицания, страхи".
Я  посмотрела в зеркало - в нем отражалось моё привычное родное лицо и улыбалось мне, в глазах читалось понимание.  Как  же радостно было снова его видеть!
 
Через мгновение я уже смотрела на потолок  своей реальной комнаты. Я лежала на кровати, за окном было чудесное утро! Я потянулась и бодро соскочила на пол – надо скорее включить компьютер и записать все, что мне приснилось.
Как много мне еще предстоит узнать о себе! Как глупо осуждать недостатки людей, ведь  тогда все эти  неприятные мне люди будут все время маячить возле меня и показывать, отражать мне мои осуждения  до тех пор, пока я их  не увижу и не изменю своё отношение,  стану воспринимать с должной терпимостью и пониманием.
Ведь все мы – лишь отражения друг друга…Главное - вовремя это понять.

 

 


Рецензии