Язык, речь, мысль, мышление

(ЧЕРЕЗ ТУМАННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО ЯЗЫКА)               

    Русскому словесному языку можно посвятить множество комплиментарных отзывов, но коль есть в нём недостатки, то для их устранения о них и нужно говорить. Враждебного отношения к языку в этом нет, есть стремление разобраться в туманностях, вольно или невольно внесённых специалистами в словари при толковании некоторых понятий, и  по возможности исправить недостатки.
    Не секрет, что туманности языка превращаются при его применении в туманности речи и затрудняют возможность формирования правильной мысли, что, в свою очередь,  мешает взаимопониманию общающихся людей и принятию правильных решений.
               
                *    *    *               
               
    Современная наука настойчиво исследует таинство образования человеческой мысли и приближает нас к новой эре – эре создания и функционирования средств искусственного мышления.  На этом пути в числе важнейших являются задачи по созданию языка, понятного как человеку, так и искусственно мыслящему средству, а также методов формирования искусственной мысли, соответствующей при отражении человеческой речи. Трудность задачи усугубляется тем, что искусственные интеллектуальные средства могут работать только в среде стандартизованных понятий. Контекст, для выяснения того или иного понятия применённого термина, на который часто опирается человеческая мысль, если даже он будет когда-либо реализован для искусственно мыслящего средства, всегда будет фактором, снижающим и производительность, и надёжность, и качество его работы.
    В настоящее время в словарях часты случаи, когда термин толкуется множеством понятий, когда его понятие туманно или замещается одним или несколькими иными терминами, также не имеющими чётких определений. Например: термин "жизнь" имеет 14 толкований, а термин "измышление" поясняется через четыре других термина: вымысел, выдумка, изобретение, ложь.
    В названии статьи четыре термина. Кажется, они хорошо известны, по каждому из них читатель может дать пояснения и не поверить, что в словарях определения понятий этих терминов туманны. Но, к сожалению, это так.
   Прежде чем начать знакомиться со статьёй, прошу читателя записать на листе бумаги своё представление о языке, речи, мысли, мышлении.
   «Словарь русского языка» С.И. Ожегова эти термины поясняет так:
   Язык – это система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая мышление и являющаяся орудием общения.
   Язык – это речь, способность говорить, а также – система знаков, передающих информацию.
   В других словарях в дополнение к этому находим, что язык – это средство хранения информации.
   Речь – это способность говорить (говорение); стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа, публичное выступление; один из видов коммуникационной деятельности человека, использующий средства языка.
   Мысль – это мышление; идея; то, что заполняет сознание; убеждения  и взгляды.
   Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
   «Стилистический энциклопедический словарь русского языка», Москва, изд. «Наука», 2003 г. даёт следующие толкования терминам язык и речь:
   Язык – это система языковых и внеязыковых средств выражения того или иного содержания (текста), их речевая организация.
   Речь – это функционирование языка в процессе общения.
   Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации; элементарная единица языкового общения.

   Вероятно, читатель, Ваши представления о терминах оказались не столь исчерпывающими, но цель статьи не в том, чтобы огорчить Вас. Напротив, предлагаю интересно провести время, погрузившись в исследование понятий указанных терминов. А для этого необходимы не только словарные толкования, но важны и  Ваши представления о них. Далее я предложу свои определения языка, речи, мысли и мышления. А это значит, что Вы сможете осуществить критический анализ понятий терминов на основе трёх суждений: своего, словарного и моего. Уверен, что итогом Вашей исследовательской работы станет интеллектуальное возвышение.    
   Думайте, я же буду «раскачивать лодку».
   Начну с описания того, как мы воспринимаем, ощущаем и отражаем реальность (действительность).
   Мир, окружающий нас, представлен объектами и явлениями. Под объектами понимаются физические тела от галактик до частиц излучения энергии. Под явлениями понимаются события, признаки которых выявляются нашим мышлением. Например,  электромагнитное поле вокруг проводника, по которому движется электрический ток, дождь, ветер, снегопад, ночь, день, небо, сила, движение и многое другое.
   У человека, как известно, шесть органов восприятия внешней информации: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ощущение направления силы тяжести, создаваемое вестибулярным аппаратом. Учитывая, что итогом их «работы» является сигнал или электрический импульс, который по нервному волокну передаётся от них в мозг, можно ограничить рассмотрение процесса наших ощущений в рамках принципиальной схемы: информация об образах и явлениях реальности – органы восприятия – рассудок – разум – память. При поступлении электрического импульса на нейрон головного мозга в нём происходит, как предполагает наука, изменение биохимического состава. Информация, поступившая к нам, например, в виде фотонов света, отраженных от предметов, преобразуется в электрический импульс, а затем в биохимическое изменение клетки мозга. Совокупность нейронов с изменённой биохимической структурой хранит сформированные нами представления как образы и признаки объектов и явлений реальности. Они же, с учётом взаимных связей между нейронами, составляют комплекс познаний или совокупность понятий о реальности.
   Для чего я это пишу? – для того, чтобы читатель вспомнил, как эти представления формировались в его мозге, когда он был ещё совсем маленьким и не умел говорить. Спустя год, два, он, сначала неуверенно, неумело, неточно начал применять слова – коды тех понятий, которые у него уже сформировались: мама, папа. Эти коды, до применения, он формировал, слушая голоса родных людей, постепенно соединяя их зрительные образы со слуховыми. Этот метод познания и кодирования реальности человек сохраняет всю жизнь. Первичны понятия, вторичны их коды и словесные описания понятий – определения. 
   При восприятии словесной информации рассудок слушающего или читающего человека поставляет разуму коды (слова). Разум по кодам устанавливает связи с понятиями, которые составляют его познания. Если понятия имеются и находятся в памяти – принятая информация становится человеку понятной; если нет, то информацию он не понимает. Если в базах познаний по принятому коду находятся иные понятия, то человек принятую информацию понимает по-своему. В подтверждение этому вспомните, как выглядят туркисайды и мурмисайды.
   Примечание:Туркисайды и мурмисайды придуманы в 1964 году студентом Московского государственного института культуры  Фёдоровым Иваном Макаровичем  при подготовке этюда по режиссуре и актёрскому мастерству.
   Не можете? А как выглядит Чебурашка? Можете. Услышав слово, понятие которого отсутствует в памяти человека, он воспринимает его как набор фонем.
Код понятия – это искусственно созданный разумом заголовок информационного блока, каким является понятие. Именно процесс кодирования понятий предоставил человеку возможность передавать информацию (совокупность понятий) в сжатом виде. Если бы этого изобретения не случилось, у человека для передачи информации была бы только возможность копирования образов и признаков объектов и явлений реальности, что в ряде случаев крайне затруднительно. Но успех кодирования понятий при их передаче от одного человека к другому зависит от того, имеется ли в памяти у принимающей стороны поступивший код и то понятие, которое он озаглавливает. Отсутствие одного из указанных факторов исключает возможность понимания поступающей информации.
   Надеюсь, что этим описанием я не вызвал раздражения у читателя.
   Далее предлагаю свои определения заявленных терминов.
   Мышление – это процесс последовательного формирования разумом мыслительных категорий.
   Мыслительная категория – это совокупность импульсов от активированных разумом нейронов, образующих тематический блок информации для её последующего отражения.
   Мышление может быть только понятийным, основанным на реальности, на том, что составляет основу познания. Его исходным качеством является поток импульсов от активированных нейронов памяти к комплексам обработки информации.
Процесс мышления нами не ощущается и первой фазой его объективирования является образование мысли.
   Мысль – это последовательность кодов понятий мыслительной категории.
   С образованием мысли мы ощущаем появление последовательности кодов понятий, образующей тематический блок информации о ком-то или чём-то, возможности её критического анализа, редактирования и принятия решения на отражение во внешнюю среду выбранным способом. Особенностью мысли является её связь с понятиями, которые, точно призрак, следуют за кодами мысли.
   Примечание: С определениями терминов: мышление, мысль, и словосочетания – мыслительная категория, читатель уже мог встретиться в ранее опубликованной статье «Рассудок, разум, мышление».
   Понятие – это совокупность представлений человека об объекте или явлении действительности, сформированная его разумом.
   Когда возникает задача отражения мысли во внешнюю среду, разум передаёт мысль структуре мозга, управляющей биологическими органами человека, для её отражения. После этого мысль отражается посредством голоса, письма, пантомимы, танца, жеста, живописи,  скульптуры и других средств. Эти средства именуются языком.
   Откроем толковый словарь, в нём мы увидим термины (коды) со словесными определениями или толкованиями понятий, систематизированными в алфавитном порядке. Это  словарь национального языка. Откроем топографическую карту местности, и мы встретимся с языком карты – условными знаками,  каждый из которых связан с определённым толкованием, отнесённым к какому-то понятию элемента местности. Язык жестов нам тоже знаком: мы им или владеем, или видели, как им владеют другие люди.
   Является ли язык хранителем информации? Конечно, нет. Он не в состоянии осуществлять функции памяти. Существующая связь между кодами и понятиями, прежде всего, существует в памяти человека там и храниться. Опубликование её в книгах или документах, опять же, не является достоинством языка, а является достоинством этих книг и документов. Язык также не является носителем культуры нации и только позволяет судить о её интеллекте на основании состава кодов и определений понятий, отражающих область познанной (востребованной) действительности. Язык не имеет стиля и не может называться речью. Он – инструмент, одним из признаков качества которого является правильность и однозначность толкования кодируемых понятий.
   Язык человека – это средство объективирования мышления (представления мысли), основанное на кодировании понятий реальности, посредством словесных, знаковых, цветовых, грамматических, ассоциативных и других построений, отражаемое и воспринимаемое при коммуникации (общении) с помощью световых и звуковых волн.
   А что же такое речь? Говорение, разговор, беседа? Но первое, второе, третье и публичное выступление – это звучание слов (кодов) или проявление словесного языка в последовательности мыслей. А тексты, которые не звучат? Разве они не являются речью до их озвучивания? В приведенных из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова  толкованиях термины речь и язык  являются синонимами. Но какое-то несовершенство ощущается в этом. Собрание условных знаков для картографического описания местности невозможно считать картой какой-то местности. Язык карты и её речь различны по существу. В отношении словесного языка и словесной речи это различие между ними также существует. Словесная речь называется словарями «звучащим языком», но в грамматике русского языка имеется перечень частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.). Возникает недоумение: разве существительное перестаёт им быть, если оно не является нам в виде звучащего языка? Скорее всего, надо сделать заключение о некорректности определения в словарях понятия термина  речь (словесная).
Вспомните словосочетание родная речь. Что для нас оно обозначает? Верно! – правильно установленное соотношение слов и понятий, которые за ними, точно призрак, скрываются. Но это не один код с понятием, а совокупность кодов с понятиями, построенная мышлением по правилам грамматики в предложения, выражающие событие. А что значит неродная речь? Это когда за кодами у нас нет понятий или когда ни коды, ни понятия нам не известны, или когда нарушены правила грамматики, или когда представленная совокупность кодов со своими понятиями, являясь произвольным набором информации,  не выражает события.
   Речь - это совокупность мыслей, построенная по установленным правилам,  представленная средствами языка. 
   Словесная речь – это совокупность мыслей, построенная по правилам грамматики в предложения, представленная средствами словесного языка. 
   Словесная речь может быть мысленной, текстовой, разговорной. Она строится на основе словесного языка. Использование иных средств языка, порождает иной вид речи, которые могут быть преобразованы на основе понятий в словесную речь. Так речь топографической карты может быть представлена в виде текстовых словесных описаний, речь на основе языка жестов, также может быть переведена в словесную разговорную или текстовую речь. Речь балета, представляется либретто. Речь – это сущность того, о чём размышляет, говорит, пишет или что представляет человек. 
   Как в этом случае понимаются части словесной  речи: существительное, прилагательное и так далее? – как коды классификации  в структуре этого вида речи. Я бы назвал их кодами классификации первого порядка. Далее, ввёл бы понятие кодов классификации второго порядка для частей речи в предложении. Так код первого порядка существительное в предложении может кодироваться как подлежащее, а может быть дополнением. В современной грамматике части предложения представляют самостоятельный раздел и не соотнесены с речью. Но именно предложения определяют понятие словесной речи – мысли, отражающей сущность кого-то или чего-то. Исходя из сказанного, целесообразно словосочетание части предложения именовать как части речи в предложении.
   Речь, и только она, является носителем культуры или интеллекта нации, отражая качество мышления её людей. Речь имеет стиль, и только посредством её образуются  информационные базы в нашей памяти и в памяти технических запоминающих средств. Бытующее суждение о том, что эти качества речи принадлежат языку ошибочно.
   На этом всё. Я выдохся «раскачивать лодку» и оставляю читателя на гребне раздумий.


Рецензии
Николай, приветствую Вас! Я скажу очень коротко: утешаюсь и радуюсь, читая Ваши статьи. Благодарю Вас! Обнимаю.

Любовь Абдуллина   21.01.2014 18:54     Заявить о нарушении
Спасибо. Очень радует, когда тебя обнимает Любовь.
С теплом.

Николай Мурашев   21.01.2014 21:42   Заявить о нарушении
А особенно в международный день объятий, он был как раз вчера, 21 января.

Любовь Абдуллина   22.01.2014 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.