взрослые афоризмы часть 2-ая 211-280

* * * № 211
То, что востребовано жизненной необходимостью, всегда благородно, даже произведения искусства, не отвечающие, казалось бы, насущным потребностям человека, тем не менее, отвечают его потребности в красоте.
* * * № 212
Скромность – неотъемлемое свойство благородства души; человеку, уверенному в себе, не за чем черпать свои достоинства в переменчивом расположении толпы.
* * * № 213
Ложная скромность всегда исходит из недооценки достоинств других и переоценки собственных достоинств.
* * * № 214
Истинно добродетелен тот, кто не думает о своей добродетели.
* * * № 215
Внешняя красота и уродство так же присущи человеку, как и способность дышать, поэтому глупо пытаться компенсировать достоинствами внешности недостатки ума.
* * * № 216
Мы настолько скромны, что не верим не только в себя, но и в других.
* * * № 217
В основе ложной скромности лежит надменная уверенность в том, что наши дела, по сути, никогда не будут оценены современниками по достоинству.
* * * № 218
Когда человек занят поистине большим делом, его менее всего интересует то, как он выглядит в глазах окружающих его невежд.
* * * № 219
В отсутствие собственных достоинств мы упиваемся личиной показной добродетели, позволяющей нам критиковать промахи и ошибки тех, кто добился более высокого положения, чем мы.
* * * № 220
Честолюбцы никогда не бывают достаточно счастливы, ибо им всегда кажется, что свет не воздал до конца должного их достоинствам.
* * * № 221
Тщеславие – это стремление получить почет и уважение, не обременяясь при этом собственными заслугами.
* * * № 222
Истинная мудрость в том, чтобы не питать иллюзий прежде всего на свой собственный счет.

* * * № 223
Тщеславному человеку важно не то, каков он в действительности, но – как он выглядит в глазах окружающих.
* * * № 224
Честолюбцы рассматривают чужие достоинства лишь как повод поговорить о своих собственных.
* * * № 225
Тщеславные люди в отсутствие похвалы довольствуются лестью.
* * * № 226
Мнительность, происходящая от неуверенности в себе, вынуждает нас искать скрытую насмешку даже в искренней похвале.
* * * № 227
Как часто мы дорожим мнением окружающих о себе, не дорожа при этом собственным мнением об окружающих!
* * * № 228
Если для установления дружбы нужен действительно серьезный повод, то для возникновения ненависти довольно и пустяка.
* * * № 229
Глупцам свойственно перенимать пороки окружающих, не видя при этом их достоинств.
* * * № 230
Если терпимость является признаком ума, то нетерпимость, несомненно, есть признак слабоумия.
* * * № 231
Несомненный признак мудрости – требовать от себя больше, нежели от других.
* * * № 232
Быть мудрым – значит оказаться достойным того счастья, которым тебя сподобила судьба.
* * * № 233
Мудрецы даруют миру идеи, а  дураки измышляют, как их опошлить.
* * * № 234
Мудрость есть всего лишь суровая наука уметь противиться собственным страстям.
* * * № 235
Умный человек богат мудростью всех былых поколений, дурак – лишь собственной глупостью.
* * * № 236
Можно пользоваться чужими советами, но нельзя жить чужим умом.
* * * № 237
На примере чужих безумств оценивай и собственные ошибки.
* * * № 238
Зло пожирает само себя и когда оно становится фатальным, побеждает добро.
* * * № 239
Смерть излечивает все наши болезни, но прежде, чем прибегнуть к последнему средству, постарайся сохранить свое здоровье в отсутствие излишеств!
* * * № 240
Добро должно быть деятельно, оно не может ограничиваться одними лишь благими пожеланиями; действенность добра проявляется прежде всего в непримиримости со злом.
* * * № 241
Потакать злодеям – значит, укреплять их в уверенности в собственной непогрешимости.
* * * № 242
Самое большое зло всегда творится из наилучших побуждений.
* * * № 243
Нанесенные нами обиды своим ближним заставляют нас ненавидеть их еще больше.
* * * № 244
Когда жертвы начинают взывать к мщению, они становятся палачами.
* * * № 245
Зло, причиненное нам другими, гораздо легче простить, нежели зло, причиненное нами другим.
* * * № 246
Стремление к удовольствию невинно, пока оно не подчиняет себе всех остальных стремлений.
* * * № 247
Говорит о своей жалости к другим лишь тот, кто нуждается в ней более всех остальных.
* * * № 248
Жить долго – еще не значит достичь высшего блага в жизни. Главное благо, к которому невозможно не стремиться, - это жить достойно. Жить достойно - это не значит желать себе всяческих тягот, но быть всегда готовым к ним и стойко принимать их, когда они неизбежны.
Тот, кто считает, что достиг исполнения желаний, ведя жизнь праздную и безмятежную, похоронил себя в собственном самодовольстве, ибо в жизни неизбежны ситуации, в которых быть безмятежным не означало бы быть бесчестным.
Желать себе добра означает желать себе истинной стойкости духа, дабы при столкновении с грозящей опасностью быть всегда готовым к ней. Не желать себе опасности, но принимать ее со всей возможной стойкостью – вот истинное благо, без которого невозможна никакая подлинная свобода для себя.
* * * № 249
Счастье не бывает в одиночку, важно, чтоб его разделили с тобой другие. Поэтому нельзя быть счастливым, оставаясь равнодушным к несчастьям ближних.
* * * № 250
Равнодушие – еще не счастье; быть всем довольным – еще не значит добиться справедливости, нельзя быть счастливым за счет несчастья других.
* * * № 251
Нельзя украсть чужое счастье, но можно разрушить свое собственное.
* * * № 252
Мера также необходима в счастье, как и стойкость в несчастье.
* * * № 253
Нам может везти или нет в данный момент, но удача, которая всегда с нами, - это чистая совесть.
* * * № 254
Что есть волевой человек? Волевой человек - это прежде всего тот, кто осознает свое действия, кто прежде, чем совершить что-то, обязательно взвесит свои поступки на весах общепринятых человеческих ценностей.
Тот же, кто время от времени забывает о своем разуме, ссылаясь на обстоятельства, не есть волевой человек, ибо мы всегда подчиняем свою волю внешним обстоятельствам ровно на столько, на сколько сами позволяем им в нее проникать.
Таким образом, безвольный человек несвободен ровно на столько, на сколько сам, не желая ограничивать себя рамками разумного, действует под влиянием импульса, не рассуждая.
* * * № 255
Пресыщение счастьем есть залог несчастий в будущем.
* * * № 256
Несчастливы не те, кому трудно добиться цели, но кому некуда стремиться; обрести цель – значит уже в какой-то мере почувствовать себя счастливым.
* * * № 257
Не завидовать чужому счастью – значит уже сделать первый шаг к своему собственному.
* * * № 258
Счастье составляет не столько достижение цели, сколько стремление к ней.
* * * № 259
В юности мы часто бываем безотчетно счастливы – это почти нормальное состояние души. Очевидно, в гибкости своей она безотчетно льнет ко всякому явлению бытия, находя в прозрачной незамутненности своей безошибочный отклик, непосредственную оценку всякому событию жизни, черпая радость в себе самой. Не так с пожившим свое. Он несет в своем сердце груз ошибок прошлых лет. В чем же черпает он свое утешение? В мужественности слов и следуемых за ними поступков. Шрамы юности приводят цельные натуры к мужественному благородству души, в то время, как не имевшие в себе силы духа продолжить борьбу быстро вычерпали ее до дна, перейдя от красноречивых слов к безусловной низости и коварству.
* * * № 260
Поскольку прогресс, двигая науку вперед, оставляет при этом людскую злобу, зависть и жестокость без  внимания, он лишь дает дьяволу дополнительные средства, изощряя и совершенствуя его орудия.
* * * № 261
Счастье нельзя купить, купленное счастье родит удовольствие, неизбежно переходящее затем в пресыщение, и лишь созданное усилием счастье дарует свободу наслаждаться им безгранично.
* * * № 262
В зависти к чужим заслугам мы зачастую не видим своих собственных.
* * * № 263
Уметь быть счастливым за других – значит уже разделить с ними половину собственных горестей.
* * * № 264
Что мы знаем о любви? Любовь – таинственная гостья и нам известно о ней лишь то, что она приходит, не будучи званной, и уходит, когда менее всего от нее этого ждут. Удержать любовь, призвав на помощь рассудок, невозможно. Любовь сама устанавливает себе пределы и сама же рушит все привнесенные в нее рамки и границы.
Суета повседневности несовместна с державным течением любовных отношений. Задача влюбленных – сохранить любовь в первозданности и чистоте, не превращая ее в игрушку, швыряемую из стороны в сторону волнами прихотей и страстей.
* * * № 265
Трусы – это те, кто одному крупному испытанию предпочитают преодоление тысячу мелких.
* * * № 266
Наслаждаться собственным счастьем – меньшая радость для человека, чем дарить его другим людям.
* * * № 267
Самый верный способ быть счастливым – дарить его другим людям.
* * * № 268
Собственное счастье должно сделать нас лишь чувствительней к чужому страданию и боли, в противном случае – оно лишь проявление эгоизма и черствости с нашей стороны по отношению к другим.
* * * № 269
Самый верный способ разрушить  собственное счастье – наслаждаться им в одиночку.
* * * № 270
Люди верят в свою исключительность, даже принимая участие в делах, наиболее сомнительных. Но на самом деле эта их слепая вера ни на чем не основана. Каждый считает себя человеком железной воли, способным, если потребуется, в любой момент вырвать ростки дурных плевел, пустивших корни в его душе. Люди почему-то уверены, что сколько они не будут грешить, они никогда не перейдут ту роковую черту, за которой вечный мрак и холод. Здесь находит место одна лишь пустая амбиция, получающая такой рост в отсутствие конкретных дел, ведь если бы мы действительно хотя бы раз попытались взять себя в руки, мы бы поняли, как это сложно – вдруг взять и в один день исторгнуть из себя всю ту муть, которая скапливалась в течение многих лет на дне нашей души. И мы бы поняли, что очистить душу от грязи – дело не одного и даже не многих дней, но – всей жизни. И мы, соразмерив свои силы, по другому бы взглянули на Мир и свое место в нем, разрушив, наконец, стену прежде всего в самих себе.
* * * № 271
Не знать в счастье меры – значит быть несчастнейшим из людей.
* * * № 272
Чтобы ставить перед собой великие цели, нужно быть в какой-то мере безумцем, но не всякий, питающий высокие цели, способен на безумство.
* * * № 273
Боясь поступиться своим счастьем ради правды, мы рискуем остаться навсегда несчастными ради лжи.
* * * № 274
Счастье непременно обманет того, кто не умел переносить несчастья.
* * * № 275
Очень часто при достижении своих целей мы не чураемся и жестокости, полагая, что так мы сможем добиться большей действенности своих начинаний, и что страдает от нее лишь тот, против кого она направлена.
В действительности же за жестокостью стоит всепоглощающая сила, втягивающая в радиус своего действия всех, кто роковым стечением обстоятельств оказался к ней причастным. От жестокости страдает в первую очередь не тот, против кого она направлена, но тот, кто более уязвим.
Так, в ссорах родителей более всего страдают дети, в войнах – не политики, развязывающие их, но мирное население; порок источает вначале душу человека, а лишь затем разрушает тело, как выеденную, ставшую ему уже ненужной оболочку.
* * * № 276
В сказке черт соблазняет грешного человека продать свою душу за исполнение его желаний, но в жизни все гораздо проще – люди настолько мало ценят свою душу, что в погоне за призрачным блеском золотого тельца сами спешат предложить ее сатане.
* * * № 277
Нельзя творить добро из злых побуждений, но можно творить зло из благих.
* * * № 278
Мы не сможем сделать 1-ый шаг к исправлению до тех пор, пока не проникнемся отвращением к самим себе.
* * * № 279
Видеть себя в ответе за других всегда трудней, нежели считать других во всем себе обязанными.
* * * № 280
Труднее всего сделать первый шаг, - начав врать по недомыслию, мы уже не в силах остановиться.


Рецензии