Cевастополь 68-71гг. Небольшие рассказы
Хорошо, что это сон.
Вспоминая молодые годы, захотелось написать о трёх годах отданных Черноморскому флоту в Севастополе. Вот собственно и начну с города.
О Севастополе мы знаем вроде бы много, не буду повторяться и перечислять. Мы видим светлый, красивый и удивительно чистый (по крайней мере, таким он был в мои годы) город. Видим огромную, одну из лучших и удобнейших бухт мира. На "бочках" и у причалов военные корабли-красавцы. Но это только видимая, малая часть города. О другой - большей части, знают немногие. Это те, кто там работает и служит. Но не ждите их рассказов, они никогда и ничего не расскажут. Если только чуть-чуть, осторожно, под рюмку на кухне. И это правильно, так и должно быть.
В те годы существовало на флоте и такое определение городу. Севастополь-город камней, ****ей и бескозырок. Ничего тут не поделаешь, что было, то было. Так вот и начнём с первого. С камней.
Севастополь, Симферополь - надо думать, что города и населённые пункты Крыма построены из этого камня. Сам Бог велел использовать такой клад, что у тебя под ногами. Песчаник лёгкий в обработке, прочный, светлый, добывали на полуострове уже не одно столетие. Штольни, катакомбы – называйте, как хотите. Весь Крым изрыт подобными пустотами. Вернёмся конкретно к Севастополю.
В какой-то научно - популярной телепередаче показывали и рассказывали о жизни муравьёв в муравейнике. Прозрачное стекло как бы разрезало пирамиду муравейника от макушки до нескольких метров под землёй. Особенно впечатляла подземная часть со множеством многоярусных ходов, залов, перекрёстков, по которым бегают и снуют муравьи. Всплыли далёкие, полу стёршиеся в памяти воспоминания и ассоциация, что ты это уже где-то видел. Передо мной был Севастополь в разрезе.
Дома, строения, даже красавица бухта с кораблями. Люди, живущие в городе, плавающие на этих кораблях - это всё наземная часть города - муравейника. А вот в подземной части города бегают и снуют не муравьи. В штольнях, высотой и шириной по шесть- восемь метров бегают по рельсам мотовозы с платформами и вагончиками. В залах и штольнях лежат не кладки муравьиных яиц, а другие кладки. Нам показывали штольни, где хранился двухмесячный запас хлеба для нужд флота, всего гарнизона и мирного населения всего города. "Сундук" (сверхсрочник по- флотски) взял буханку белого хлеба, вскрыл вакуумную упаковку ( прошу заметить, это ещё шестидесятые годы), хлебный кирпичик в его руках слегка увеличился.
Разломал его и протянул нам.
- Нате, пробуйте! Хлеб был совершенно нормальный, точно такой, как был у нас недавно за обедом. Кто-то спросил.
- И сколько же он здесь хранится? Ответ был совершенно внятным. - Долго! Много будешь знать, быстро состаришься. Но добавил. Периодически заменяется. Вон, смотрите пустые штольни, их заполняют новым поступлением, а этот пойдёт на сухари. При мне дважды меняли. Ну, не будешь же его спрашивать, а сколько Вы уже здесь служите? Вот и гадай. В другой штольне очередной "сундук" аккуратно, гвоздодёром вскрыл ящик, достал автомат ППШа без диска. Рукавицей стёр густую смазку, сунул нам под нос. Год выпуска - начало пятидесятых годов. Махнул рукой в сторону противоположной стены, где на таких же стеллажах стопками лежали ящики.
- Там диски и патроны к ним. Размеры и объёмы подобных хранилищ поражали воображение: лампы, висевшие под потолком, бежали- бежали и сливались в одну маленькую точку.
Мне довелось служить в торпедном арсенале на Троицкой.
Казарма, штаб, хозяйственные постройки и прочие мелочи на поверхности. Всё остальное от цехов до хранилищ под землёй. Кому доводилось ехать в Севастополь поездом, ещё километров за двадцать до города могли заметить как от основной железнодорожной ветки в разные стороны начинают отходить рельсы. Прямо в никуда, в голую степь. И вот стоит целый эшелон цистерн, а шланги уходят, как кажется в землю. Надеюсь, мне удалось объяснить, что в нижнем "муравейнике" Севастополя есть всё, буквально всё и в огромных, неподдающихся воображению объёмах и количествах. Даже мне, простому матросу срочной службы, знавшему и видевшему в те годы совсем мизер.
Уже в новом веке мне стало ясно, что Россия никогда не уйдёт из Севастополя. Надо быть совершенно сумасшедшим руководителем, чтобы пойти на такое.
А руководитель самостийного государства, вознамерившийся претворить в жизнь эту подброшенную ему идею - политический труп. Как показали дальнейшие события, именно так всё и произошло. И всё вроде бы хорошо, но почему-то в последнее время, после написания этого рассказика, стал мне сниться непонятный, кошмарный сон.
Стою я - ученик восьмого класса перед огромной, немой картой страны. А географичка наша Ольга Николаевна, гоняет меня по ней.
- А покажи- ка нам теперь полуостров Крым! Да запросто. Уверенно веду указку вниз. Вот здесь должен быть такой широкий язычок. Но его нет. Такого быть не может! Но его нет. И просыпаюсь.
Свидетельство о публикации №210103001278
Анатолий Ленков 17.11.2018 21:18 Заявить о нарушении
Ни в рекламе, ни в каком-либо продвижении в массы, я не нуждаюсь. Прочитал, отметил самое главное для тебя в тексте и, хватит с меня.
Отвечу - спасибо! И пусть всё идёт так, как идёт. Меня всё устраивает.
Олег Чистов 18.11.2018 01:29 Заявить о нарушении
Анатолий Ленков 27.12.2018 20:02 Заявить о нарушении