Г-о-р-о-д-о-к
" Ах, как дорого и мило,
То что было так давно, -
В нашем детстве
Где когда-то
Была мама молодой... " (Е.В.Р)
Городок Малин располагался в ста километров от Киева и был долгое время в Киевской губернии, а после войны его перевели в Житомирскую область, что довольно негативно сказалось на общее городское развитие, так как городок потерял даже своё районное значение и стал числиться в Радомышельском районе .
И лишь в 60-х годах Малин обрёл своё районное значение и с тех пор стал понемногу развиваться как город и отстраиваться каменными домами, а до этого он почти весь был застроен частными домиками, которые на вид были довольно неказистыми, но зато утопали в больших плодоносных садах и в многочисленных ярких цветниках ...
Малин в те далёкие времена был похож на большую, обширную деревню и отличался от других сёл тем, что в центре у него была большая, плохо замощённая булыжником площадь. А ещё городок имел обширный рынок и здание пожарки с каланчой, и даже церковь с колоколами между деревьями и дворец культуры...
Город находился на высоком холме, что тянулся вдоль небольшой реки Ирши, которая брала своё начало где-то в болотах и в родниках, питавшихся водами от Карпатских гор... А впадала речка Ирша в реку Тетерев, а Тетерев в свою очередь вливалась в величавый и широкий Днепр...
Малин крепко закрепился на этом холме вокруг площади, что раскинулась на самом высоком месте, где слева от неё высилась деревянная церквушка, которая сверкала в солнечный день своим скромным железным крестом и крашенной крышей ...
Но выше православной церквушки над городом высился белый, в греческом стиле, католический храм, который после революции превратили в школу (русская школа № 2)...
В этой школе № 2 потом, училась я и почти все мои друзья...
Но школа в костёле появилась только после войны, а до войны там было какое-то учреждение, а во время войны там располагалось гестапо, где пытали и убивали коммунистов и партизан...
Возможно, что если бы через Малин не прошла железная дорога, он так бы и остался маленьким неказистым посёлком или тихим провинциально-глухим городком, каким был всеми забытый Радомышль...
Но в этом отношении Малину повезло, так как ещё до революции через его центр было решено проложить железную дорогу...
Когда в царское время прокладывали через город железную дорогу, властям нашего местечка-села удалось отвести железнодорожную линию немного в строну от центра городка и подальше от реки. В итоге железнодорожный вокзал оказался в пяти километров от самого города...
Железнодорожный вокзал с городком соединяла длинная и главная дорога, которая пересекала город в самом его центре, через большую площадь и круто спускалась вниз к бумажной фабрике, где незаметно вырос и быстро разросся фабричный посёлок...
Это была самая элитная часть города, так как там были освещены улицы и впервые именно там появилось паровое отопление в фабричных домах, а также водопровод и канализация. А в самом городе все эти коммунальные удобства появятся лишь спустя десятилетие...
Дорога от вокзала вливалась в городскую площадь, а оттуда круто шла с холма вниз к реке, к деревянному в те времена мосту, и через мост прямо к фабрике, а там, дорога круто поворачивает налево и ещё раз круто изогнувшись, поворачивала уже налево и, пройдя через весь фабричный посёлок, уходила в лес... И там, через леса и поля, сёла и городки, мимо Радомышля, шла на славный город Житомир, который малинчане очень не любили...
В основном, если нужны были продукты или праздничные покупки, то
малинчане чаще всего ездили в Киев или в Коростень... Но очень редко в Житомир... Житомир - это очень неуютный, неуклюжий и бедноватый город...Таким он был тогда, в 1950 годах...
Малин же превратился в город только благодаря бумажной фабрике, которая "вытянула" село в посёлок, а потом в городок... в 1950 - годах...
Бумажная фабрика была сердцем городка и без неё город так и остался бы большим селом или небольшим посёлком...
Но именно благодаря возникновению фабрики на берегу речушки Ирша, карте Украины появился небольшой провинциальный город Малин...
В 1980 году в городе проживало 30 тысяч жителей, но после Чернобыля, а потом и "перестройки" жителей в Малине осталось около 14-15 тысяч жителей...
Но жизнь продолжается и город с каждым годом неузнаваемо меняется,
а население, безусловно, прибавляется... Жизнь никогда и нигде не останавливается.
Свидетельство о публикации №210103001191