Анархист Мих - Мих

На праздники мы получали листочек в конверте, на нём какая-нибудь картинка нарисована... и текст:

- Ник-Соф-Нат, поздравляю Вас с праздником...

Ваш Мих-Мих.

Михал Михалыч Разумовский, закончивший в своё время Академию художеств в Петербурге очень радовал нас такими весточками.

Он жил один, ходил в неизменной долгополой шинели старого образца. Увидев в окно его долговязую, сухопарую  фигуру с развевающимися полами  шинели и блестящую, будто отполированную голову, я орала:

-Коль (так я дедушку называла), баб, Мих-Мих идёт!!!!!

Накрывался стол, пили чай!!! Мих-Мих и дедушка беседовали., блистали высказываниями философов, цитировали Сократа, Ницше, Гегеля и прочих..спорили.

Я мало, что понимала, но слушала с интересом. Эти фамилии были мне знакомы. Мой дедушка, будучи слепым, окончил философский факультет Казанского университета. Его глазами во время учёбы, конечно же была бабушка. У нас в семье практиковались литературные чтения каждый день. Мы с бабушкой читали по очереди классиков русской литературы и философские труды.

-Ната, не части, читай с выражением!.-одёргивала меня бабушка, когда я читала философов..

-Да, какое тут выражение, я ничего не понимаю,-возражала я,- вот художественная литература, там всё понятно, совсем другое дело! Там картинки бывают. А тут бумага желтая, буковки маленькие, картинок нет...

Так вот о Мих-Михе..

-Сонечка, вот я вам полочку принёс..как вы и просили, там ваши любимые васильки..

-Ах, прелесть какая, Михаил Михайлович, сколько я вам должна?

- Три рубля, Сонечка.

Мих-Мих не работал, рисовал картины, коврики маслом по холсту с библейскими сюжетами и делал полочки, Полочки охотно брали.

 Все наши соседи и родственники обзавелись такими полочками. Стелили на них маленькую салфеточку и  любовно  расставляли фарфоровые фигурки или вазочки.

-Коль, а почему он не работает?

-Он анархист!, -отвечала бабушка.

-А анархист это кто?

-Это человек, который отрицает всяческую власть.

-А работа тут при чём? каждый работать должен ведь...

- Он работает только на себя, ни на кого работать не хочет.

Я мало что поняла тогда, но слово "анархист", мне не очень понравилось, как мне казалось - оно таило в себе какую-то угрозу..

Однажды мы с бабушкой зашли к Мих-Миху. Он жил в подвале. Даже днём там было темно, окошки были под потолком. Небольшая комната была заставлена картинами, рамами, подрамниками. На полочках стояли баночки, бутылки с красками, из банок торчали кисти разного калибра, мастихины..

У стен стояли листы фанеры, на полке лежал лобзик.

Тусклая лампочка освещала узкий проход , стол без скатерти, на нем алюминиевая, видавшая виды, кружка.  Огромный мольберт. Две старые, обшарпанные табуретки. Его жилище произвело на меня тягостное впечатление..

Как же он тут рисует в такой темноте..думала я.

По весне Мих-Мих ходил по лесам, рисовал на пленере, собирал травы,  грибы, ягоды, подножный корм, как говорил он сам и так до поздней осени..Он сам солил и мариновал грибочки и варил варенье. На хлеб и картошку он зарабатывал рисованием. Заготовки позволяли прожить зиму..

Когда дедушка умер, Мих-Мих перестал к нам ходить, но мы получали его поздравления уже с обращением Соф-Нат...


Рецензии
Наташа, очень пленительная, простая и грустная зарисовка. Кусочек настоящей жизни. Хорошо, что можно не только услышать, но и прочитать глазами - есть время, чтобы уловить всякие нюансы и оттенки.
Постепенно прочитаю все ваши вещи. Мне нравится ваш стиль.
Успехов и удачи!
Анжела

Анжела Гаспарян   19.11.2010 14:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Анжела. Хочу продолжить..есть ещё несколько даже забавных историй с участием героя.
С теплом, Наташа

Натали Вейн   21.11.2010 10:40   Заявить о нарушении