Календарь и согласование трех типов времени

 frg 115.9.1  Календарь и согласование субъективного времени с объективным и коллективным.

  Создание календаря, кроме задач осознания цикличной структуры солнечного года и соответствующей синхронизации деятельности и, вообще, образа жизни сообщества, решало еще одну чрезвычайно важную задачу (которая, кстати, часто игнорируется исследователями древних обычаев). А именно. Кроме вышеупомянутого согласования объективного, солнечно-терристиального времени и времени коллективного, социального, календарь должен был согласовать с их ходом еще и ход времени субъективного, личностного. Только в таком случае календарь, календарные ритуалы обеспечивали в полном объеме упорядочение временного пространства логоэволюции, согласовывая, синхронизируя процессы развития среды, социума и личности.

  Решения первой задачи по сути своей весьма разнообразны, поскольку существенно разнятся как сезонные изменения условий в среде обитания сообществ, так и совокупности технологий выживания, освоенные сообществами. 

  А вот вторая задача по существу имеет всего два решения (хотя формальных отличий в реализациях этих двух базовых решений очень много). Эти два решения проистекают из того, что осознание человеком своего собственного времени, т.е. времени своей жизни и согласование его с ходом иных времен может быть достигнуты периодическим резким усилением осознания человеком того или иного из двух концов своего собственного времени – либо своего рождения, либо своей смерти. Это периодическое резкое усиление осознания человеком либо своей смерти, либо своего рождения и было одной из важнейших целей календарных ритуалов, которые в одних традициях несли явный след мортальности, а в других – витальности.   

  О том, каким образом осуществлялась "привязка" календарными ритуалами, как мортальными, так и витальными, субъективного времени к согласованным этими же ритуалами течениям объективного и коллективного времен, речь пойдет в других текстах. А сейчас  - одно важное замечание.

 Заметим, что первая задача  -  задача согласования объективного времени и времени коллективного явно материалистическая, поскольку определяющей, причинной составляющей тут являются объективные материальные процессы периодического изменения внешних условий. А вот вторая задача – явно мистическая, поскольку определяющей составляющей тут является чрезвычайно латентный процесс  - процесс субъективного самоощущения, в данном случае  -  ощущения времени собственной жизни,  выявляемого как стремление осознать причины ее начала или неотвратимости ее конца, возблагодарить силы, дающие жизнь, и умилостивить  - пресекающие ее и т.п..

   Итак, если в решении первой задачи воплощалась прагматическая функция календаря, формирующая, организующая образ действий членов сообщества (здесь календарь выступает как инструмент прежде всего вождя) , то в решении второй задачи выявлялась его мистическая функция, формирующая, скажем так,  -  мораль сообщества, его духовность посредством периодического воздействия календарных ритуалов на состояние психики членов сообщества (здесь можно говорить о жреческой функции календаря). Именно поэтому все календарные ритуалы являли собой  впечатляющие мистерии, чьи сюжеты, декорации и персонажи составляли первичную основу всех религий и соответствующих сакральных преданий и писаний.


Рецензии