Ну очень легендарная Русь

Рецензия на книгу: В. Калашников. – Атлас тайн и загадок. Книга 1. Русь легендарная (М.: Белый город, 2002). Написана для сайта "Втопку.ру" и опубликована там.

           Эта книга, адресованная, судя по яркому оформлению и обилию картинок, детям школьного возраста, повествует о древнейшей истории русского народа, восходящей якобы к незапамятным временам. Начинается она с очень характерного введения, в котором автор высмеивает традиционную картину истории Древнего мира – вот, мол, в 3 тысячелетии до н.э. цивилизация была только в Египте, Месопотамии, долине Инда, а чуть позже ещё и в Китае возникла, а вся прочая земля была «безвидна и пуста». «Сказочная, неправдоподобная картина!» – восклицает Калашников, даже не пытаясь объяснить, чем она неправдоподобна. И дальше начинается самое главное: мол, самая незавидная роль в этой картине отведена русским, у которых, получается, вообще не было древней истории, а вся история России начинается с призвания варягов и принятия христианства. Эти-то «абсурдные анекдоты» автор и намерен опровергнуть в своей книге, противопоставив им якобы преступно сокрытую древнейшую историю русского народа. Тут-то и начинается настоящая легендарная Русь, такая легендарная, что хоть стой, хоть падай.
            Начинается она с того, что Калашников критикует теорию происхождения человека и его расселения по Земле: в ней-де «не учитываются изменения очертаний материков и гибель целых континентов», таких, как Атлантида, Лемурия, Му и Арктида-Гиперборея. «Куда логичнее, – на голубом глазу пишет наш автор, – предположить, что жизнь зародилась на просторах исчезнувшего континента Лемурии и оттуда гоминиды, <…> спасаясь от всемирной катастрофы, уничтожившей их прародину, расселились в соседнюю Африку на западе и в Индонезию на востоке». Хоть бы на мадам Блаватскую сослался, что ли… Кстати, несколькими страницами ниже оказывается, что истинная прародина человечества – не Лемурия, а Арктида.
         Дальше Калашников начинает критиковать традиционную схему расселения древних людей из Африки (кстати, саму схему так и не приводит) – ему кажется подозрительным, что маршруты этого расселения очень долго обходили территорию России, при этом люди почему-то не испугались полярного климата Берингии, через которую проникли в Америку. Обычно это объясняется тем, что большую часть территории России в то время покрывал ледник, тогда как Берингия (и вообще Восточная Сибирь) была от него свободна. Но наш автор этому не верит – все это, уверен он, придумано западными учёными, чтобы доказать, что в России «долгое время не было людей. Они появились здесь значительно позже и потому сильно задержались в своём развитии».
           По-моему, под задержавшимися в развитии людьми в России автор имеет в виду свою целевую аудиторию. По логике той теории, которую Калашников приписывает «врагам России», западные европейцы сами ненамного опередили русских в развитии, потому что в Европе люди тоже появились довольно поздно. А наиболее высокоразвитыми людьми, в таком случае, следует считать коренных жителей Африки, которые живут там со времени возникновения человечества. Конечно, это полная чушь, но наш автор, видимо, рассчитывает на людей, которые неспособны логически мыслить, зато готовы верить любому бреду, если этот бред – про вековечную враждебность Запада к России.
           На самом же деле, продолжает наш автор, «русская цивилизация значительно старше египетской и шумерской», и доказательство тому – космогонические мифы. У многих народов существовали мифы о возникновении мира из яйца, снесённого неким божеством (или божествами) – Брахмой у индийцев, стихиями Инь и Ян у китайцев, курочкой Рябой у русских. Сказка о курочке Рябе (чёрной с белыми пестринами – символ звёздного неба), как уверяет Калашников, древнее всех прочих космогонических мифов. Почему? Потому что зооморфные образы в мифах древнее антропоморфных – значит, наша курочка Ряба древнее индийского Брахмы и китайских Инь и Ян. Никаких цитат и ссылок на источники, подтверждающие сей тезис, автор, конечно, не приводит.
             Далее мы узнаём, что русы, оказывается, были элитой, правящим слоем древних арийских народов. Арийское общество делилось-де «на три касты, имевшие цветовую символику: белых – священников, серых – домохозяев и красных – воинов», и русы были-де именно «красными», т.е. воинами и правителями. Когда, как утверждает автор, в 13-11 тысячелетиях до н.э. Арктида-Гиперборея была разрушена глобальным катаклизмом, а её уцелевшие обломки покрылись льдами, арии двинулись на юг, в земли диких неандертальцев, и понесли им свет знания и культуры (за что потом, если верить автору, были обожествлены). И «красные» русы, как им и положено, стали править дикими местными жителями, причём «везде, всегда русы вели себя не как завоеватели, а как мирные правители и просветители народов», в противовес жестоким и порочным атлантам (без них в книге тоже не обходится).
             Итак, «начиная с 9 тысячелетия до н.э. следы русов появляются в разных регионах Земли: на севере Европы, в Сибири, Малой Азии, Палестине, а также в других уголках планеты». Таковыми следами, если верить автору, являются: Аркаим на Южном Урале, Чатал-Гююк в Турции, Иерихон в Палестине и др. Кстати, Иерихон Калашников переиначивает в Ярихон, так же, как Иордан – в Ярдан и Иерусалим в Ярусалим – так-де изначально (в честь бога Ярилы!) назвали их русы, а потом уже семиты переиначили эти названия на свой лад. Русы же были учителями шумеров, египтян (правда, в Египте потом якобы взяло верх атлантское влияние), критян и других народов. Доказательства? Те же, что и раньше, т.е. никаких доказательств. Правда, если верить Калашникову, существует «бесчисленное количество храмов, скрывающих сведения о русской цивилизации, разбросанных на огромных пространствах Турции, Ирака, Ирана, Палестины и Сирии». Но они (опять же, если верить Калашникову) принципиально не исследуются, потому что хранят в себе слишком уж явные следы русской культуры: «фигуры русских богов, этническая отчётливая символика и всюду исконно русский красный цвет». Добавлю, что «фигурами русских богов» и «этнически отчётливой символикой» наш автор считает абсолютно всё, что хоть чуть-чуть напоминает ему русское народное искусство, а при таком подходе, ясное дело, можно найти следы «древнерусской цивилизации» хоть в Новой Зеландии.
             Это всё, как можно понять, только начало – книга оканчивается временем первых русских князей и крещения Руси. И всё это время русы, уверяет нас Калашников, повсюду выступали как мудрые и благие правители, просветители народов, однако их великая историческая роль, конечно, всячески замалчивается. Никаких ссылок на источники, как я уже говорил, нет, и вообще автор почти ничего не говорит о том, откуда он узнал все эти удивительные вещи. Впрочем, об этом можно догадаться – каждый раздел предваряет эпиграф из «Велесовой книги», из которой автор и позаимствовал сведения о временах вплоть до 7-8 веков до н.э. (о ней в «Руси легендарной» тоже говорится как о великом памятнике русской культуры, который враги России пытаются выставить фальшивкой). Откуда он взял сведения о более ранних временах – из «Славяно-арийских вед», из писаний мадам Блаватской, к которым присочинил от себя кое-что о великой роли русского народа, или ещё откуда – я судить не берусь.
            Ещё не могу не добавить несколько перлов, выдающих то ли невежество Калашникова, то ли его презрение к образовательному уровню и умственным способностям своих читателей. Так, говоря о легендарном русском князе Бусе Белояре, которого изменой убили готы, автор называет датой его гибели 21 марта 368 года (как обычно, без всяких ссылок на источники) и добавляет, что на этот же день «в Константинополе была назначена казнь одного из величайших христианских святых – Василия Кесарийского» (он же Василий Великий). А дальше оказывается, что и Бус, и Василий через три дня после смерти воскресли, а на сороковой день – вознеслись на небо. Не знаю, что там было с Бусом, а с Василием Великим ничего подобного не произошло – хоть ему и грозили и пытками, и даже казнью, но умер он своей смертью в 379 году и, насколько известно, не воскресал и на небо не возносился. Видимо, Калашников следует академику Фоменко, который отождествляет Христа, помимо прочего, с Василием Великим (а вообще, с кем только он Христа не отождествляет!).
            Но особенно впечатляют иллюстрации, вернее, подписи к ним. Вот, например, фотография античного надгробия из Малой Азии, где якобы «с древнейших времён обитали русы». Подпись гласит, что-де «надпись на могильном камне сделана руникой», при этом по фото видно, что надпись сделана на греческом языке и греческими буквами, такими, как «бета» (В), «дельта» (;), «омега» (;). Вот другая картинка, которая якобы изображает «древнерусскую богиню Ладу, которую ионийские греки называли Кибелой, на пардусе [леопарде или гепарде]». На самом деле это мозаика с изображением даже не богини, а бога Диониса, которого легко узнать по его тирсу – посоху, увенчанному сосновой шишкой. Правда, сей бог одет в длинное роскошное платье и богато разубран, так что по невежеству его и вправду можно принять за женщину. Калашников, видимо, тоже написал так по невежеству – неясно только, своему или своего предполагаемого читателя.
            И вот ещё один случай, особенно забавный: древнеегипетский рисунок на папирусе, подписанный: «Бог Ра, которого покидает его любимая дочь Тефнут». Во-первых, Ра изображён почему-то синим, покрытым волнистой рябью, что для солнечного бога весьма странно – видимо, это не Ра, а бог воды Нун. Во-вторых (вот где самое забавное!), у «Тефнут» на рисунке – борода, такая же, как у «Ра»! Определённо, «Русь легендарная» рассчитана на сильно задержавшихся в развитии людей. 


Рецензии
Так это ж бубль гум. В смысле беллетристика. Пробле5ма в том, что современная историческая публицистика, в том числе в книжном формате, направлена на что угодно, только не на повышение уровня знаний. Это же не точные науки, поэтому можно в наукоподобном стиле писать все что душе угодно. Понятно, что до Вебера, Тойнби, Дельбрюка не дотянем. Да тот же Гумилев взыл концецию Тойнби за основу и выдал такое, что до сих пор все радуются - Гумилев основоположник, типа Циолковского и Павлова.

Ну за Циолковского сказать ничего не могу, но Гумилев, еще до всемирной известности, подвергся критики со стороны Рыбакова за его концепцию пассионарности.
Что же говорить за сегодняшних публицистов, которые штампуют книги по методу жанра детектива и в соответствующем количестве.



Бивер Ольгерд   03.04.2014 13:00     Заявить о нарушении