Вечер, птицы, бабочки... - 2010

Михаил Окунь
Вечер, птицы, бабочки...

–Михаил, уже несколько лет вы наш постоянный автор – ваши рассказы и стихи не раз публиковались на страницах журнала. Данный номер мы решили посвятить детской теме и детскому творчеству. Недавно я узнала, что у вас есть четырехлетний сын Алеша, который прекрасно рисует. Расскажите, как началась его творческая биография в столь раннем возрасте?

–Начну с основного факта биографии представляемого художника (скажем так, с долей условности, авансом): Алексей Окунь родился 8 января 2006 года в немецком городе Аалене. Но на этом с биографией пока всё – ведь в зрелые годы никто не указывает, в какой детский сад он ходил. Творческая биография началась в декабре 2009 года, когда начинающий тогда художник подхватил сильную ангину с высокой температурой, выздоравливая от которой стал вдруг наносить гуашью на стандартные листы бумаги какие-то мрачноватые видения. А позже перешел на холст, масло, акрил. Хотя, пожалуй, первая картина была нанесена на стену – на стандартные для здешних мест белые обои. Родилась она после рассматривания акварелей моего одноклассника, петербургского художника и дизайнера В. Глазкова, которые время от времени, получая в подарок, привожу с собой из Петербурга и развешиваю по стенам. Три картины – своеобразный триптих – изображают одну и ту же местность утром, днем и вечером: озерцо талой воды, чахлые северные деревца с тонкими стволами, почти лишенными веток. Вот эти-то стволы, ничтоже сумняшеся, начинающий художник и «продолжил». Распространил с помощью фломастера «родные осины» на белизну германской стены. Вторым важным, на мой взгляд, моментом было пристальное разглядывание еще одной картины безымянного автора – «лубка» на греческую тему, купленного ради рамки на блошином рынке. Ослепительно синее море, ярко-красные цветы, режущая белизна домиков... И вопросы: «А это что? А это?..»

–Как он «делает» картины?

–Как он «делает» свои картины? Тут есть две особенности. Во-первых, смешивает на дощечке, служащей палитрой, краски (а старый стул заменяет мольберт) очень долго, добиваясь необходимого, лишь одному ему известного оттенка. Я не слишком интересовался детским творчеством прежде, но мне всегда казалось, что дети предпочитают чистые цвета. А наша 15-минутная дорога по Фарбахштрассе (названа именем одного местного деятеля) в детский сад и обратно по большей части состоит из разговоров об окружающих «фарбах» - цветах. Цвет облаков, подсвеченных восходящим из-за невысоких лесистых гор солнцем, цвет самих гор, проезжающих мимо машин, крыш, асфальта... И второе. Рисуя, он не оставляет картину неподвижной – крутит-вертит ее, рассматривая в разных положениях. Иногда наносит какой-то непонятный и вроде бы неуместный мазок, который по возвращении полотна в первоначальное положение оказывается, к примеру, очень даже уместным стволом деревца на пейзаже. В основном из-под кисти они и выходят – горные, морские, лесные, какие-то, подчас, марсианские. Время от времени появляются лошадиные и собачьи головы, рыбы, кошачьи морды, слоновьи ноги и хоботы. Иногда – налитой глаз, человеческий профиль, смутные фигуры людей.

–Я заметила, что у каждой его картины есть название. Он сам дает название картине или вы ему помогаете? Как это происходит?

–Если спросить – объяснит, что хотел изобразить. Но формулировать название, конечно, затрудняется – приходится самим. Единственное точное название одной из картин, данное самим автором, вынесено в заголовок. На ней действительно изображены две птицы с малиновыми хохолками, сидящие на шестке и наблюдающие за разноцветными бабочками, порхающими перед ними в сгущающихся синих сумерках.

–На мой взгляд, картины очень интересны в колористическом отношении – они яркие, контрастные. А что говорят специалисты? –Как, вероятно, любые родители в подобных случаях, мы пытаемся показать работы сына сведущим людям. В городе нашего проживания – Аалене, центре округа Ostalbkreis в Баден-Вюртемберге, – мы обратились к социальной работнице, курирующей в местном Landratsamt'e работу с детьми. Посмотрев диски с картинами на компьютере, она несколько удивилась и сказала, что ей надо посоветоваться с коллегами. А через несколько дней сообщила, что всё это не совсем по ее части, так как к разряду обычного детского творчества эти картины отнести нельзя – не раскрыты темы «Мой день», «Моя семья» и т.д.

–Ну да, это обычные темы, которые предлагаются всем детям.

–Впрочем, она предложила устроить выставку в их офисе. В ааленском Kunstverein'e, объединяющем местных художников и любителей искусства, нам предложили поучаствовать в ежегодной апрельской выставке членов объединения, представить 2 – 3 картины. Но для этого надо вступить в объединение. В обоих случаях мы ответили, что подумаем, а затем отказались. Может быть, зря. Интересно, что во время разговора председатель объединения взял карандаш и стал набрасывать на листке фигуры животных – верблюда, слона... А затем пододвинул карандаш Алёше, как бы приглашая поучаствовать. Тот что-то почирикал. Но мы-то знали, что карандаш как «орудие изобразительного труда» он практически не воспринимает – лишь как средство для написания букв и цифр. Для рисования необходимы «фарбы»... Отправил я фото и сканы с картин сына и некоторым знакомым петербургским художникам. С упомянутым выше Славой Глазковым схитрил – не назвал возраста автора. Он ответил: оригинально, интересно работает с цветом. Что для людей, знающих об обычном отношении художников к работам коллег, может звучать щедрой похвалой. Известный петербургский художник Валерий Мишин написал: «Отсутствие робости перед красками может быть хорошей предпосылкой для дальнейших занятий живописью. Однако делать какие-либо выводы не берусь. Ребенок должен нормально развиваться. Учиться говорить, писать, читать, слушать и видеть, т.е. постигать мир. Толковому педагогу из изостудии или чего-то подобного стоит показаться, с галереями следует быть осторожным, так как галереи – это коммерческие структуры с определенными целями. Работайте – и всё получится». С этим трудно не согласиться.

–А как развивается Алеша? У него хороший контакт с детьми?

–Замечу, что Алексей отнюдь не «погружен с головой в живопись» (хотя на данный момент у него уже более 150-ти картин маслом и акрилом и рисунков гуашью). Он играет в футбол, любит настольные игры, связанные со счетом (например, домино). С детьми в детском саду говорит, естественно, по-немецки. Распевает песни из кинофильма «Земля Санникова», и не только поет, но и «ставит» некоторые сцены из этого фильма.

–Очень часто родители вынашивают честолюбивые планы в отношении своих детей, часто меркантильные. И часто, не секрет, это заканчивается в лучшем случае ничем. Но, конечно, обратить внимание на склонности ребенка, проявившиеся в детстве, необходимо. Как вы относитесь к тому, чтобы выставить где-то, в какой-то галерее, работы сына? –Что касается галерей – нашлась одна, бескорыстно заинтересовавшаяся работами Лёши. Это Galerie Melnikow в знаменитом университетском городе Гейдельберге. Хозяйка галереи, Magdalena Melnikow, имеет русские корни по отцу. Она родилась перед Первой мировой войной в Риге, вскоре семья эмигрировала в Австрию. После войны приехала в Гейдельберг, окончила университет. Галерея ориентирована на творчество художников из Восточной Европы. В рамках одной из выставок должен состояться вечер, посвященный работам Лёши. Где также должен выступить некий детский психиатр с интерпретацией изображенного на картинах. Объяснить, так сказать, что там у него в голове творится... А недавно одно издательство в Гельзенкирхене выпустило календарь на следующий год с работами Алексея. В заключение скажу, что некоторые высказывания героя этого очерка ставят в тупик. Так, я пообещал ему, что во время грядущей поездки в Петербург мы обязательно побываем в музее, где висят разные картины многих художников. Он вдруг отрезал: «Много художников не бывает!»

Интервью: Людмила Коль.

Аален, 2010

Опубликовано: "LiteraruS" (Хельсинки), №4 - 2010.

Картины, опубликованные вместе с материалом: с. 1 - Вечер; с. 4 - Водопад (обе - в черно-белом варианте). На цветной вкладке: Скала и море; Вечер, птицы, бабочки; Море и лава; Закат на южном море; Пейзаж (речка, бегущая с горы).

На фото: А.Окунь. Вечер. Холст, акрил, 40х50. 2010г.


Рецензии