Рецензия на фильм На ощупь
Булат Шалвович Окуджава на одной из встреч с поклонниками его творчества заметил, что считает Литинститут гениальной ошибкой Горького – и что искусству создавать литературное произведение научить нельзя. А уж выдавать диплом, подтверждающий профессиональные навыки «Творца» - вообще бред… (за точность цитаты не ручаюсь). Думаю, - он, - безусловно прав, и не только относительно литературы – к кино это тоже относится. От себя бы добавил (это не мания величия - авт.) - отсутствие профессионального образования у людей, считающих себя творцами, - не меньший бред.
После просмотра нового фильма Юрия Грымова «На ощупь», я в этом укрепился на все 100 процентов...
Смотрел я его вчера в доме кино. Скоро там опять судьбоносные кино-решения принимать будут, и лёгкая наэлектризованность уже витает в воздухе. В фойе обсуждали учительские перспективы на «Оскара», манифест Никиты Сергеевича, да и со сцены перед началом кино, - режиссёр Юрий Грымов тоже «сказал за эту тему» – в общем всё как всегда….
Была пятница – конец трудной недели, в Москве слегка хэллоуинило и очень хотелось, как говорят в Одессе «таки хорошего КИНА». Его таки не случилось, несмотря на всеобщее в зале «хотение»….
Можно, очевидно, (и наверное автор кинофильма имеет право это делать) написать сценарий простыми предложениями (одно деепричастие или сложный оборот в пятнадцать – двадцать минут), вставить в кадр одного-двух «теле-аллергенов» всей СНГ и русскоговорящей мировой диаспоры (типа любого Малахова) и монологи героев построить на банальнейших «жизненных истинах», с которых уже и пыль то отрясать не стоит – они могут рассыпаться в прах от ветхости, затёртости и объеденности «молью времён». Можно поместить героев вроде как в безвременность, но с угадываемыми реалиями СНГалии голимой. Можно всё это «кинодейство» разбавить проверенными временем и совковой попс-аудиторией хитами от Анны Герман, Виктора Цоя, Валерия Леонтьева (пусть даже и перезаписанными в Великобритании). Всё это можно – только вот стоит ли?
Великий дебилизатор всех времён и народов – телевидение это делает давно и успешно – стоит ли эти методы, пусть даже и с якобы целью китчевой пародии на дебилизатор, - переносить на киноэкран? У режиссёра и продюсера Юрия Грымова получилось не кино, направленное на всеобщий "телеосуждамс", а киноконцерт и шоу – типа стёба над стёбом, когда кадр с втыканием арбалетной стрелы в причинное место злодея вызывает в зале вздох облегчения – наконец-то этот китч о наказании зла временно прозревшим добром, закончится.. . Думаю режиссёр Юрий Грымов и сам прекрасно это понимал, в конце фильма идейно подстраховавшись и введя финал, сделанный в якобы реальной телестудии. ..
Ну умеет человек прекрасно снимать клипы, - на кино они реально не тянут, даже если и сняты на прекрасной плёнке, с хорошим английским звуком, обРАПИДены до стоковости в выигрышных визуальных эпизодах (эпизод с простреленной этажеркой под пахмутовскую «Надежду» – просто супер – Тарантино отдыхает!!!) и подстрахованы неплохими киногэгами типа эпизода с обмороком героя при виде «говорящей утки» в зоопарке…
Получается не кино – получаются кино-понты с претензией на оригинальность, причём вторичные и по смыслу, и по визуалу, и по идее – всё это было и не раз и даже в кино, сделанном в Индии….
Ну, - это моё мнение – никому не навязываю – рядом сидели «продвинутые молодые люди», которым эти мысли, китчево-клиповое действо и буйство теледури на экране явно «вштырили не по-детски».
Если это входило в режиссёрскую сверхзадачу (донести до зрителя мысль, - траченую молью, - о том, что ТВ скоро погубит кино) – то режиссёр Юрий Грымов явно опоздал – об этом уже лет тридцать твердят все кому ни лень.
Если в сверхзадачу режиссёра Юрия Грымова входило китчево-клипово самовыразиться, - то это тоже прекрасно сделано и не раз – один из крайних примеров - замечательное кино под названием «Кислород» режиссёра Ивана Вырыпаева…
Если речь в кино режиссёра Юрия Грымова шла о стёбе просто ради стёба – то это в российском кино это уже давным-давно делает отец Иоанн (Охлобыстин) и делает гениально…
В общем, для меня как-то в кинофильме режиссёра Юрия Грымова «На ощупь" всё получилось где уже слышанным, где-то уже виденным, где-то уже использованным. Такой вот крепко сделанный кино «секонд хэнд», хотя все актёры были убедительны и очень старались...
Вообще, как мне представляется, - тема убогих в кино (я в не обидном для увечных людей смысле – есть такое толкование этого слова у Владимира Даля) в талантливых руках Мастера практически беспроигрышна – ну вспомнить хотя бы слепенькую с фиалками у Чарли Чаплина...
Когда эта тема эксплуатируется скажем так, - не Мастерами, - получаются фильмы типа «Пёстрых сумерек» или «На ощупь». Может им (не Мастерам - авт.) не стоит, - ради донесения китчевых банальностей до зрителя, - эту тему вообще трогать?
Пусть лучше общество слепых России этой темой и этими больными занимается, а не члены (пусть даже и заслуженные) союза кинематографистов России…
Свидетельство о публикации №210103000390