Непризнанный гений ракетостроения

                Этот рассказ об одном человеке будет тоже правдивым. Но перед тем, как начать сам рассказ, хочу предварить его некоторыми философскими рассуждениями. Это поможет ,как мне кажется, понять читателям суть поведения личности о которой я посвящаю этот рассказ. Начальный философский опус - это всего лишь моё мнение. Возможно, по прочтении моего повествования, у Вас появится своё. Не возражаю!
                И так! В любом человеке с детства живёт мечта. Стать артистом кино или балета, писателем, музыкантом, художником... Космонавтом - в конце концов! В мои юные годы эта мечта очень в моде была! Конечно же... Встречают, как героя! В  московском Кремле звездой героя награждают! По телевизору тебя показывают, в газетах о тебе пишут... Только не говорите мне, что у Вас не было мечты прославиться! Не поверю!!! Практически девяносто процентов людей хотят этого. Проходит детство, наступает юность и взрослость... Желание это уменьшается, но не исчезает совсем... Если, например, тебя долго не выдвигают на Доску Почёта за твои усердия в работе...  Тогда и усердие сходит почти на нет... Скажите, что Вас не мучали угрызения зависти к тем, кто там красовался? А если это всё же, желание прославится осуществляется! Человек становится тем, кем мечтал – артистом, писателем... Или даже хорошим бухгалтером ..., даже и слесарем. Он вполне доволен своей жизнью. И как это называется? Правильно! Личность самореализовалась! Но... У любой палки два конца. Взглянем на другой её конец. То есть – если самореализации не произошло... Что тогда? Вот тогда и появляются графоманы в науке, поэзии. Которые заваливают редакции своими, якобы гениальными творениями и прожектами. А иногда бывает и такое, о чём я Вам сейчас и расскажу.
                Действия этого рассказа происходили там же, где и рассказ о “Старом девственнике”. Провторяться, где я работал не буду. Интересно – почитайте тот самый рассказ, если ещё не... А теперь о другом человеке. Работал он в соседнем отделе, ничем особо из общей массы не выделялся – внешне! Не был даже и начальником, даже не конструктором первой категории. Если мне не изменяет память – у него была вторая категория. Работу выполнял типичную и однообразную – делал электрические, соединительные кабели и жгуты. Они использовались в выпускаемой фирмой аппаратуре для соединения блоков друг с другом... Не буду вдаваться в подробности. А то ещё заподозрите меня в разглашении военной тайны... Звали  этого человека Израиль Романович Мальчиков. Думаете перейду сейчас на еврейскую тематику? А вот и ошибаетесь! Хотя, согласно его имени и внешнему виду - он сответствовал...Но! Мы ведь начали с самореализации.  Ему – И.Р.,  как раз и не хватало этой самой самореализации. Видимо то, что он был рядовым конструктором его не устраивало. Хотелось большего. А чего? Вот об этом и последующие истории. Их несколько.
                Первая история началась перед  очередным праздником 9-е мая. В то время в отделе ещё работали, не достигшие пенсионного возраста ветераны Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. Правда до пенсии им оставалось год или два... Всё же! Весь отдел собирали на собрание, их торжественно поздравляли с вручением грамот от дирекции фирмы. На одном из этих ветеранов остановлюсь подробнее. Он и далее будет фигурировать в повествовании – это Виктор Тихонович Тужиков. Воевал танкистом. Начиная с Халкин-Голла и до Берлина. Наград боевых никогда не надевал. Этим он чем-то был похож на моего отца. Я ни того, и ни другого ни разу не видел при регалиях... Забыл Вам сказать, что И.Р. тоже был в том же самом возрасте... Из всех четырёх-пяти ветеранов выделялся Владимир Алексеевич Салуев. Да! В Войне он участвовал. Всего... 9 месяцев… Раньше, просто по возрасту не подходил. И призвали его в конце войны. Имел всего одну или две медали. Зато всегда их надевал и красовался перед всем отделом в парадном костюме, как гамбургский петух... И! На общем собрании не обходили вниманием никого – Владимира Алексеевича с медалями и Виктора Тихоновича без..., кроме... Вы правильно догадались! Кроме -  И.Р. После собрания все мужчины столпились  в курилке. Курилкой служило место у окна, в мужском туалете. Туда приходили на минутные перекуры… даже и некурящие. Там делились всеми новостями политики и спорта. Там рассказывались самые свежие анекдоты. И вот И.Р. там, нам – молодёжи, поведал:”А меня не поздравляют! А зря... Я служил в разведке и у меня орден Красной Звезды есть!” На мой вопрос – Почему он его ни разу не надел? И.Р. отвечает:”Он с дефектом! И он мне жизнь спас!!! Я сидел в окопе, немецкий снайпер целился мне в сердце и попал в орден...” По началу мы поверили и начали ему сочувствовать. Потом я сие поведал Виктору Тихоновичу... Он закатился громким смехом и когда отсмеялся – сказал:”И.Р. забыл видимо, что орден Красной Звезды носят с правой стороны гимнастёрки, а сердце-то вроде слева...” Тут меня и взяло сомнение в правдивости рассказа И.Р. Вспомнил отцовское фото, где он сфотографирован в военной форме, когда пришёл с фронта вместе с его сестрой и моей бабушкой, то есть его матерью. И действительно! Орден-то Красной Звезды у отца был справа. Пока я об этом вспоминал В.Т. задал мне вопрос:”А ты не спросил у И.Р. - может у него сердце справа? Иногда же рождаются такие люди – даже в медицинских энциклопедиях пишут!” Тут уж настал черёд смеяться мне...
                История вторая... В отделах постоянно работала радиоточка. Негромко и не навязчиво. Кто хотел слушал музыку и новости во время работы. От работы это особо не отвлекало и люди в курсе новостей были. В декабре 1984 года по радио объявили, что скончался знаменитый академик-ракетостроитель Владимир Челомей. В это время И.Р. отошёл куда-то... То ли его вызвали в сборочный цех, то ли был в архиве документации. И вот он заходит. Я в это время находился, как раз в этом отделе. Надо было согласовать с коллегами размеры конструкции. Радио продолжает рассказывать о Челомее.
 А В.Т. спрашивает у И.Р.:”Слышали? Академик Челомей умер...”
На что И.Р. отвечает:”Да... Жаль! Хороший человек был!”
В.Т.: “А Вы были знакомы?”
И.Р.:”Конечно! Помню ракету “Протон” испытывали на полигоне... Стоим мы в бункере… и ждём её старта... Всех кто был не помню… Военных много было! А вот стоял Челомей, рядом Сергей Павлович Королёв,… Я...”
Какое удовольствие было наблюдать, как В.Т. с трудом сдерживает смех  и торопится в курилку, поведать всем коллегам об этом. Вот уж там мы ржали, как кони... Многократно вспроминая и смакуя с кем рядом стоял И.Р. с Челомеем или с Королёвым. И, как только в курилку заходил новый посетитель, В.Т начинал рассказ снова и смех не прекращался...
                Третьей истории, как таковой не будет... А будет… всего лишь перечисление всех воспоминаний И.Р.  Я при всех его рассказах не присутствовал, но любитель их пересказывать - В.Т. посвящал нас, что И.Р. и на параде Победы в мае 1945 г. в Москве участвовал, и разведчика Абеля на лётчика Пауэрса менял... Когда я собрался на летнюю работу вожатым в пионер-лагерь “Дружба” – И.Р. мне сообщил, что он и начальником лагеря был... После того, как я поведал об этом В.Т., тот меня спросил:”А ты не поинтересовался какого лагеря? Может быть лагеря Палестинских беженцев?”…
                Тогда всё это было смешно... А теперь, с высоты прожитых лет, даже как-то и не очень... Честно!?  Даже…, как-то немного жаль человека... Жаль, что ему так и не удалось самореализоваться. Жаль, что он сам не понимал того, о чём нам повествует. И наверняка и сам верил во все эти байки. Как и тогда, да вряд ли и сейчас - не набрался бы смелости спросить у И.Р.... Почему, будучи рядом с таким людьми и наверняка, занимая высокие должности, он оказался рядовым инженером в одном из московских конструкторских бюро? Может в сталинские времена он был в лагерях ГУЛАГа? Если так - он бы нам и сам об этом поведал... Я ушёл с той фирмы в 1993 г., уже вовсю процветала гласность и публиковались произведения Льва Разгона и Варлаама Шаламова... Так правдивость этих историй и осталось загадкой! И ведь вроде бы И.Р. и не был психически больным. Чертежи с его кульмана выходили на нормоконтроль без серьёзных ошибок. Нам, некоторые сотрудники отделов, ещё в те годы говорили – зря смеётесь... Зря! А что было делать? Принимать всё это за истинную правду? Идти с ходатайствами к руководству за наградами и грамотами для И.Р.? Как бы Вы поступили? Я сам себе до сих пор не могу на этот вопрос ответить...


Рецензии