Сели Салии

 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Балты
О путанице понятий «этнос» - «народ» - «племя» см. Петрухин В.Я., Раевский Д.С
Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье (2004)
С.7 – 16. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1856527


Сели Салии

Неомасонская наука, доминирующая особенно в гуманитарных дисциплинах, до всяких излишних подробностей миллионы простых смертных не допускает. Плебс должен знать и исповедовать только однозначные мировоззренческие (ментальные) шаблоны, да ещё в надежной для властей религиозной упаковке. Поэтому очень не устраивают исторический официоз, веками находящийся в плену масонства, и подробности Птолемея.
http://www.proza.ru/2010/10/10/1330 ; http://www.proza.ru/2010/10/11/245 и т.д.

Многотысячелетняя история балтов является научной реконструкцией последних двух веков, так как доказать реальность – к примеру, - «античных балтов» практически невозможно. Ни археологически, ни антропологически, ни лингвистически, ни этногенетически… Предположения могут быть разные. 
http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=19#19 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=20#20 и т.д.

Средневековые балты – реальность. Досредневековые – хотя бы часть балто-славянского языкового союза античных венедов http://ru.wikipedia.org/wiki/Балто-славянские_языки
При этом велика вероятность, что у Восточной Балтики группировались общины с традициями ностратической архаики, связывавшей северных индоевропейцев (отчасти носители гаплогруппы R1а ) и западных финно-угров (отчасти носители гаплогруппы N ) – с вероятным участием тюрков (отчасти носители гаплогруппы R1b ) и северных семитов (отчасти носители гаплогруппы J ) . Хотя уже несколько тысяч лет назад эти гаплогруппы перемешивались в сравнительно небольших регионах. И однозначным индикатором какой-то конкретной этничности не являлись.
http://www.proza.ru/avtor/zolinpm1&book=2#2


Предположительно, в IV—III веках до н. э. сложились различия между балтами западными (пруссы, курши, галинды, ятвяги) и восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты) причём считается, что ятвяги, жемайты и частично курши, земгалы и селы являются предками литовцев, а курши, земгалы, селы, латгалы и угрофиннское племя ливов являются предками латышей. Но доказать это крайне трудно.

Менее трудно относить к VI—VIII векам разделение восточных балтов на участвовавших в этногенезе литовцев (жмудины, иначе жемайты, а также надрувы, скальвы), с одной стороны, и ставших предками современных латышей (курши, земгалы, селоны, латгалы), с другой. Но почти все указанные этносы и землячества известны с середины средневековья, ранее эти этнонимы не упоминаются и не локализуются.

Вероятно, часть балтийских племен была уничтожена в ходе экспансии немецких рыцарских орденов (символ германского имперского духа — Пруссия как раз получила свое название от завоеванных земель балтских пруссов), часть ассимилировалась к концу XVI век — середине XVII века или растворилась при этногенезе современных народов. В настоящее время существует два балтийских народа — латыши и литовцы.

По современным  данным доля якобы финского субстрата (отчасти носители гаплогруппы N ) у балтийских народов (доля якобы «финских предков» по мужской линии в этногенезе колеблется в пределах 38-42 процентов) весьма значительна, что заметно выше чем у традиционно финского народа эстонцев (34 процента). Отсюда делается вывод, что  балты смешанное финско-арийское племя, что подтверждается и физиогномикой (http://ru.wikipedia.org/wiki/Phisionomie   прибалты почти все преимущественно узколицые). По материнской линии (митохондриальная ДНК) существенных различий не наблюдается. Увлечение арийской составляющей в отношении балтов имеет лишь культурно-языковой базис, к происхождению особого отношения не имеющий. Источник Distribution of European Y-chromosome DNA (Y-DNA) haplogroups by region in percentage и прочее.

Допускают, что балты приняли участие в этногенезе вятичей и радимичей. Об этом говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII веков. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов. Очевидно, распространение шейных гривен в ареале вятичей также отражает взаимодействие славян с балтами-голядью. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах.[2]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Балты

Вместе с тем велика вероятность, что балты , славяне и прибалтийские финны происходят из античных этносов, которые известны Геродоту и другим античным авторам.

К примеру, сали (лат. Sali) – прибалтийский этнос Европейской Сарматии 2 века н.э. (времён Птолемея). Упоминается в таком контексте
И еще при Океане в остальной части Венедийского залива живут велты, выше их госсы (хоссии), корбоны, которые особенно к северной стороне подались; при них же с восточной стороны кареоты и сали (салии)[СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПО ДАННЫМ ПТОЛЕМЕЯ ПОМЕЩАЕТ ИХ ПРИМЕРНО В ОКРУГЕ ЛАДОЖСКОГО И ОНЕЖСКОГО ОЗЁР - рядом с кареотами; полиэтносом с включением карел ? П.З.], за ними гелоны, гипподы и меланхлены, затем агафирсы, за сими аорсы и пагириты, потом савары и боруски (прусы ?) к самым Рифейским горам, потом ацибы и наски, за оными вибионы, идры; при вибионах к самым алаунам стурны; между же алаунами и амаксобитами карионы и саргаты;


Латинский текст: Back from the Ocean, near the Venedicus bay, the Veltae dwell, above whom are the Ossi; then more toward the north the Carbones and toward the east are the Careotae and the Sali; below whom are the Gelones, the Hippopodes and the Melanchlaeni; below these are the Agathyrsi; then the Aorsi and the Pagyritae; then the Savari and the Borusci to the Ripaeos mountains; then the Acibi and the Nasci; below whom are the Vibiones and the Idrae; and below the Vibiones bordering on the Alauni are the Sturni, and between the Alauni and the Amaxobii are the Cariones and the Sargati; http://yckazantip.by.ru/biblio/1513.htm

Этнос вызывает интерес как в связи с лат. salio — «прыгаю, пляшу» (салии в Древнем Риме жреческая коллегия, состоявшая из 12 жрецов бога Марса и 12 жрецов бога Квирина. Своё название салии получили от военной пляски, совершавшейся ими во время ежегодных празднеств в честь Марса.(Ареса у скифов). Так в связи с франками-салиями ( фр. Francs saliens ) http://www.aggregateria.com/S/salicheskie_franki.html 
 
Наименование этноса племени П. Шафарик сопоставляет с именем реки Салы, впадающей в Рижский залив. С другой стороны, напрашивается сопоставление с племенем спалы (Плиний. Ест. ист. VI: 22; Иордан: 4), локализуемым на реке Танаисе. Еще более интересны салы (Плиний. Ест. ист. VI: 14), локализованные в Колхиде и отождествляемые со страбоновыми фтирофагами (XI: 2, 1). Для этого последнего отождествления небезынтересно соседство с ними гелонов (ВДИ, 1947, № 4: 209). Позже в этом регионе известен этнос селы (шелоняне), которых включают в этногенез литовцев. Река Шелонь с селением Сольцы входила в огромную Шелонскую пятину Великого Новгорода. Недалеко от места впадения её в Ильмень село Коростынь. Славяноведы давно отмечают перемещение ономастики округи южного Коростеня (там известна и река Желонь) к Ильменю.

Язык салиев (Селя ? балтов ?) исчез в 17 веке. http://wiki-linki.ru/Citates/1109473 ; Версия локализации; Мария Гимбутас.
Балты.  Люди янтарного  моря.
Википедия указывает, что Се;лы (село;ны) — балтийское племя, жившее до XV века на юго-востоке современной Латвии, а также на северо-востоке современной Литвы. Говорили на селонском языке балтийской группы. Вошли в состав латышей и литовцев. Сегодняшняя территория Екабпилсского и Даугавпилсского районов Латвии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Селы

Как спорны этнические привязки селов (селонов, "шелонян"), так и противоречива судьба связанного с ними региона. Даже главный город округи неоднократно менял своё название
Даугавпилс (ранее Двинск, Динабург (до 1893), Борисоглебск, по русским летописям Невгин[1]; (латыш. Daugavpils, латг. Daugpi;s, лит. Daugpilis, нем. D;naburg, польск. Dyneburg, D;wi;sk, D;win;w, белор. Даўгаўпілс, Дзвінск[сн 1], идиш ;;;;;;;;; (Дененбург)) — город республиканского подчинения в Латвии, второй по величине и значению город страны после столицы Риги (расстояние по шоссе — 232 км, по железной дороге — 218 км) со 110 тысячами жителей. Расположен на реке Даугава (Западная Двина), рядом с границами Литвы (25 км) и Белоруссии (33 км).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Daugavpils


 
Версия локализации салиев


Для жесткой этнической привязки античных салиев к поздним этносам пока не хватает данных. Но франков салиев всё-таки не упомнить здесь трудно.

В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    САЛИЧЕСКИЕ ФРАНКИ, приморские франки, салии — др.-герм. племя франкской группы, обитавшее к сер. 4 в. по побережью Северного м. от устья Рейна до Шельды. В 358 потерп. пораж. от римлян и вынуждены были признать зависимость от Рим. империи. Постепенно продвигаясь на Ю., С. ф. при короле Хлодвиге (481 — 511) захватили оставш. рим. часть Сев. Галлии (486), и подчинив др. франкские племена, образовали раннефеод. Франкское госуд. Лучший источ., характеризующий, обществ. строй С. ф. — Салическая правда.
http://www.aggregateria.com/S/salicheskie_franki.html фр. Francs saliens
http://www.aggregateria.com/S/salicheskie_franki.html

Селы известны источникам и как шелоняне.

Желонь — река в Житомирской области Украины и Гомельской области Белоруссии, правый приток Припяти.
Длина — 113 км (Украина — 13 км, Белоруссия — 100 км), площадь бассейна — 1460 км;. Истоки реки находятся в Овручском районе. По территории Белоруссии протекает по заболоченной местности Мозырского Полесья, в нижнем течении местами пойма достигает 300 м.[1]
Русло на большом протяжении канализировано, в бассейне реки построено множество мелиорационных каналов. С 1961 года часть стока Желони направляется в реку Словечну.[2]
На правом берегу реки обнаружены остатки поселений мезолита и неолита.
Шело;нь — река в Псковской и Новгородской областях России. Длина — 248 км, площадь бассейна — 9710 км;. Средний расход воды в 59 км от устья 43,6 м;/с. Принадлежит к бассейну Балтийского моря.
На реке расположены города Порхов, Сольцы, а также крупные посёлки — Дедовичи и Шимск.
Крупные притоки — Мшага, Ситня, Удоха, Уза, Судома, Ильзна (слева), Колошка, Леменка, Люта, Шилинка, Полонка, Белка, Севера (справа). Славитино
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шелонь у Ильменя явно напоминает гидроним Желонь в округе Овручского кряжа (Украина, Белоруссия), где есть и приток Словечна (у Шелони — Славянка; старинное село Славитино). Коростынь недалеко от впадения Шелони в Ильмень напоминает ононим Коростень недалеко от Желони. Эта ономастика указывает на вероятность выхода части древлян на север, где одна из наиболее заселенных пятин Великого Новгорода получила название Деревской, а другая Шелонской. Но говорили в этих пятинах на русском языке.
Это не однозначные доказательства. Это факты к дальнейшему размышлению.
 

Восточная версия происхождения устойчива в сказаниях самих франков, что отразила и Салическая правда. http://www.proza.ru/2009/06/03/248

http://mysticworld.clan.su/publ/3-1-0-23
В первой половине XIX века московский историк Юрий Иванович Венелин обнаружил в архивах, а, главное, в летописях и устных сказаниях его народа (по происхождению он был карпатским русином, его фамилия Гуца) любопытнейшее свидетельство. Во многих памятниках территория современной Финляндии и Балтии, а также нынешних Ленинградской, Новгородской и Псковской областей называлась Старой Франкией, а собственно Франция, точнее, северная ее часть – Новой Франкией. Заметим, что русины, живущие достаточно замкнуто, сохранили в своей культуре очень многое из того, что собственно в России, а тем более в славянской Восточной Европе было утеряно. [1] Позднее Федор Глинка, Василий Передольский и другие выявили удивительные совпадения – река Шелонь под Новгородом и Шалонь во Франции, Алаунские высоты в Тверской области и Каталаунские поля во Франции, те самые, где в V веке произошла первая в истории Европы «битва народов»… Венелин делает удивительно смелый, но до сих пор никем не опровергнутый вывод: русы и франки – один народ. Мы бы сказали иначе, более точно – один род. По крайней мере, так было во времена Каталаунской битвы и позднее – даже в IX веке византийские хроники о Вещем Олеге говорят, будто бы он «из рода франков». «Франки» X-XI веков, «франки» крестовых походов, как мы увидим ниже, это, собственно, не франки, как и lingua franca – язык, противопоставляемый языкам народов православных и мусульманских, также не язык франков III-VII веков. А пока заметим, что ни русы, ни франки не составляли там, где жили, большинства населения. Венелин прямо пишет: это военная аристократия, строящая крепости-засеки и постепенно продвигающаяся на запад, как позднее казаки Ермака и Хабарова, строя остроги, продвигались на восток. Большинство же населения было в «Старой Франкии» славяне, в «Новой Франкии» -- кельты, во многом близкие друг другу и по образу жизни, и по языческим верованиям. Принимая во внимание последнее, укажем, что славянскими племенами верховодили жрецы, волхвы – собственно «славяне», несшие «словесное служение» или служение «славы», то есть сияния, силы. А кельт (а также хетт, галл, галат), собственно, есть колдун, халдей (klt – khld). Характерно, что ни славяне, ни кельты государственности как таковой так и не образовали – это сделали у них русы, они же франки. При этом, что особенно важно подчеркнуть, никто никого не завоевывал, поскольку речь идет не о разных народах, а о разных сословиях внутри этнически единого, хотя и разделявшегося в племенном отношении народа, населявшего тогда север Европы. Не говоря уже о том, что все в общем-то понимали речь друг друга – ведь язык это и есть народ. Русы и славяне, франки и кельты это то же самое (или почти то же самое), что варны в тех же «Законах Ману», -- брахманы, кшатрии, вайшьи. Впрочем, конечно, уже не совсем, поскольку именно на эти века приходится постепенный переход от варнового деления к племенному. Но даже там, где из-за чего-то возникала вражда, она не была враждой национальной. Ничего удивительно здесь нет: венеды – те же самые арьи. Общность имен, именований и обычаев у кельтов и славян, а, значит, и франков и русов в последнее время выявлена, в частности, в работах доктора исторических наук А.Г.Кузьмина. А как же германцы? – спросите вы. Тем более, что все учебники повсюду относят франков к германцам, да и русь охотнее всего – к скандинавам, следовательно, опять-таки к германцам. Ответ на этот вопрос оказывается очень простым, и на него так же просто отвечал Венелин, Егор Классен (сам, кстати, по происхождению немец) и другие: в те времена никаких германцев просто не было. Собственно о германцах, то есть о немцах-«дойче» можно говорить лишь начиная с X века, когда распалась империя Каролингов и начала возникать «германская нация», язык которой в окончательном виде сложился только при Лютере. Мы ведь не называем Киевскую Русь Украиной, а Золотую Орду Татарстаном… Ну, а Тацит? – возникает естественный аргумент. Правильно, – можно ответить на это, -- именно Тацит впервые вводит латинское именование Германии для Северной Европы, а мы, воспитанные в конечном счете на латинской культуре, естественно, считаем, что так было всегда, чуть ли не при праотцах. Позднеримским (как раз времен Тацита) культурным наследием овладели Каролинги, а потому при распаде их государства и возникает Германия, как, впрочем, и Франция. Латынь же, как писал французский автор А.Шампроке (вслед за знаменитым в XVIII веке аббатом Эспаньолем) есть «своего рода занавес, опущенный пред мировой сценой путем подлога, подмены фонетики». Иными словами – нечто позднее, своего рода международный жаргон тогдашнего времени. Неплохо бы и вспомнить, что римляне, точнее, средиземноморцы, наших предков называли вандалами или винделиками, то есть венедами, а еще варварами. Это последнее тем более важно, что варвары – те же варяги (варанги или франки, как указывал дореволюционный исследователь русских летописей А.Шахматов), то есть варахи -- те самые гипербореи, о которых писал Геродот. В книге «Мистерии Евразии» Александр Дугин посвятил имени «варахи» много страниц, и мы готовы отослать читателя именно к ней. .Во всяком случае, когда мы говорим «вандализм» или «варварство», вкладывая в это смысл «разрушение», «безчинство» и т.п., мы напоминаем ту самую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла…

МЕРОВИНГИ -- КТО ОНИ ?

Само имя «первой расы» франкских царей (roi это именно царь, а общеупотребительное «король» -- славянизированное «Карл») историки объясняют по-разному. И от mer – море, и от mere – мать, и даже от баснословной горы Меру. А вот Егор Классен, полемизируя с историками-«норманистами», указывает, что те «забыли Мipoвея-Винделика, родоначальника Меровингов, введшего славянский язык у побежденных им народов и старавшегося ввести и самый язык славянский». Венелин же прямо говорит о «династии Мipoвичей», именование которой в итальянизированном произношении звучит как Merovingea. О «Хронике Фредегара» мы уже упоминали. Эта хроника и говорит, собственно, о франках-вождях, пересекавших Карпаты, Дунай, Рейн. Само слово «франки» происходит от имени Приамида Франсиса или Франсуа, от которого произошел Фарамонд, имя которого хронист истолковывал как Feramendum – царь наступающего «железного века». Далее родословие монархов III-IV вв. таково: Didion de Feramundum, Clodion de Didion, Merevei de Merevei. Здесь перед нами и возникает знаменитая «меровингская загадка» (merevei в дальнейшем по-старофранцузски будет означать «чудо» или «диво»). Меровей, собственно, основатель династии, младший сын (как на это особо указывает Венелин) Клодио Волосатого, оказывается «дважды рожденным». Хронист прямо указывает на легенду, согласно которой уже беременную королеву, купавшуюся в море, преследовал кентавр – у основателя династии как два «два отца». Разумеется, это следует понимать строго в духе символизма средневекового бестиария – схожие образы описывает нам рождение Чингисхана, Юстиниана и других великих монархов. Однако именно с тех пор династия обрела характерные родовые признаки – родимое пятно в виде креста, расположенного на груди или между лопаток, – так называемые «царские знаки». Отличительной чертой Меровингов были длинные волосы, которые они не стригли; их кровь считалась священной, а потому монарх мог жениться на ком угодно, не соблюдая никакой «равнородности». Но самым любопытным было появление на теле царя христианского символа за два поколения до официального крещения франков в 496 году.

В «Церковной истории» Евсевия, первой по времени из дошедших до нас, говорится об особой группе лиц внутри первохристианской общины – так называемых деспозинах – ближайших родственниках Христа по плоти. К их числу относились святой апостол Иаков, сын Иосифа Обручника, братья святого Иакова, некоторые из жен-мироносиц. Близки к деспозинам были Иосиф Аримафейский, праведный Лазарь Четверодневный. После распятия Христа деспозины, которых подозревали в претензиях (впрочем, юридически вполне законных) на израильский престол, подвергшись двойному гонению – от иудеев как близкие ко Христу и от римлян как предполагаемая угроза их власти, перебрались морским путем в Европу, распространяя, однако, не земную власть, а Благую Весть. Мария Магдалина почитается как просветительница Галлии, святой Иаков – Испании, Иосиф Аримафейский – Британии (возможно, впрочем, речь здесь идет о континентальной Бретани; интересно, впрочем, и то, что северорусские земли, «Старая Франкия», Гардарика также носила название Вретании). C этими святыми прежде всего и связан литературный корпус о святой Чаше Грааль, которая есть не только реальная Чаша Тайной Вечери, но и род ее хранителей, истинно царская кровь, Sangue Royal или Sangue Real. Но хранителями Святой Чаши считали и Меровингов. Образ кентавра – двойного существа, человекоконя – в числе прочих значений средневекового бестиария имел и значение пересечения двух знатнейших родов. Кто же мог, если отбросить неприемлемые для христианского сознания версии, стоять у истоков этого пересечения? «Повесть о поисках святой Граали» (мы настаиваем на написании этого имени в женском роде, как поступает и изданный в начале ХХ века «Православный богословский энциклопедический словарь»), написанная в ХI в. Готье Мапом, на основе которой позднее создает свою компиляцию Томас Мэлори, прямо называет родоначальником династии Граали сына Иосифа Аримафейского, которого звали также Иосифом. Иосиф Аримафейский, «благообразный советник», сам, как и Исус Христос, принадлежал к роду Царепророка Давыда и именно ему, когда он, по преданию, находился в темнице, явившийся Спаситель передал Чашу Грааль, что, в том числе, означает и преемство крови, то есть царской власти. Скорее всего, кто-то из наследников «Иосифа Второго» и стоял у истоков Меровингского рода, соединившего в себе кровь троянских царей – руси – и кровь Спасителя мира. Замечательно, что русская «Повесть об антихристе» XV века, говоря о последнем православном царе, противостоящем грядущему антихристу от колена Данова, называет его потомком «царя Иосии Маковицкого» (маковица – купол, вершина храма).
(Владимир Карпец http://mysticworld.clan.su/publ/3-1-0-23 ; или факты http://perpettum.narod.ru/alexashin2.htm Алексашин С.C.

В Новгородской области, в 60 км от Новгорода, на вершине самого большого кургана Европейской части материка найдены два камня с каролингскими надписями.
По структуре и составу знаков это монограмма, напоминающая монограмму семейства Каролингов.
По мнению автора, монограмма имеет второе прочтение, так называемое священное имя (nomina sacra) SIGI -«победа» на древневерхненемецком языке.
Автор считает возможной версию, что монограмма есть родовой знак династии Роргонидов, точнее, факсимильный знак Рорико I- графа Мэна. Рорико имел непосредственное отношение к семейству Каролингов, будучи женат, в первом браке на Ротруде - дочери императора Карла Великого. Этот род восходит к Рориху Порх;, Порсье (Porh;et, Porcieo), который был женат на Элизабет Ретели. В 798 г. Рорих Порх; участвовал в походе Карла Великого в Трансальбингию – область, расположенную к северу от нижнего течения Эльбы. В этом же походе он погиб в числе 20-и графов-легатов императора Карла. В VIII в. Трансальбингию населяли германское племя саксов и славянское – вагров (ободритов). В начале IX в. большая часть области была захвачена франками и около 10000 славян-ободритов были переселены из округа Розенгау (Rosengau) в Рустрингию, где были крещены Карлом Великим. Надо отметить, что славянские племена с VII-VIII вв. проживали в Верхней Франконии: имели по указу Карла Великого 14 церквей, исправно выплачивая налог-десятую часть доходов, будучи традиционными союзниками франков.
Одним из первых герцогов Рустрингии, как пишет Ф. Крузе, назначенным императором Карлом, был Рюрик (Грэрек) Раунгванбауг (Raungvanbaug), позже убитый наемниками датского короля Готфрида. Этот герцог был родственником Хеминнга Скъельдунга, и поэтому Г.Ф. Голлманн не без основания связывает этимологию имени Рюрика Фрисляндского именно с прозванием этого герцога. Позже эта область Трансальбингии под названием Рустрингия (Rustringen), в последствии Ольденбург, была передана датскому королю в изгнании Харальду Клаку как бенефиций после знаменитого «Крещения Данов» в 825 г. в церкви св. Альбана во дворце Ингельгейм Людовиком Благочестивым. Это действо красочно изложил в своей поэме аббат Анианского монастыря Эрмольд Черный (Ermoldus Nigellus). После смерти Харальда Клака область тоже, как бенефиций, досталась его племяннику Рюрику. http://perpettum.narod.ru/alexashin2.htm )

А что если в салиях-франках – и на самом деле, - есть доля салий Птолемея, которые часть своей крови оставили и восточно-прибалтийским селям-шелонянам  ?! 
Восточная версия происхождения устойчива в сказаниях самих франков, что отразила и Салическая правда. http://www.proza.ru/2009/06/03/248

Данная в этой статье версии - о выявляемых и прогнозируемых исторических связях всего одного из малоизвестных народов, которых Птолемей указал в античной Сарматии несколько десятков.

И у увлечённых исследователей дел – бездна. К примеру, в рамках чего чеченское Шали созвучно Сали времён Птолемея ?! Случайно ?! И об этом не стоит думать ?!
Или в рамках ностратики, указывающей на многотысячелетние глубины корня у разных народов, связи есть...

Салии в содружестве франков - условно "морские". Селы у балто-славян - один из смыслов: "селяне", оседлые, успещные земледельцы. Шелонская пятина Великого Новгорода имела высокий уровень земледелия. http://8.clubbiez.ru/2/19572.html ; http://mr-kaev2009.narod.ru/biblioteka/rusNovgorod/165.htm ; Турчинович О. История сельского хозяйства России, от времен исторических до 1850 года. 1852. [15.12.2009]  pdf  (6,9 Mb);
Аграрная история Северо-Запада России XVI века. Север. Псков. Общие итоги развития северо-запада. под ред. Шапиро А.Л. Л. Наука 1978г. 222с.
Раздел I. Север и Псков в XVI в.: Северная Двина. Каргопольский уезд. Важский уезд. Лопские погосты. Псковская земля. Крестьянские промыслы Северо-Западной России в XVI-первой четверти XVII в. Раздел II. Итоги экономического развития Северо-Запада России в XVI в.: Население новгородских пятин, Псковской земли и Поморья. Сельские поселения северо-запада России. Торговые и ремесленные поселения Новгородской земли в конце XV-первой четверти XVII в. Земельные наделы в новгородских пятинах и в Поморье. Обложение крестьян и их материальное положение в новгородских пятинах и в Поморье. Прогрессивные и тормозящие тенденции социально-экономического развития. О причинах закрепостительных мер конца XVI в. И т.д.

Салии, селы (и т.д.) - это и "соль", производством которой занимались как недалеко от Шелони (Сольцы, Мшага-Новая Соль), так и в знаменитой Русе (Старой). Руса - средневековый город Шелонской пятины ("шелонян") http://wiki-linki.ru/Citates/63505/2

Повторимся...

Такова краткая версия исторических связей, включая и вероятные, всего одного из малоизвестных народов, которых Птолемей указал в античной Сарматии несколько десятков. И у увлечённых исследователей дел – бездна. В частности, по салиям ("шелонянам" ?) - с учётом ностратических глубин корней S-L.

Приведу один из примеров развития версии

Корень «сал» имеет множество смыслов, поэтому можно много гадать о реальном значении этнонима. Предположим (и это не обязательно самая правильная версия), что сали – действительно – имеют отношение к «салу» (оно было их излюбленным продуктом ?). Ведь всякие «фаги» (даже андрофаги-людоеды) известны примерно этому региону с глубокой античности, упоминаются и Геродотом. http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрофаги
http://www.novgorod.ru/images/1443.gif ; http://www.kirsoft.com.ru/freedom/images/000517-000201S.jpg

Разведением свиней (лат. Sus)  люди стали заниматься в период первобытнообщинного строя. В 3-м тысячелетии до н. э. родовые племена, жившие на территории бассейнов рр. Днепра, Южного Буга и Днестра (трипольская культура), разводили свиней для получения мяса и сала; в развитых рабовладельческих государствах (Египте, Греции, Индии) разводили породы свиней. http://ru.wikipedia.org/wiki/Свиноводство
Археологические находки свидетельствуют, что уже 12 700 лет назад дикие свиньи содержались в поселениях людей бассейна Тигра [1] подобно тому, как свиньи содержатся и сейчас на Новой Гвинее [2]. Останки свиней, датируемых как жившие 11 400 лет назад, были найдены на Кипре. На остров свиньи могли попасть только с материка, что предполагает передвижение вместе с человеком и одомашнивание [3] Независимый центр одомашнивания свиней существовал в Китае[4].

Исследование ДНК из зубов и костей свиней, найденных в европейских поселениях эпохи неолита, показывает, что первые домашние свиньи были завезены в Европу с Ближнего Востока. Это стимулировало одомашнивание европейских диких свиней, что привело в короткий срок к вытеснению пород ближневосточного происхождения в Европе, а затем и на самом Ближнем Востоке. [5].

Высокая приспособляемость и всеядность диких свиней позволила первобытному человеку быстро их одомашнить. Свиньи разводились главным образом ради мяса, но использовались также и шкуры (для щитов), кости и щетина.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Свинья_домашняя
Кабаны (лат. Sus) — род семейства свиней.

Родина кабанов — Евразия, однако сегодня они расселены по всем континентам, кроме районов Арктики, Антарктиды, труднодоступных горных районов, некоторых пустынь и островов. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кабаны

Каба;н (лат. Sus scrofa), или вепрь, или ди;кая свинья; — млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных (нежвачных), семейства свиней. Является предком домашней свиньи. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дикий_кабан

Эсты Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре. Этническое происхождение самых древних поселенцев на современных эстонских землях неизвестно. Считают, что они относились к неолитическим народам, субстрат языка которых до сих пор существует в языках современной Европы.

С точки зрения истории эстонской культуры большое значение имеет прибытие финно-угорских племен на территорию Эстонии. Многие культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также автор научно-популярных книг Леннарт Мери неоднократно пытались найти в традициях эстонцев именно финноугорское наследие. С территорией Эстонии связана также культура балтийских немцев, прибрежных шведов и русских старообрядцев.
[править]
История и этнография края

Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
[править]
Начало I-го тысячелетия

Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на Юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде. См.также балто-славянский языковой союз. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эсты

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев), упомянутые Тацитом в опубликованном в 98 году трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии», очевидно никак не связаны с современными эстонцами, как и эсты (айсты, Hestii), упоминаемые Иорданом предположительно вовсе не те жители небольшого балтийского государства, о которых можно сейчас подумать. Эсты — не самоназвание и, к слову, современные эстонцы взяли его для обозначения своей нации лишь в середине XIX — начале XX века (в период «национального возрождения») — ээстласед. До этого они сами себя именовали маарахвас (эст. maarahvas букв. «земляки», «народ земли», «сельский народ», «крестьянское простонародье»).

Эсты как отдельный народ финно-угорского происхождения упоминался в ливонских хрониках (в частности, у Генриха Латвийского в его хронике, XIII век), но своим названием по гипотезе обязаны термину «восток», «Восточная земля» — Эстланд. В русских летописях предки эстонцев, наряду с некоторыми другими племенами фигурируют под названием чудь. По мере продвижения «западного влияния» на восточные земли вдоль побережья Балтики, менялись и носители этого названия. Поэтому у Тацита и Иордана — эсты (эстии) или аэстии возможно племена у Вислы, летто-литовские (балтские племена) и затем только современные носители этого этнонима, оказавшиеся самыми восточными в этом направлении.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эсты

Для Тацита здесь граница Свебии и Сарматии

http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/mp/germ-f.htm

44. За лугиями живут готоны, которыми правят цари, и уже несколько жестче, чем у других народов Германии, однако еще не вполне самовластно. Далее, у самого Океана, — ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям.

За ними, среди самого Океана104, обитают общины свионов; помимо воинов и оружия, они сильны также флотом. Их суда примечательны тем, что могут подходить к месту причала любою из своих оконечностей, так как и та и другая имеют у них форму носа. Парусами свионы не пользуются и весел вдоль бортов не закрепляют в ряд одно за другим; они у них, как принято на некоторых реках, съемные, и они гребут ими по мере надобности то в ту, то в другую сторону105. Им свойственно почитание власти, и поэтому ими единолично, и не на основании временного и условного права господствовать106, безо всяких ограничений повелевает царь. Да и оружие в отличие от прочих германцев не дозволяется у них иметь каждому: оно всегда на запоре и охраняется стражем107, и притом рабом: ведь от внезапных набегов врага они ограждены Океаном, а руки пребывающих в праздности вооруженных людей сами собой поднимаются на бесчинства; да и царям не на пользу вверять попечение об оружии знатному, свободнорожденному и даже вольноотпущеннику.

45. За свионами еще одно море108 — спокойное и почти недвижное, которым, как считают, опоясывается и замыкается земной круг, и достоверность этого подтверждается тем, что последнее сияние заходящего солнца не гаснет вплоть до его восхода и яркость его такова, что им затмеваются звезды109, да и воображение добавляет к этому, будто при всплытии солнца слышится шум расступающейся пред ним пучины и видны очертания коней и лучезарная голова110. Только до этого места — и молва соответствует истине — существует природа111.

Что касается правого побережья Свебского моря (для Птолемея это уже Сарматский океан, Венедский залив) , то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык — ближе к британскому112. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов113. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену114. Однако нетрудно понять, что это — древесный сок, потому что в янтаре очень часто просвечивают некоторые ползающие по земле или крылатые существа; завязнув в жидкости, они впоследствии оказались заключенными в ней, превратившейся в твердое вещество. Таким образом, я склонен предполагать, что на островах и на землях Запада находятся дубравы и рощи, подобные тем сокровенным лесам на Востоке, где сочатся благовония и бальзамы; из произрастающих в них деревьев соседние лучи солнца115 выжимают обильный сок, и он стекает в ближайшее море и силою бурь выносится на противолежащие берега. При поднесении к янтарю, ради познания его свойств, огня он вспыхивает как факел, вслед за чем расплавляется, словно смола или камедь.

К свионам примыкают племена ситонов. Во всем схожие со свионами, они отличаются от них только тем, что над ними властвует женщина: вот до чего пали ситоны, не говоря уже об утрате свободы, даже в претерпеваемом ими порабощении.

46. Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне. У феннов — поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе: беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях116. Все прочее уже баснословно: у геллузиев и оксионов головы и лица будто бы человеческие, туловища и конечности как у зверей; и так как ничего более достоверного я не знаю, пусть это останется нерешенным и мною117.
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/mp/germ-f.htm

Под Океаном Тацит подразумевает Северное и Балтийское моря, так как Скандинавский полуостров вплоть до XI в считали островом.

104. См. прим. 2.

105. Рассказ Тацита о кораблях свионов подтверждается находкой такого корабля в толще трясины на восточном побережье северного Шлезвига; этот корабль находится в музее в г. Киле. Весла на кораблях свионов свободно перемещались, тогда как на римских были закреплены в гнездах, — вот почему Тацит и останавливается на этой подробности.

106. В отличие от других германских племен, о которых упоминалось ранее.

107. Это сообщение Тацита считается недостоверным: полагают, что оружие и у свионов содержалось под охраной только в дни некоторых празднеств. Ср. со сказанным в главе 40.

108. Т.е. (уже)  Северный Ледовитый океан.

109. Примерно то же об особенностях высоких широт сообщает Тацит и в главе 12 "Жизнеописания Агриколы".

110. Древние греки и римляне обожествляли солнце, представляя его себе в виде лучезарного Феба, ежедневно выезжающего на небосклон в запряженной четверкой лошадей колеснице.

111. Ибо, по представлениям древних, здесь проходит граница мира.

112. Эстии не были предками нынешних эстонцев, которые угро-финского происхождения и лишь унаследовали наименование эстиев; что касается языка эстиев, то он едва ли и в то время был ближе к британскому (кельтскому) языку, чем к германским; отмечаемые Тацитом черты сходства объясняются тем, что и язык эстиев, и язык британцев, равно как и германцев, — индоевропейские.

113. По-видимому, речь идет о культе, сходном с поклонением Нерте (см. гл. 40). И среди германских племен, например англосаксов, также были распространены подобные амулеты с изображением вепря, олицетворявшего неукротимость и свирепость.

114. В данном случае Тацит ошибается: еще в эпоху каменного века, задолго до установления сношений с римлянами, германцы (и не только: П.З.) собирали янтарь и выделывали из него всевозможные украшения. Особенно много находили его на побережье Ютландского полуострова и в западной части Балтийского моря.

115. По представлениям древних (земля — круг), местности на Крайнем Западе и Крайнем Востоке расположены одинаково близко к солнцу.

116. Все сказанное Тацитом о феннах относится к лопарям (лопь, лапландцы), так как финны в его времена уже жили оседло, занимаясь земледелием и разведением скота.

117. Ср. заключительные слова "Германии" с "Анналами" (II, 24).

Изображения вепрей у эстиев (восточных) отчасти указывало и на тесное знакомство их со свиноводством.


“И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути [от 250 до 800 км.] . В самом начале переделов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит). Путь в эту сторону идет по степям [пустыням?] и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них что-то вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. <...>
И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец.
 Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случиться у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день, после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм <...> И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. <...> Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого (ниже) человека [т.е. царя]. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют.

Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середение страны славян. И упомянутый глава, которого они называют “главой глав” (“ра’ис ар-руаса”), совется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем [наместником]. Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джжарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают.

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже верхнюю одежду. В таком жилье остаются они до весны.

Царь ежегодно объезжает их. <...> И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраине своих владений. <...>

“О стране славян. На восток от нее - внутренние булгары и некоторые из прусов, на запад - часть Грузинского моря и часть Рума. На запад и на восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север. Это большая страна и в ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. И они живут между этими деревьями. У них нет иных посевов, кроме проса, и нет винограда, но очень много меда... <...>
Они имеют стада свиней, так же как мы стада баранов.
Мертвого сжигают. Если у них умирает человек, то его жена, если любит его, убивает себя. Они носят высокие сапоги и рубахи до лодыжек. <...>
Их оружие - щиты, дротики и колья.
Царь (падишах) их зовется Смут-свит... Зимой они живут в хижинах и землянках. У них много замков (кала) и крепостей (хисар). Одежда их большей частью из льна. <...>

Страна (русов). На восток от нее - гора печенегов, на юг - река Рута, на запад - славяне, на север - ненаселенный север. Это большая страна, и народ ее плохого нрава... Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. <...> Среди них есть группа славян, которая им служит. Они [русы] шьют шаровары приблизительно из 100 гязов холста, которые надевают и заворачивают выше колена. Они шьют шапки из шерсти м хвостом, свисающим с затылка. Мертвого сжигают со всем, что ему принадлежало из одежды и украшений. С ними (мертвыми) кладут в могилу еду и питье...”

“Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.

Место то лесистое и труднодоступное и никогда ни один человек не достигал того места... <...> ...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус же ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: “Здесь обоснуюсь и им легко отомщу”. (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей не стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И эта земля обильна. И много занимаются они торговлей...”
http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/d04_3.htm

Свиньи остаются для славяно-балтов в ряду этнических характеристик. Как и колья (дреколье  - дубины, палки, колья, употр. в качестве оружия.)

У Фасмера ещё можно прочесть.
Свино;рд - местн. н. на Шелони, бывш. Новгор. губ., др.-русск. Свинорътъ – местн. н. на Ловати (Новгор. I летоп. под 1200 г. и др.; см. Барсов, Матер. 182), первонач. "свиное рыло". От свинъ (см. свино;й) и рот. Нет надобности в др.-сканд. этимологиях (Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1931, стр. 659 и сл.), якобы из первонач. "свиной брод" или даже из др.-сканд. svinn оrd "мудрое слово" и т. п. (см. Погодин, "Slavia", 11, 137).

В период устранения неблагозвучных топонимов Свинорд превратился в Невское, что и сохраняется ныне недалеко от Сольцов. Здесь неизбежно упоминание сала как важного на севере в древности продукта.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сало
http://kosarev.press.md/Gl-I-Trop.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111085.htm
и т.д.


Исчезнувшие несколько веков назад сели ("шелоняне") - всё-таки не салии ?!
Но если они мигрировали вдоль античных путей между Причерноморьем и Балтикой, отчасти помнили об округе южной Желони и роли "сала" на украинских землях, то до окончательного оседания могли быть и салиями, частью полиэтноса эстиев. А когда осели - так и сели.
К примеру, и в том же Свинорде. Но это уже другая версия (со своими недостатками).


Рецензии