Федерико Феллини

Федерико Феллини  родился в январе 1920 г.  в Римини в семье коммивояжера. После обучения в монастырском колледже  в Фао он отправился во Флоренцию, где в течение нескольких месяцев осваивал профессию репортера. В 1938 г. Феллини переехал в Рим. На жизнь он зарабатывал тем, что рисовал для газет и журналов, писал куплеты для варьете, сочинял рекламные тексты и сценарии для небольших радиопостановок. С 1939 по 1942 год вышло  около семисот публикаций Феллирни в юмористическом листке «Марк Аврелий», сделавших его имя известным. В 1943 г. он поставил на римском радио серию забавных передач о жизни влюбленных – Чико и Полины. Одному из кинопродюсеров пришла мысль показать их на экране. Подбирая исполнителей для этого фильма, Феллини  познакомился с обаятельной молодой актрисой Джульеттой Мазиной, которая стала потом его женой и музой. В 1945 г. Феллини принял участие в создании сценария к фильму Роберто Росселлини «Рим – открытый город». Затем он участвовал в съемках «Пайзы». Сотрудничество с Росселини стало весьма плодотворным для Феллини. Однако уже первые самостоятельные фильмы режиссера  показали, что он намерен идти своим путем. Уже здесь четко определились волнующие Феллини темы: шумный мир эстрады, неудавшиеся жизни, одиночество человека под шутовской маской. Врожденное восприятие иносказательного текста, исключительное понимание всех движущих сил сценического действия, неистребимое чувство юмора – вот что составляло сущность его творческой манеры. Все его фильмы – это медленные мечтания, то и дело повторяющиеся, посвященные тревогам юности, человеческой клоунаде взрослых безумцев, цветущим островкам памяти.

«БЕЛЫЙ ШЕЙХ» (1952). Наивная провинциалка Ванда, оказавшаяся во время свадебного путешествия в Риме, сбегает от мужа и отправляется на поиски своего кумира – героя популярных фотороманов Фернандо Риволи, именуемого «Белым шейхом». Для Ванды Риволи – воплощение романтики, любви, красоты. Пока встревоженный муж мечется по Риму в поисках жены и всячески пытается скрыть исчезновение Ванды от родственников, она оказывается на съемочной площадке и встречается со своим кумиром. Очень скоро она убеждается в пошлости и пустоте Риволи и бессердечности его окружения. Считая, что она опозорила мужа, Ванда пытается броситься в реку, но попадает на мель. В последний момент перед ответственным визитом к папе римскому муж забирает Ванду из больницы и представляет ее встревоженной родне. «Ты – мой Белый шейх», - шепчет Ванда супругу.

В следующей ленте «Маменькины сынки» (1953) режиссер рассказал историю пяти бездельников – «маменьких сынков» в небольшом итальянском городке. Здесь Феллини мастерски воссоздал атмосферу провинциального городка, его скуку, бесперктивность существования его обитателей, в первую очередь молодежи. Фильм отличался спонтанностью  и непосредственностью.

Сняв два первых фильма в манере неореализма, близкого по духу к ранним фильмам Росселини, Феллини окончательно нашел свою манеру в третьем фильме «Дорога» (1954), который принес ему мировую известность и ознаменовал отход от реализма в сторону символической притчи.

«ДОРОГА». Главная героиня ленты Джельсомина – простодушная женщина-ребенок, проданная своей матерью свирепому Дзампано,  ярмарочному геркулесу, который бороздит в своем  убогом мотоциклетном фургоне по дорогам Италии. Она служит партнершей  во время его долгих и безрадостных выступлений. Не смотря на свою толстокожесть бесконечно одинокий Дзампано по-своему привязывается к спутнице. Вскоре они пристают к бродячему цирку.  Здесь Джельсомина встречает свое единственное утешение – славного скомороха  и канатоходца по прозвищу  Иль Матто. Складывается поразительное трио - маленькая Джельсомина (ее образ воплотила на экране жена Феллини Джульетта Мазина), «жестокий Август» Дзампано и «шалый философ» Матто. Иль Матто учит Джельсомину играть на трубе, он добрый, отзывчивый.  К несчастью, он находит опасное удовольствие в том, что бы постоянно дразнить и насмехаться над вспыльчивым Дзампано. Одна из его шуточек заканчивается дракой. Хозяин цирка изгоняет обоих. Через несколько дней Дзампано случайно сталкивается с Матто на дороге и в порыве ярости разбивает ему голову. Потрясенная этим убийством, которое произошло у нее на глазах, Джельсомина заболевает. Она больше не может выступать, и Дзампано уезжает прочь, бросив свою спутницу на пустынном зимнем пляже. Несколько лет спустя он опять оказывается в тех же местах и узнает, что Джельсомина умерла. Эта весть производит в его грубой душе настоящий переворот. В последних кадрах фильма Дзампано, охваченный запоздалым раскаяньем, рыдая, бросается ничком на прибрежный песок. «Дорога» начинается как горький фарс, а затем переходит мало-помалу к трагической, чуть ли не шекспировской драме. Продюсеры, давшие после долгих проволочек деньги на картину, не ждали от нее ничего особенного. Однако сам Феллини не сомневался, что снимает шедевр. И действительно, едва выйдя на экраны, «Дорога» произвела огромное впечатление на зрителей. И по сей день ее невозможно смотреть без волнения. Энтони Куин (сыгравший Дзампано) и Ричард Бейзхарт (выступивший в роли Матто) блестяще справились со своей задачей. Но, конечно, главный триумф выпал на долю Джульетты Мазины. Ее трогательная, бесхитростная, легкоранимая героиня, такая беспомощная перед царящей в мире жестокостью, никого не могла оставить равнодушным.  Италия пережила период настоящей «джельсомании». Джельсоминами называли кукол, духи, всевозможные товары; название «Дорога» давали ресторанам, сигарам, магазинам. Написанная Нино Ротой «Песня трубы» - лейтмотив Джельсомины в фильме – разошлась на миллионах пластинок. В 1956 г. фильм был удостоен «Оскара».  Всего же за несколько лет он собрал более шестидесяти международных призов. Феллини и Мазина мгновенно стали «звездами» мировой величины.

«НОЧИ КАБИРИИ» (1957). Кабирию, римскую проститутку, вытаскивают из реки, куда ее бросил «жених» после того, как ограбил. Кабирия возвращается к привычному образу жизни. Она знакомится со знаменитым актером, который после ссоры с любовницей приводит ее в свой дом. Внезапно любовница возвращается, и Кабири вынуждена незаметно ретироваться. Далее по ходу фильма она совершает паломничество к святым местам, присутствует на сеансе гипнотезера-шарлотана, который предсказывает ей знакомство с человеком по имени Оскар. Она действительно знакомиться с мужчиной по имени Оскар и влюбляется в него. Оскар окружает Кабирию заботой и лаской, обещает жениться на ней. Кабирия верит ему. Она продает все свое имущество, чтобы уехать с любимым человеком. В последний момент Оскар похищает ее деньги и скрывается. Униженная, обворованная, Кабирия идет по ночному лесу. Внезапно появляется компания молодых людей. Они смеются, шутят, заигрывают с Кабирией. На лице ее сквозь слезы вновь появляется улыбка. Жизнь продолжается…  Фильм рассказывал о несгибаемости человеческого духа, неисчерпаемости надежды, о бесконечной вере в любовь. Картина имела огромный успех во всем мире. Исполнительница главной роли Дж. Мазини получила на кинофестефале в Канне (1957) премию за лучшую женскую роль. В 1957 г. "Ночи Кабирии" удостоился «Оскара» как лучший иноязычный фильм. 

«СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ» (1959). Это цепь новелл из жизни Рима пятидесятых годов, связанных с образом растленного, разменявшего свой талант, усыпившего свою совесть журналиста, которого с прекрасной искренностью и глубиной сыграл Марчелло Мастрояни.  Сделанная  с необычайной яркостью и изобразительностью, картина произвела фурор в Италии и во всем мире. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Канне (1960). Начиная с этой ленты  Феллини стал работать по-новому. Он ожидал, пока у него созреют тема и сюжет. Затем предлагал сценаристам разрабатывать отдельные эпизоды, отвергал или принимал разные варианты. Когда собирался огромный пестрый материал, ассистент все перепечатывал, и Феллини начинал отбор. Но в процессе съемки он на ходу менял сценарий, в зависимости от того что он увидел и почувствовал на съемочной площадке. Феллини не допускал, чтобы актер учил роль, и таким образом сам определял концепцию образа. Как демиург, он создавал на экране свой собственный мир, и актер должен был стать его органичным элементом. Феллини придавал огромное значение каждому исполнителю даже в массовке и мучительно искал характерные лица. Все образы были не только органичными и выразительными, но и составляли неотъемлемую часть концепции фильма.


«ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ» (1963).  По своей задаче этот фильм  был противоположен «Сладкой жизни». Если последняя изображала общество, то здесь главным стало раскрытие внутреннего мира одного героя – кинорежиссера. Анализируя его душевное состояние, Феллини размышляет о судьбах мира и законах творчества, о любви, добре и зле. Основу сюжета составляет история постановки фильма. Гвидо (Марчелло Мастрояни), знаменитый режиссер, приезжает на модный курорт. Он переживает творческий кризис. Фильм, который задумал Гвидо, кажется ему почти неосуществимым. В процессе творческих мук в сознании героя  смешиваются воспоминания, мечты, сны, факты реальной действительности, в результате чего возникает некое подобие фильма в фильме. Приезжает Карла, любовница Гвидо, затем его жена. Наконец, он встречает Клаудию – символ чистоты и невинности. Диалоги, которые Гвидо ведет с критикой, продюсером, техническим персоналом, гостями курорта, еще больше способствуют смятению в душе режиссера и воскрешают самые ранние воспоминания: детство, отец и мать, дом в провинции, дикарка Сарагина, католический колледж с его схоластической муштрой. Гвидо бежит с Клаудией и оказывается на пресс-конференции. Ночь. На пустыре стоит декорация, изображающая космический корабль, появляются все члены съемочной группы, все персонажи из прошлого и настоящего. Они образуют огромный хоровод, которым дирижирует Гвидо. Возможно, это и есть начало будущего фильма. В 1963 г. «8;» был удостоен «Оскара» как лучший иноязычный фильм.

«ДЖУЛЬЕТТА И ДУХИ» (1965). Первая цветная картина Феллини. Его героиня Джульетта (Джульетта Мазина), немолодая замужняя женщина, живет только любовью к мужу, дому, близким. Случайно она узнает, что муж изменяет ей и намерен уехать вместе с любовницей. Джульетту одолевают страшные видения, духи – воплощение ее страхов, комплексов, кошмаров, воспоминаний детства. Лишь усилием воли Джульетте удается избавиться от всевластия духов и вновь обрести волю к жизни. 

 «ФЕЛЛИНИ-САТИРИКОН» (1969).Экранизация знаменитого древнеримского романа Петрония (Феллини использовал так же сюжеты других произведений древнеримской литературы, в частности из Апулея и Овидия). С помощью характерных для него художественных приемов режиссер попытался воссоздать здесь  причудливую картину обреченного на гибель мира, его нравов, обычаев, характеров, людей. Стилистика картины представляет собой нечто среднее  между притчей и театральной условностью. Это не историческая реконструкция, а скорее личный взгляд на историю сквозь причудливую феллиниевскую оптику. Атмосфера фильма темная, мрачная, множество комнат, дворов, коридоров, лестниц, переходов. Даже одежда какая-то серая, пыльная, грязная. Страшные лица, на которых лежит печать  развращенной и извращенной жизни. Какие-то странные блуждающие и пристальные взгляды, горящие лихорадочным огнем, подмигивания, жесты, скрывающие тайну или сговор. Нет никаких намеков на нормальную жизнь.

 «РИМ ФЕЛЛИНИ» (1971). Эта Кинопоэма Феллини – своеобразное объяснение в любви Вечному городу. Мы видим детские впечатления о Риме, Рим периода юности режиссера (римская квартира, народный театр, бордель), современный Рим (задыхающийся от транспорта город, дискуссия о режиссуре в парке). Постановка, операторская работа, монтаж и работа художника делают картину выдающейся и в своем роде уникальной.

«АМАРКОРД» (1973). Этот фильм стоит особняком в творчестве режиссера, поскольку тот довольно редко  изображал определенную эпоху и среду. Название картины на романьольском диалекте означает «Я вспоминаю». И действительно, Феллини  возвращается  здесь к воспоминаниям   о своем детстве, которое проходило в 30-е гг., в период фашистского правления.Перед зрителем предстает маленький итальянский городок на берегу Андриатического моря. На корсо (главной улице) каждый вечер встречаются школьники, толстопузые чиновники, накрашенные девицы. Все персонажи колоритны, восхитительны  и точны до самых мелочей.Тито, наблюдательный мальчишка, часто убегает из дому, чтобы побродить по улицам и поглазеть на прохожих.  Ведь провинциальная жизнь  того времени – это еще и парад фашистов, и появление в море таинственного океанского лайнера, и волнующие киносеансы… События фильма не всегда веселые – умирает мать Тито, но он быстро находит утешение  на деревенской свадьбе   под звуки аккордеона. Бесхитростные простые истории, рассказанные в фильме с присущим Феллини  гротескным юмором, иногда грубоватым, но всегда жизнерадостным и благожелательным, сливаются при всей своей кажущейся разрозненности в единое  эпическое полотно. Обобщение достигается благодаря соединению конкретности и фантасмагории, мечтаний и бытовых деталей, зрелищных метафор и реалистических персонажей. За калейдоскопом повседневности явственно ощущается  тотальная угроза надвигающейся беды, которую принесет итальянскому народу фашизм.  Ведь фашизм, говорит режиссер, опасен не как политическое течение, а как особенное состояние души народа. "«Амаркорд", - писал известный исследователь творчества Феллини Джильберт Салачас, - это ленивая Италия, вчерашняя и вечная, послушная официальным властям, неискоренимо пассивная и склонная подчиниться любой диктатуре». В 1974 г. "Амаркорд" был удостоен «Оскара» как лучший иноязычный фильм.      
 
«КАЗАНОВА ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ» (1976). В основу фильма были положены мемуары Казановы - знаменитого авантюриста и донжуана XVIII века. Перед зрителем проходят его роман с монашкой во время венецианского карнавала, арест, побег во Францию, скитания по дворцам знатных  особ, часто заканчивающиеся скандалами, попытка обрести любовь сначала с таинственной незнакомкой, исчезающей неизвестно куда, затем с женщиной из богатой немецкой семьи и, наконец, с механической куклой. Скитания Казановы не приносят ему ни прочного положения в обществе, ни морального удовлетворения. Он умирает жалким нахлебником при дворе одного немецкого князька. Мрачный, почти лишенный оптимистических красок, фильм Феллини – это рассказ о жизни, растраченной на пустяки, которые Казанова считает «любовью». Не случайно все эротические сцены в картине предельно стилизованы, они происходят в одежде и являют собой явную имитацию. Такой же имитацией жизни является  и жизнь «великого» Казановы, никогда не испытавшего подлинных радостей любви, дружбы, милосердия, добра. Фильм в значительной степени  отходит от первоисточника  и является ярко выраженной авторской работой режиссера. Не похож на великого героя-любовника и герой Феллини.  Его Казанова (в великолепном исполнении Дональда Сазерленда) – это существо с удивленным и испуганным взглядом, со слабой улыбкой, с вытянутым, напоминающим мордочку морского конька лицом.  Замечательные мастера – художник Донати и оператор Ротунно – работали в той манере, которая нужна была режиссеру, создавая некий механический, бездушный, антигуманистический мир. Сам Феллини говорил о своем герое: «Казанова – это все, что я презираю; целиком и полностью фальшивый человек и хвастливый фашист, чудовище».

«ИНТЕРВЬЮ» (1987). Это фильм-исповедь, фильм-воспоминание, построенный на автобиографическом материале. Журналисты японского телевидения берут интервью у маститого итальянского режиссера в павильонах кинокампании «Чинечитта». Маэстро делится своими мыслями о кино, воспоминаниями, рассказывает о создании фильмов, раскрывает секреты кинематографической «кухни», возвращается к дням своей юности, когда он еще совсем молодым журналистом впервые попал на киностудию, чтобы остаться с ней навсегда. Мы видим фрагменты его лучших фильмов, его друзей-актеров, с которыми он проработал долгие годы.

Умер Феллини в октябре 1993 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
В детстве, лет в пять-шесть, я была влюблена в Марчелло Мастрояни после 8,5. Его показывали поздно ночью по Иллюзиону, была такая передача на грузинском телевидении. Потом пересматривала в студенческие годы, такого впечатления фильм уже не произвел. Надо еще раз попробовать. Сатирикон откровенно "не зашел".

Оксана Куправа   17.09.2020 07:44     Заявить о нарушении
Я, наверно, не очень оригинален. Для меня Феллини это, прежде всего "Дорога". Какая сильная, ясная и, главное, конкретная трагедия! Поздние фильмы Феллини я тоже оценил, но умозрительно. А так, чтобы задеть за живое - такого больше не было.

Константин Рыжов   18.09.2020 05:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.