4 стихии и креативный тетрагон

frg 115.12.1 Четыре стихии в философии Гераклита и Демокрита.

 Рассмотрим известную античную максиму, темой которой является генетическая связь между четырьмя основными стихиями. Ее можно найти у философа Максима Тирского (конец II в. н.э.), но авторство  приписывают Гераклиту, жившему семью веками ранее.

 "Огонь живет смертью земли, воздух – смертью огня, вода  - смертью воздуха, земля  -  смертью воды".

Итак, имеем цепь превращений стихий "…земля => огонь => воздух => вода => земля…", которую можно представить в виде кольца:

          земля
  вода            огонь
         воздух

  Отметим, что огонь и вода в этом генетическом цикле противоположны друг другу, так же, как и воздух и земля. Но эти две противоположности чрезвычайно отличны. Воздух и земля могут сосуществовать, и их противоположность разрешается в пространстве и состоит в возможности соседства пространственных областей с крайне высокой (земля, твердь) и крайне низкой (воздух, газ) плотностью материи, способности удерживать форму. А вот огонь и вода сосуществовать не могут, и их противоположность реализуется как соседство во времени, как смена периода господства воды периодом господства огня и наоборот.

 Поэтому можно сказать, что на стыке тверди и воздуха выявляется пространство, а на стыке огня и воды – время.   

  Заметим, что среди двух альтернативных пар стихий "временная" пара "огонь – вода" более близка к мироощущению Гераклита с его постулатом вечной временной изменчивости мира. А вот "пространственная" пара "земля, твердь – воздух, газ", конечно же, близка антагонисту Гераклита, основателю атомистского учения Демокриту, жившего веком позднее. И действительно, состоящий из атомов демокритов мир выявляется прежде всего не во времени, как у Гераклита, а в пространстве - как сосуществование, чередование областей сосредоточия материи (ими являются атомы) и ее рассеяния.
    
  Связь Гераклита со временем и Демокрита с пространством подтверждается и тем, что традиционными характеристиками Гераклита и Демокрита являются, соответственно, мрачность и веселье. Это, безусловно, связано с тем, что выявления времени, необходимо влекущие за собой ощущение утраты того, что становится прошлым, ощутимо мортальны, тогда как выявления пространства, состоящие в сосуществовании различного, напротив, ощутимо витальны, поскольку мерой развития живого служит разнообразие сосуществующих форм материи. (Подробнее об этом в готовящемся тексте  *frg 115.13 Минорность времени и мажорность пространства.*)


Рецензии
Минорность времени и мажорность пространства очень хочется прочесть.
С уважением

Кузнецова Екатерина Первая   07.11.2015 21:12     Заявить о нарушении