Ива. Вертушка Михаила Апекса

Михаил Апекс, «Вертушка» http://www.proza.ru/2010/09/28/1362

Авторский запрос на разбор текста был – интересно ли?
На этот вопрос можно ответить коротко – да, интересно.
А теперь развернуто.
Отрывок представляет собой начало объемного произведения, видимо, романа (сужу по разбивке на главы). К сожалению, автор не указал, в какой стадии находится текст – написан ли целиком, насколько выправлен.
Поэтому буду говорить о том, что вижу. И немного о своих ожиданиях.

Главный герой, журналист, похоже, достаточно молодой человек, отправляется в полет на вертолете.
Такова экспозиция. И в ней есть некоторая неопределенность. Что за журналист? Куда летит? С какой целью?  Тем не менее, «пропуски» (намеренно беру в кавычки) выглядят естественно, потому что соответствуют выбранной форме повествования - рассказ ведется от первого лица. Мне=читателю комфортно.
А теперь проявлю занудство и обращу внимание автора на этот пропуск. На первой странице мне достаточно информации про героя, но где-нибудь подальше, поглубже в романе, мне захочется подробностей. Захочется узнать – а как выглядит герой? Каков его характер?
Боже упаси, я не собираюсь обвинять автора в том, что этого нет в романе (или это повесть?). Я только начала читать, и еще мало что знаю о сюжете. В данном случае я просто предлагаю автору проверить – подробности в дальнейшем предусмотрены? Мое=читательское ожидание не будет обмануто?

В  отрывке действуют три героя – рассказчик, журналист; пилот вертолета  Митрич и некий «голубоглазый парень лет 18» (18  хорошо бы написать словом - «восемнадцать»).
Пока мне неясно, какую роль будет играть каждый из них в дальнейшем. Понятно, журналист – главный герой, хотя бы потому, что именно его глазами я буду смотреть на мир на протяжении всего романа. Во всяком случае, на данном этапе чтения я так предполагаю. Хотя есть много примеров, когда повествование ведется от первого лица, а в конце выясняется, что герой погиб. Впрочем, до конца романа еще далеко, этим я=читатель еще не парюсь. Но я уже выбираю себе главного героя. Обратите на это внимание, автор! Я –  бессознательно – но уже начинаю искать персонаж, которому я буду симпатизировать, любить, переживать и далее по списку.

Вы показали троих – ок. Это не много и не мало - нормально. В целом, мне понравилось, как вы поэтапно знакомите меня=читателя с героями.
Только вот здесь глаз зацепился.
«– А? Не слышу! Ладно, «поехали», держись только крепче, журналист…
Дальше последовала целая тирада непечатных слов, произнесенных, правда, совершенно не со зла, а так с веселой усмешкой.» (с)
Непонятно, кем же была произнесена тирада непечатных слов. До этого у вас шел диалог без атрибуции. Потом, конечно, вы все расставили по местам, но небольшой проскок есть. Это чистое ИМХО, обращать ли на замечание внимание – дело ваше. Я высказываю личные впечатления.

Итак, журналист взлетел. То есть взлетел вертолет, а журналист был внутри. И такое у героя произошло в первый раз.
Автор описывает полет лаконично. «сердце замирало от радости, когда я смотрел на шумящий далеко внизу лес. Погода была лётная. Солнце пекло нещадно, как ему и положено в середине июля.» (с)
Описание как описание. В общем и целом, ничего. Но я=читатель испытываю некоторое разочарование. Во-первых, потому, что я сама летала на вертолете. Ощущения незабываемые. Особенно в первый раз. Ваши описания – лишь бледная тень тех чувств, которые охватывают, когда винт начинает рубить воздух, и эта железная банка начинает дрожать, и мигом появляются всякие мысли, а ты уже  л е т и ш ь! и под тобой - пустота!
Но побоку личные ощущения. Не все читатели летали на вертолетах. Тем не менее, все хотят испытывать сильные эмоции – хотя бы от чтения. Чтобы не потерять читателя, надо описать полет так, дыхание перехватывало не только у героя.

Есть еще одна неясность. «Я очень надеялся на этот полет, и теперь сердце замирало от радости, когда я смотрел на шумящий далеко внизу лес». (с)
Смотрите, произошло смешение. Герой надеялся на полет (даже подчеркнуто – на «этот» полет). Видимо, командировка была для него важна. Сердце же замирало от радости, когда он смотрел на лес. Что вызывало чувства – движение к цели или лес внизу? Скорей всего, и то и другое. Возможно, автору стоит подробнее остановиться на этом моменте. (опять же ИМХО)

Дальше немного придирок

«– Я репортаж для газеты пишу… О жизни людей в труднодоступных местностях, - запинаясь на каждом слове ответил я.»
Почему – запинаясь? Ведь парень был младше? И вопрос он задал невинный. Почему главный герой так среагировал?

«От ближайшего поселка до этой деревни – не больше 30 км,» - «тридцати»

«От простодушного и веселого выражения на его лице не осталось и следа.» - не очень хорошая фраза

«Он был ужасно напряжен и сидел, вцепившись в поручни.» - «ужасно напряжен» - это как? А не ужасно – это по-другому?

«Я хотел было что-то сказать, что бы продолжить разговор,» - «что бы продолжить разговор» - избыточное. Попробуйте убрать и поймете – смысл фразы не изменился.

«– Высоту теряем! Движок барахлит, чтоб его черти драли! – закричал вертолетчик не своим голосом.»
Опять же ИМХО, но русские вертолетчики при падении с высоты используют другую словесную конструкцию.  Дело даже не в словах как таковых, а в их порядке. Фраза должна быть короткой и энергичной. Произнося эти волшебные слова, летчик производит определенные манипуляции с рычагами, и фраза должна служить помощником, а не отвлекать внимание длинным и плавным течением.

«Я изо всех сил вцепился в перемотанный синей изолентой поручень, напряг все мышцы,  до боли сжал зубы. Странно, но в тот момент страх вдруг весь перешел в какой-то дикий восторг. Все получится…» – «все» - «весь» - «все» - повторы.

Полет закончился непонятно. То ли вертолет сел благополучно, то ли подломил стойку («стоял вертолет, как-то нелепо покосившись на один бок»). Непонятно, почему герой потерял сознание. Непонятно, как Митрич вытащил его из вертолета.
Возможно, разгадку этого автор даст позже, как говорится, всему свое время. Но главное, чтобы дал. Без объяснений читатель будет чувствовать себя обманутым. Чтобы жить в романе, читатель должен сливаться с героями, понимать логику их действий. Без этого повествование провисает, а читатель выпадает из процесса.

И снова придирки.

«мягко похлопал меня по щеке своей широкой, мозолистой ладонью.» - «мягко» и «широкой, мозолистой», по-моему, не очень сочетаются.

«Ах, да… взлет…» - по тексту травматичным был не взлет, а посадка.

«По телу пробежала судорога.»  – о, этот волшебный фокал! Тут либо «по м о е м у телу», либо вообще убрать. Герой ведь описывает с в о и  ощущения. Всезнающий автор тут не при чем.

«Только в тот момент я вспомнил, что случилось…» - лучше в «этот».

«Видно было, что он ужасно рад, тому что я очухался, но немного стыдится своих чувств.» - «ужасно рад» - это, конечно, лучше, чем «ужасно напряжен», но лучше изменить.
«немного стыдится своих чувств» - тоже надо бы изменить. В полубессознательном состоянии, после обморока и «судороги» герой вряд ли думал столь отстраненно и психологично.

«– Что «вроде»? Пошевелить можешь? – уже обычным своим тоном приструнил меня Митрич.»
Лучше «спросил». У слова «приструнить» другое значение.«своим» - лишнее.

«Я встал, пошатываясь и крахтя,» - очепятка.

«Я вдруг вспомнил ту давешнюю эйфорию, то моё второе «я» и улыбнулся.» - а в каком именно месте была эйфория? (=повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия, не соответствующие объективным обстоятельствам).

«– Ну как, жить будешь? – с усмешкой отреагировал на мою улыбку летчик. Я кивнул. – Ну вот, поживем мы с тобой маленько ещё.» - перед «Я» абзац.
«с усмешкой» - «на улыбку» - звучит не очень.

«– Ой, да ты не в себе что ли?» - снова сущее ИМХО. Вертолетчик, сломавший стойку посередине леса, вряд ли скажет «ой».

«Сумасшедший», - подумал я про себя, допивая чай.» - это герой про кого подумал? Про себя или Митрича?

«Голова моя вдруг стала тяжелой, и я без чувств повалился в траву.».
На этом отрывок заканчивается.
Резюме по прочитанному.
Начало интересное. Автор сумел разжечь любопытство – а что это за фантомный парень? Похоже, что и деревня с выразительным названием «Нежитино» тоже примечательное место.
Так что еще раз отвечаю на запрос автора – да!
Да, роман (или все-таки повесть?) обещает быть увлекательным.
Да, в данном отрывке нет явных логических пропусков и откровенных ляпов.
Да, стиль автора неплох, текст читается легко.
Да, стоит продолжать.



С уважением,
Ива.


Рецензии
Это читательский отклик, не рецензия.

*Ну, я ведь уже говорил, задание у меня такое, – как-то слишком робко ответил я, пытаясь перекричать гул вертолета. - И журналистское удостоверение показывал…*-
говорил=сказал, показывал=показал.- так логичней, действие было сейчас, а не очень давно.

Вообще странное начало. Если журналист собирался лететь на этом вертолёте, то почему разговор происходит под гул, готовой к старту машины!?

*Он не плохой человек, на самом деле. Меня вот согласился с собой взять.*-
первый раз видит вертолётчика, как выясняется, слышал только его отчество, т.е. ничего не знает о нём, взял с собой, значит, хороший.

Что за вертолёт!? Зачем и куда он летит!? Почему нет у журналиста официального разрешения на полёт? И масса других вопросов.
Полёт вертолёта дорогой, совершается не по щучьему велению и не ради простой прогулки. Цель полёта и его назначение должно быть предписано.
Необходимо спец. разрешение на полёт.

Вертолёт, конечно, надо было представить читателю. Они разные бывают.
Я летала дважды зимой и летом на рейсовом Горно-Алтайск- Кош-Агач.
Удовольствие сомнительное и состоит только
в осознании, что всего час понадобится для такого дальнего пути.

*его нелепо торчащие русые волосы развевались на ветру.*-
ветер в салоне вертолёта!?
Тем более надо описать машину. Я, читатель представляю тот, в котором летала сама.

* – Разве там одни старики живут?*
Понятно, что цель полёта журналиста сомнительного свойства, едет какой-то клубок распутать.
Или «ищите женщину»! Девица какая-нибудь появится, сбежавшая от цивилизации в глушь.

* От ближайшего поселка до этой деревни – не больше 30 км, но дорога, пролегавшая через густой лес, была до такой степени заброшена и завалена деревьями,*-
абсурд, трудно мною воспринимаемый. Приходилось бывать в диких местах.
Здесь всего тридцать километров. Если когда-то была дорога, она могла обветшать, придти в негодность, но не лесоповал же на ней производили?

Далее, весь абзац о социальном неравенстве, разве что сойдёт по причине, якобы, соответствия мыслям незрелого журналиста !?
К тому же, возникает вопрос, а журналист ли этот парень?
Мысли косноязычностью отдают.

* Эй, держись, студент, нечего рот разевать!*-значит, он студент, а не настоящий журналист. Здесь можно также подумать, что фраза адресована восемнадцатилетнему
пассажиру, который, как показалось журналисту, уже понимал, что происходит
вынужденная посадка.

* но немного стыдится своих чувств.*- допускаю и свидетельствую
после «отключки», возникает чувство неясного томления и стыда.

* Подождите, а как же тот парень? Ну который тоже в вертолете был?*-явно закручивается спираль интриги, понимаешь что автор своим, «а был ли мальчик» даёт знать, что мы читаем детектив.

Я на сайте читатель и мотив суждения у меня один, интересно или нет!
Признаюсь, не очень.
Разве, что, приобщившись к началу действа, в дальнейшем пробегусь по главам, чтобы узреть, что автор «накрутит» дальше, т.к. предчувствую, что детектив будет развиваться с логикой, вернее, без всякой логики, а по принципу, как получится, как закрутится, как автору захочется.

Хорошо бы, потерпеть в своём предвиденье фиаско!

Автор не прельстил меня стилем и слогом повествования, не заинтриговал содержанием.

Сколько на сайте повестей и романов прочитала, новые главы которых ждала с нетерпением, испытанном мною, при, всепоглощающем, чтении в детстве!

Желаю автору успехов и благодарных читателей, которые будут снисходительнее меня.

Зоя Чепрасова   30.10.2010 08:04     Заявить о нарушении
Я позже поинтересовалась автором.
Жанр его опуса повесть, но размещены уже три главы, из которых
явствует, что история вырисовывается, как я предположила, в детектив.
Но из рец. вычитала, что автор пытается выдать сюрр., т.ч. Ваша версия про фантом вполне реальна.
Мне удивительно, авторы просят критики, а потом заявляют, что не рвутся менять что-то в своём творении. Именно это подвигло меня прочитать "Вертушку".
Может и ночной гость в третьей главе, всего лишь навсего, видение персонажа? Время покажет.

Зоя Чепрасова   30.10.2010 09:42   Заявить о нарушении
Реплика Чеховой удалена как не относящаяся к теме.

Открытый Текст   30.10.2010 10:10   Заявить о нарушении
Татьяна, я неоднократно убеждалась, что филологи и те, кто занимаются литературой, смотрять на текст иначе, чем я, читатель. Мне интересно прислушиваться к их мнению. Приятно, когда, моё мнение совпадает, а также интересно расширять своё знание с их помощью.
Вот и здесь, я увидела детектив, а Мята сюрр, который, как выясняется автор и замышлял.
Я пришла на сайт, как на литературный, со всеми вытекающими из слова обстоятельствами. Долго понимала что к чему. Вчера случайно открыла стр. Т-Тигра, прочитала, помнила, содержание по давнему прочтению, хотела оставить отзыв, с удивление обнаружила, что они есть и датированы мартом 2008-го года. Любопытно было прочитать и смешно над собою прежней.

Зоя Чепрасова   30.10.2010 10:20   Заявить о нарушении
те, кто занимаются литературой *по-настоящему*, смотрят, ь знак не нужен

Зоя Чепрасова   30.10.2010 10:22   Заявить о нарушении
Зоя, реплику из зрительного зала можно?
Смею предположить, что обращение "студент"( "Эй, держись, студент, нечего рот разевать") взято из "Операции Ы" , помните, знаменитое "Учись, студент!" ? Двольно популярное, кстати, выражение так же, как и обращение более старшего к младшему, например, или опытного к неопытному, доброжелательное панибратсво...По-моему вполне уместно, ведь не на самом деле один другому брат, если называет "братан"?))))))
С уважением,

Мнемозина   30.10.2010 13:43   Заявить о нарушении
обратила внимание, что мы, прочитавшие, путаемся в жанре Вертушки. Зоя считает, что это детектив, Мята - сюр, мне везде мерещится моя любимая мистика. поэтому мы и по-разному оцениваем правдоподобие текста. это, кстати, минус автору. в данном случае нельзя давать домысливать читателю, его надо сразу сориентировать в правильном направлении.
вот, например, когда мы смотрим вестерн, то не удивляемся, что герой выпрыгнул из окна второго этажа салуна, четко попал на лошадь - оседланную! - сам не убился, лошади спину не сломал, да еще всех врагов замочил. потому что это - жанр такой!
или ужасы мои любимые. все понимают, что труп лежит, как труп, а не ходит по городу. но в хорроре это никого не смущает. там непременное условие - вытащить на страх читателю пару-тройку чего-нить этакого.
сразу обозначив жанр, автор снимает с себя половину упреков в неправдоподобии и отсутствии логики героев.

Ива   30.10.2010 15:48   Заявить о нарушении
Ну, если всем мерещится разное, значит, это - триллер))))))))))

Мнемозина   30.10.2010 16:01   Заявить о нарушении
Зоя Чепрасова: "Мне удивительно, авторы просят критики, а потом заявляют, что не рвутся менять что-то в своём творении." Тут наверно намек на меня.

Цитирую свой первый комментарий: "...обязательно внесу изменения"

не все на этом сайте умеют читать.

Михаил Апекс   30.10.2010 23:08   Заявить о нарушении
Михаил, моё мнение-это обобщение предыдущего опыта на сайта и в частности
примера из второй сессии.
-*С придирками, процентов на 90 (пардон, девяносто), не согласен. Над остальными подумаю и обязательно внесу изменения.*
-Ваше резюме обнадёживает! Десятипроцентную правку Вы сделаете, значит, не зря "придирались" редакторы Открытого Текста!!!

Зоя Чепрасова   31.10.2010 03:37   Заявить о нарушении
Зоя,очевидно,эта реплика ко мне. Отвечаю: все с чем согласилась, учла и поправила.
С уважением к проекту,

Татьяна Чехова   31.10.2010 08:43   Заявить о нарушении
Ну и хорошо, Таня. Завершаем дебаты!?

Зоя Чепрасова   31.10.2010 09:45   Заявить о нарушении
Зоя! Давайте по Зойке завершим. Мне уже хватит и не интересно. А по другим вопросам,пожалуйста. Мне интересно Ваше мнение.:))
Простите,если была,может быть,излишне резка в каком-то высказывании.Не хватает еще слов.:)))
С уважением,

Татьяна Чехова   31.10.2010 12:31   Заявить о нарушении
Спасибо всем за дискуссию!

Михаил Апекс   02.11.2010 19:10   Заявить о нарушении
И вам спасибо, Михаил!

Открытый Текст   02.11.2010 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.